Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Работа над осмысленным чтением начинается в начальной школе и продолжается по мере взросления ребенка и в процессе обучения в школе. Учитывая специфику школы, над этим вопросом работают все учителя и воспитатели (во время самоподготовки, где дети читают художественную литературу, а затем вместе с воспитателем анализируют суть прочитанного, выделяют главное и обсуждают текст).
При обучении математике учащихся коррекционных школ следует иметь в виду, что усвоение необходимого материала не должно носить характер заучивания и заучивания. Знания, получаемые учащимися, должны быть осознанными.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития речи, умственных и познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Работа над осмысленным чтением начинается в начальной школе и продолжается по мере взросления ребенка и в процессе обучения в школе.
В научной литературе под "смысловыми стратегиями чтения" понимаются различные сочетания приемов, с помощью которых учащиеся воспринимают графически оформленную текстовую информацию и перерабатывают ее в личностно-смысловые установки согласно коммуникативно-познавательной задаче.
По Н.Н. Сметанниковой, стратегия представляет собой план-программу совместной деятельности, в которой большая часть учащегося работает самостоятельно под руководством преподавателя. Вообще существует около сотни стратегий чтения, и по статистике в школе используется около 30-40 из них.
Суть смысловых стратегий чтения заключается в том, что стратегия связана с выбором, работает автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Учителям математики необходимо начинать работу по формированию умений и навыков чтения и автономного понимания текста с 5-го класса и проводить в системе, усложняющей приемы и способы чтения и обработки классной информации на уроке.
Цель исследования - провести опытную проверку приемов смыслового чтения в обучении младших школьников решению текстовых задач.
Объект исследования - смысловое чтение.
Предмет исследования - опытная проверка приемов смыслового чтения в обучении младших школьников решению текстовых задач.
Гипотеза исследования - смысловое чтение эффективно улучшает качество обучения младших школьников при решении текстовых задач.
Задачи исследования:
1. Дать определение смыслового чтения.
2. Дать характеристику смыслового чтения на уроках математики.
3. Выявить особенности смыслового чтения на уроках математики.
4. Провести исследование эффективности смыслового чтения на уроках математики.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Особенности использования приемов смыслового чтения при обучении младших школьников решению текстовых задач
1.1. Отбор приемов смыслового чтения в соответствии с общими умениями обучающихся в области текстовых задач
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Понять содержание текста - важная и одновременно сложная задача. Мы должны научить своих учеников:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
(Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Понять содержание текста - важная и одновременно сложная задача. Мы должны научить своих учеников:
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Владимирский С.А., Петровский М.О. Информационная безопасность ребенка. Принципы безопасного обучения младшего школьника. – Монография. – СПб: ИД Знание – 2021 – 199 с.
2. Новожилова А.А., Григорьева Ю.Н. Информационная безопасность школьника. Особенности работы с детьми и формирования культуры работы с Интернетом – Ставрополь: Континент – 2020 – 285 с.
3. Смирнов Ю.Д., Смирнова А.О. Младший школьник и его психолого-педагогические особенности. Характеристики и особенности деятельности. – Краснодар: Вектор – 2019 – 314 с.
4. Фролова О.Н., Максимова Е.Д., Григорьева И.К. Российская педагогика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Хабаровск: Фемида – 2020 – 277 с.