Фрагмент для ознакомления
2
Дополнительное образование детей - это процесс развития свободного выбора детей. Способы, методы деятельности и ценностные ориентации дополнительных занятий предназначены для удовлетворения человеческих интересов, самореализации и культурной адаптации, превышающие стандарты общего образования.
Актуальность работы. Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить новое качество образования для подрастающего поколения, должна создать принципиально иную функционально-деятельностную модель, основанную на принципе целостности образования. Последнее означает, что в российских школах базовое и дополнительное образование детей впервые могут стать равноправными и взаимодополняющими компонентами, создавая тем самым уникальное образовательное пространство для всестороннего личностного развития каждого ребенка. В этом случае школа может заложить фундамент для их успешной адаптации в обществе.
Проблема исследования. В современном обществе существует острая необходимость в снижении напряженности, нетерпимости и агрессивности между детьми и подростками. Для этого, прежде всего, необходимо усилить образовательное воздействие на детей и увеличить их занятость в полезной социальной деятельности. В этом отношении дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную постоянно противостоять различным «контркультурным» потрясениям, подрывающим стабильность подрастающего поколения.
Основываясь на своей оригинальности, непрерывное (дополнительное) образование органично сочетает различные значимые досуговые организации (отдых, развлечения, каникулы, творчество) с различными формами образовательной деятельности, тем самым сокращая пространство для девиантного поведения и решая проблемы детей.
На самом деле школы дают общее, важное и содержательное образование; но именно дополнительное образование способствует многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей и ранней профориентации.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. Исследованиями сущности творческого процесса занимались следующие ученые: В.С.Библер, Е.С. Громов, М.С.Кагаг, А.И.Спиркин, В.С. Щербаков, А.Н. Мотырева, В.В.Гурьева и др.
Общепедагогическое и развивающее значение занятий искусством, которое выдвигалось на первое место отечественными деятелями художественного воспитания начала XX века, первых послереволюционных лет А.В.Бакушинским [13], Ю.М.Бонди [12], В.Е.Пестель [44], Ф.И.Шмитом [50], А.А Мелик-Пашаев [73] переосмысливается и вновь обретает необычайную актуальность.
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: практика применения дополнительного образования художественной направленности.
Цель исследования: проанализировать возможность применения дополнительного образования на примере художественного направления, а также изучить, какую значимость она несет в себе.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. раскрыть особенности дополнительного образования детей в контексте современного развития;
2. провести анализ педагогического опыта по проблеме развития художественной направленности учащихся в системе дополнительного образования на примере школы искусств;
3. изучить цель, задачи и методика организации эмпирического исследования по формированию художественно-творческих способностей;
4. осуществить проведение эмпирического исследования;
5. провести анализ результатов экспериментальной работы, управления развитием художественно-творческой деятельности учащихся.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в данном исследовании разработаны основные положения работы дополнительного образования художественной направленности. Также в исследовании приведены способы работы с учащимися, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Гипотеза исследования: в работе выносится предположение о том, что управление развитием художественно-творческой деятельности учащихся основной школы в системе дополнительного образования обеспечивается, если: художественно-творческая деятельность учащихся основной школы понимается как интегральный процесс развития личности школьников в целом, формирующийся и развивающийся в процессе целенаправленного поэтапного осознания своей будущей профессиональной перспективы.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты дополнительного образования.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведено эмпиричсекое исследование.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности дополнительного образования детей в контексте современного развития
В последние годы развернута серьезная научно-методическая работа, поэтому дополнительное образование обрело теоретические основания. В Федеральном закон № 273-ФЗ дополнительное образование сначала рассматривается как осуществляемое в рамках образовательного плана, то есть как область образования оно осуществляется в различных учреждениях вне установленного образовательного плана, который определяет его статус.
Важной особенностью функционирования системы дополнителього образования в Российской Федерации является ее бесплатный и всеобщий доступ. Доля платных услуг в заведениях такого типа не превышает 10-25%. Кроме того, значительно увеличилось количество ассоциаций (кружков) детских учреждений дополнительного образования, организованных на базе других образовательных учреждений [5, с. 162-187].
Каждое учебное заведение, независимо от его организационно-правовой формы, типа и разновидности, является неотъемлемой частью системы образования, наряду с образовательными административными учреждениями и непрерывными образовательными программами, а также национальными образовательными стандартами различных уровней и направлений.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ, детские учреждения непрерывного образования называются несколькими различными типами образовательных учреждений, и их деятельность регулируется уставом каждого конкретного учебного заведения.
Основные цели дополнительного образования:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, В. А. Психология личности: Учеб. Пособие / В. А. Аверин. – СПб.: Михайлов, 2001. – 191 с.
2. Автономова, Н. С. Современная западная философия: Словарь / Н.С. Автономова. — М.: ТОН — Остожье, 1998. — 544 с.
3. Алексеева, В. В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор: Альбом для детей / В. В. Алексеева. – М.: Сов. художник, 1991. – 236 с.
4. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. — М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. – СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
7. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 415 с.
8. Журкина, А. Я. Педагогические проблемы внеучебного времени старшеклассников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А. Я. Журкина. — М.: Наука, 1970. — 20 с.
9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология / В. И. Загвязинский. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2005. – 206 с.
10. Ильенков, Э.В. От философии до педагогики / Э. В. Ильенков; ред.-сост. Г. В. Лобастов; Современная гуманитарная акад., Философское о-во «Диалектика и культура». – М. СГУ, 2015. - 610 с.
11. Каган, М.С. Морфология искусства: историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусства / М.С. Коган. – Л.: «Искусство», 1972. – 440 с.
12. Калиш, И. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И. В. Калиш. — М.: [б. и.], 2000. — 181 c.
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2010. – 646 с.
14. Лузина, Л. М. Словарь педагогического обихода / Л. М. Лузина. – Псков: Изд–во «ПГПУ», 2009. – 119 с.
15. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азъ, 1994. — 907 с.
16. Поповкина, О.П. Гамаюнова, В.И. Декоративно-прикладная деятельность как средство активизации изобразительного творчества старших дошкольников // Защита детства: проблемы, поиски, решения. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 247–251.
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
18. Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01., ПО.01.УП.04 РИСУНОК. // Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шебалинская детская школа искусств». 2020.
19. Программа по учебному предмету ПО. 01. УП.02, ПО. 01. УП. 05 ЖИВОПИСЬ. // Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шебалинская детская школа искусств». 2020.
20. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1959. – 352 с.
21. Современные методы преподавания в ДХШ и художественных отделениях ДШИ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/04/06/sovremennye-metody-prepodavaniya-v-dhsh-i
22. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б. М. Теплов. - 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 638 с.