Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня изучение лексики различных языков привлекает все большее количество исследователей. Это обусловлено прежде всего процессами глобализации, мобильности и активности современного общества, развитием комплексного подхода к изучению языка и межкультурной коммуникации.
Развитие китайско-российских отношений в последнее десятилетие привело к активизации сотрудничества в сферах образования, экономики, торговли и туризма. Поэтому существует острая необходимость изучения особенностей лексики китайского языка на разных уровнях образования, в том числе на этапе общего образования.
Знание лексических особенностей языка позволяет результативно выстраивать коммуникацию в различных жизненных ситуациях. Особый интерес исследователей вызывает сопоставление различных языков для определения, с одной стороны, общих языковых явлений, а с другой стороны, – специфических особенностей, свойственных тому или иному языку.
Одним из вызовов XXI века обозначена тема диалога культура, развития межкультурного диалога между различными странами, билингвизма, проблемы самоидентификации и выбора родного языка (С.В. Афонин, А. Вежбицкая, П.В. Коровушкин, И.А. Стернин и др.).
На этапе обучения китайскому языку особое значение приобретает знание особенностей обучения лексическим средствам общения на уроках китайского языка обучающихся в основной школе.
Исследователи активно изучают и сопоставляют языки в различных аспектах, определяют их близкое сходство и различия. Повышенный интерес вызван также стремлением ученых не только решить теоретические задачи, но и прагматическим аспектом обучения иностранным языкам, теорией и практикой методик обучения, разработкой методический пособий.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды по теории и методике обучения иностранным языкам, в том числе китайскому языку Е.И. Пассова, И.В. Кочергина, Н.А. Деминой и др.
Однако, несмотря на значимость существующих исследований в области теории и практики обучения китайскому языку, до сих остается актуальной проблема по изучению особенностей обучения лексическим средствам общения на уроках китайского языка обучающихся в основной школе.
Объектом исследования является процесс обучения китайскому языку.
Предмет исследования: особенности обучения лексическим средствам общения на уроках китайского языка.
Цель исследования: проанализировать особенности обучения лексическим средствам общения на уроках китайского языка в основной школе на примере темы по частям речи.
Задачи исследования:
1. изучить особенности обучения иностранным языкам русскоговорящих обучающихся;
2. определить основные лексические средства обучения иностранным языкам в основной школе;
3. сформулировать особенности обучения лексическим средствам общения на уроках китайского языка в основной школе;
4. разработать фрагмент урока с использованием лексических средств общения на уроках китайского языка в основной школе.
Методы исследования: аналитико-описательный, сравнительный метод, классификация, метод моделирования учебных задач.
Практическая значимость исследования.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике обучения языкам, установлении межъязыковых связей и особенностей, на практических занятиях по методике обучения, на курсах по сопоставительному языкознанию и лексикологии, при разработке учебно-методического обеспечения дисциплин, разработке учебников и учебных пособий, для решения важных задач по лингвоэкологии, в том числе связанных с распространением билингвизма.
Структура курсовой работы включает в себя введение, 1 главу, 2 главу, заключение, список использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берсанова С. Ю. Межкультурная коммуникация с носителями языка как средство мотивации при развитии навыка говорения на китайском языке // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: научно-практический периодический журнал. 2017. Т. 11. С. 152-154.
2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А.Д. Шмелёва. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Русские словари, 1997. – 411 с.
4. Горелов В.И. Грамматика китайского языка, М.: Просвещение, 1989. – 318 с.
5. Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского языка. 2-е изд-е, испр. и доп. М.: Восточная литература, 2006. 88 с.
6. Демина, Н. А. Методика преподавания практического китайского языка [Текст] : учеб.пособие / Н. А. Демина. - М. :Тривола, 1997. - 76 с. - ISBN 567- 7-38567-258-2.
7. Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 256с.
8. Корпус современного китайского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ccl.pku.edu.cn:8080/ccl_corpus/index.jsp?dir=xiandai – Дата доступа: 26.02.2021.
9. Кочергин, И. В. Очерки методики обучения китайскому языку [Текст] : учебник для вузов / И. В. Кочергин. - М. : Муравей, 2000. - 152 с. - ISBN 3- 556-56574-746-4.
10. Мартынова, М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение: в помощь школьному учителю [Текст] : учеб пособие / М. Ю. Мартынова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во РУДН, 2004. - 345 с. - ISBN 7-456-75311-6.
11. Масловец О. А. Методика обучения китайскому языку в средней школе: учеб.пособие. М.: Восточная книга, 2012. 184 с.
12. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - 4-ое изд, 2008. – 176с.
13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. – Ростов на Дону: Феникс, М: Глосса – Пресс, 2010, - 640с.
14. Полат Е.С. Современные педагогические технологии и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений , М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368с.
15. Семенова Т. М. Обзор исследований в области методики преподавания китайского языка // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 510-512.
16. Сизова А. А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, Ван Жоцзян, Сун Чжимин, Ян Лицзяо, Инь Цзе, Сюй Цайхуа, Лоу И. Китайский язык: Второй иностранный язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Сизова и др.]. – Просвещение: People's Education Press, 2020. – 192 c.: илл. – (Время учить китайский!).
17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей, М.: Просвещение, 2002, - 239с.
18. Ступников, В. М. Учителю о развитии познавательных интересов учащихся средствами китайского языка [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. М. Ступников, О. А. Тимофеев. - Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001. - 78с. - ISBN 3-567-11455-8.
19. Сяньдай ханьюй цыдянь [Современный толковый словарь китайского языка] // Чжунго шэхуэй кэсюе юань юйянь яньцзю со цыдянь бяньцзи ши бянь [Под. ред. Отдела лексикографии института языкознания Китайской академии общественных наук]. 6-е изд. Пекин, 2012
20. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) / М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К». 2009. – 282с.
21. Хуан Божун, Ляо Сюйдон, Современный китайский язык, Пекин, 2007. –389с.
22. Цзэн Чанхун, Современная грамматика китайского языка, Хунань, 2009.
23. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: Издательство Икар, 2017. – 454с.
24. 孙浩成 现代汉语语法大全 (Грамматика современного китайского языка) / 孙浩 成 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wenku.baidu.com /view/0ea2c833433239- 68011c9253.html. – Дата доступа: 04.03.2021