Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования могут показаться не очевидным. Система государственных закупок сегодня отвечает тем реалиям и особенностям экономического развития. В ее содержании не усматривается тесной взаимосвязи с ее формами в прошлом.
Однако, сам процесс эволюции института государственного заказа представляет значительный исследовательский интерес.
Сама отправная точка, со стороны которой следует вести отсчет начала института государственных закупок. Различные источники по-разному трактуют этот исторический период.
Во всем мире с появлением государств выстраивалась с момента появления государств. Преимущественно данное обстоятельство предопределено обеспечением фуражом и продовольствием для войск. С развитием государственных институтов, стали возникать и новые потребности для обеспечения их функционирования.
Современное состояние государственных закупок вызывает многочисленные вопросы гражданского общества о целесообразности и содержании процедуры государственных закупок, что заставляет более тщательно изучить исторический опыт.
Для достижения указанной цели следует решить такие задачи, как:
1. выявить и проанализировать закономерности становления системы государственных закупок в России;
2. описать тенденции становления государственных закупок в дореволюционный период;
3. проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие государственные закупки в советский период;
4. изучить культурно-исторический контекст изменений системы государственных закупок;
5. сформулировать выводы.
Объектом исследования является эволюция системы государственных закупок.
Предмет исследования - система государственных закупок на первом этапе становления советской власти.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список литературы, обоснована логикой повествования исследования.
Глава 1. Основные этапы развития государственных закупок в XVII-XVIII веке
1.1 Закупки при правлении Алексея Михайловича
Определить возраст системы государственных закупок в России представляется весьма сложной задачей, так как определить ее истоки проблематично.
Обеспечение княжеских, а затем и царских дворов осуществлялось различными способами. Но, акцентируя внимание на то, что в эпоху феодализма обеспечение было волей феодала, поэтому говорить о существовании системы закупок в те времена не представляется возможным.
Хотя отдельные авторы указывают, в частности, на самый древний памятник российского права – Русской Правде. Там указывается на требования для строителей мостов и городов.
В этом документе, дошедшем до нынешних времен, фиксируются и должностные лица, которые имели полномочия распоряжаться казной и тратами. Так в Переяславской летописи, датированной 1346 годом, упоминается о том, что князь делегировал полномочия дружинникам в вопросах обеспечения нужд войска [1].
Как и во многих сферах жизни, серьезные перемены пришли с проведением петровских реформ.
В эпоху Смутного времени, голод приводил к миграции населения в более благополучные регионы, увеличению внешней и внутренней торговли. Борис Годунов вводил практику фиксированных цен на хлеб, предусматривая наказания за нарушений установленных правил.
Так сформировалась система государственного участия в обеспечении продовольственной безопасности в ситуациях возникновения голода и неурожая.
Прообраз госзакупок отмечается в 1654 при Алексее Михайловиче, который на конкурентных началах объявил запрос на доставку в Смоленск муки.
Следует отметить тот социально-экономический и политический контекст, в которой происходили эти преобразования. Этот исторический период пришелся на время после Смуты и восстановления государства, сопровождавшийся социальными потрясением, голодом, что потребовало от власти молодого царя принятия ряда мер.
Введенные в 1646 году пошлины на соль привели к соляному бунту уже через два года.
Были предприняты попытки правового регулирования многих сфер жизни и деятельности, в 1649 году Земский собор принял Уложение – свод правовых норм.
Однако, ситуация в стране оставалась достаточно тяжелой.
Вслед за соляным бунтом последовал бунт медный.
Он был вызван монетной реформой, за счет которой планировалось пополнить уже опустевшую на тот момент государственную казну. Приравнивая медную монету и серебряную, была вызвана девальвация денег и, как следствие, рост цен.
Были приняты Новоторговый и Таможенный уставы. Таким образом, государство пыталось, с одной стороны, защитить отечественных купцов, с другой, обогатить государство за счет выстраивания внешней торговли.
Экономическая политика во времена Алексея Михайловича была опосредована тем тяжелым положением, в котором оказалась страна в этот период.
В годы правления его сына, Петра I Великого, страна встала на путь реформ.
Но, при внимательном рассмотрении, уже во времена царствования Алексея Михайловича наметились преобразования. В частности, стали приглашаться иностранцы, развивалась внешняя торговля.
Прообраз модели государственных закупок, как представляется, был заложен именно в этот период.
1.2 Закупки при Петре I
Период правления указанного императора петровским временам ознаменован возникновением первых публичных конкурсов, открытых торгов. Потенциальные поставщики информировались о возникающем государственном заказе посредством специальной вывески на городских воротах.
Также была разработана система штрафов и взысканий [7].
Правовой основой стали Указ Петра Великого «О вызове подрядчиков для делания пороха», Регламент Адмиралтейства и верфи и другие нормативно-правовые документы, обеспечивающие процедуры в различных отраслях человеческой деятельности.
Была основана Канцелярия подрядных дел. Отмечались и первые шаги по предотвращению коррупционных механизмов участия в государственном заказе, что было возложено на Сенат.
Отмечается, что тема формирования государственных закупок в России не так широко освещена в научных публикациях отечественных авторов.
Отдельные из них, например Д.А. Першин, вообще акцентирует внимание на развитие системы государственного заказа в новейшей истории России. Этот этап стал следствием советского этапа [13].
Петр I боролся с перерасходом государственных средств. В 1721 г. издается сенатский указ «Об осуществлении борьбы с ненастоящими ценами и коррупцией в деле подрядов и каких-либо поставок» [15].
Петровские времена стали прорывными в вопросах развития во всех сферах деятельности. Нельзя сказать, что эта социально-экономическая, правовая, культурная трансформация прошла для России безболезненно.
На практике имел место факт – три подрядчика пытались оспорить право на поставку материалов для Адмиралтейства. Один из них объявил, что возьмет за труд по 10 копеек на рубль; другой заявил, что удовлетворится 5 копейками; а третий вызвался, из усердия и ревности к государю, поставить товар вообще без барышей. Когда государю доложили об этом, он рассудил так: «Подряд отдать тому, который требует за труды по гривне за рубль; другому отказать, понеже пяти копеек нечего трудиться; а третьего, аки плута, отдать на два месяца на галеру, сказав ему, что государь побогаче его» [4].
Вышеупомянутый император заложил основы государственного управления, который развивался и эволюционировал в дальнейшем.
1.3 Времена правления Екатерины II
Система государственных закупок эволюционировала в соответствии с изменениями государственной организации и требованиями времени.
При Елизавете Петровне нормативно-правовая база активно дополнялась, был принят «Регул провиантского правления».
В 1776 году в составе «Учреждения о губерниях» была включена статья «О контрактах по подряду, поставках и откупах», принимающая во внимание сложившуюся практику осуществления торговых процедур на поставки и закупки государственными органами [10].
С точки зрения совершенствования механизма государственного заказа каких либо нововведений не появилось.
Правление Екатерины II, которое пришлось на Эпоху Просвещения, безусловно, значимо для истории России и совершенствования государственного управления, значительными успехами во внешней и внутренней политике.
Екатерина II называла совестный суд «могилой ябеды», оплотом против судебного и административного произвола. Развитие в провинции просветительских и филантропических учреждений — школ, больниц, приютов, богаделен — входило в обязанности губернаторского Приказа общественного призрения [8].
Эволюция государственного управления в екатерининский период происходила в русле, заданном еще Петром Великим.
Действительно качественные изменения произошли уже в следующем, XIX веке. Именно в этот период начала формироваться та система закупок, с теми механизмами, черты которой прослеживаются и сегодня.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Антось П.А. К вопросу о формировании системы государственных закупок в период существования Древней Руси // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №5-1. 2019. С. 162-164
2. Балтутите И.В. Институт государственных закупок: от Русской правды к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2015. № 4 (29). С. 31-36
3. Богачева М.В. Становление и развитие законодательства, регулирующего поставку товаров для государственных нужд // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». №3 (38). 2012. С. 259-264
4. Бурмистров А.А. Нормативно-правовое регулирование государственного заказа в советский период // Марийский юридический вестник. №9. 2012. С. 99-108
5. Вершинин И. О государственном задании в сфере науки в свете международного опыта // Общество и экономика, № 11, 2016, с. 5-22
6. Гусев А., Ладный А., Белоклоков Е., Юревич М. О государственном задании в сфере науки // Общество и экономика, №11, 2017, с. 5-23
7. Катрич А.Д. История развития государственных и муниципальных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №5-2. 2019. С. 139-142
8. Магомедова А.Б. Реформы государственного управления при Екатерине II: историко-правовой аспект // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (20) Т.3. 2019. С. 83-88
9. Медякова Е.М. Эволюция государственных закупок: от Российской империи до Российской Федерации// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (97). Номер статьи: 9712. Дата публикации: 2022-03-21. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9712/
10. Мироненко Г.А. Становление государственного заказа в России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». №1. 2019. С. 193-199
11. Мухамедьяров И.Р. Становление и развитие института государственной контрактной системы в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 1А. С. 92-100.
12. Немченко Э.В. История этапов возникновения и развития правового регулирования отношений по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд // Вестник Краснодарского университета МВД России. № 2 (16). 2012. С. 28-34
13. Першин Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. № 3 (061). 2014. С. 81-84
14. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 18.10.2022)
15. Шабунин, Д. М. История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России / Д. М. Шабунин, Е. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77129/ (дата обращения: 28.11.2022).