Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Наука педагогика изучает особого рода деятельность, которая способствует приобщению человеческих существ к жизни в социуме.
Функции педагогической науки заключаются в описании и объяснении, а также прогнозировании результатов педагогической деятельности.
Задачи педагогики могут быть как теоретическими, так и практическими. Важное место в науке занимает практическая деятельность, потому что главной ее целью является получение практических результатов.
Научная работа также как и практическая деятельность, очень важна, потому что ее направленность заключается в получении знаний об объективности педагогической деятельности. Для решения практических и теоретических задач существует система методов, одним из которых является метод формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент – это метод, который способствует изучению явлений и характеристик при их активном формировании, помогая реализации системы мер и выполнению различных заданий в особой, созданной обстановке. Метод формирующего эксперимента может быть применим к разным видам и направлениям педагогической деятельности.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения. Использование краеведческого материала на уроках географии, географического краеведения способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Школьная практика требует от учащихся серьезных знаний в естественных науках. Огромную помощь в сборе материала оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов, проведение летних небольших экспедиций по родному краю, ежедневные наблюдения за погодой. Это позволяет собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным и эмоциональным. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Internet- ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения уроков и внеклассных географических мероприятий. Применение практической методики преподавания географического краеведения будет способствовать становлению и развитию исследовательских навыков учащихся.
Цель работы: рассмотреть механизм формирующего эксперимента в процессе применения практической методики преподавания географического краеведения школе, способствующей повышению интереса учеников к географии, любви и чувства гордости к родному краю.
Для достижения цели решался ряд задач:
- понятие формирующего эксперимента как вида педагогического эксперимента,
- описание этапов формирующего эксперимента,
- рассмотрение роли краеведения,
- характеристика формирующего эксперимента
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по формированию краеведческих знаний у учеников.
1Формирующий эксперимент как метод педагогического исследования
1.1 Формирующий эксперимент как вид педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент имеет очень большое практическое значение в педагогической деятельности. Вопросы организации и планирования эксперимента являются в теории и практике педагогики главными вопросами, рассматриваемыми в работах таких педагогов нашей страны как:
- С. И. Архангельский,
- В. И. Михеев,
- Ю. К. Бабанский,
- В. И. Журавлев и другие.
Педагогический эксперимент - это метод исследования, используемый для определения эффективности применения различных методов и средств в процессе воспитания и обучения.
В педагогическом эксперименте исследователь активно включен в ход исследуемых явлений, проверяя выдвинутые гипотезы.
Эксперимент отличается от обычного наблюдения тем, что дает возможность целенаправленно менять изменять педагогическое воздействие и его условия в ходе эксперимента.
При проведении эксперимента, из-за изменчивости объекта исследования, нужно учитывать следующее:
- разнообразие характеров,
-множество особенностей воспитания детей,
- различия в уровне их способностей,
- нравственные нормы социума,
- изменчивость среды.
Педагогический эксперимент интересен тем, что объект исследования имеет сознание, а значит, может либо оказывать помощь, либо сопротивление в ходе эксперимента, это одна из главных особенностей педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент должен отвечать следующим требованиям:
- точное установление цели и задач,
- безошибочное описание условий,
-установление связи с целью исследования,
- формирование гипотезы исследования.
Педагогический эксперимент должен быть организован согласно следующим требованиям:
1.Планирование исследования. Планирование эксперимента должно включать следующую последовательность действий:
- подбор и апробирование методик и методов исследования,
- выбор хронологической схемы эксперимента,
- определение контингента и числа испытуемых.
2. Место проведения исследования. Проведение эксперимента должно происходить в помещении и месте, которое будет соответствовать требованиям САНПиН, комфортным и рабочим.
3.Техническое оснащение. Применяемое техническое оснащение должно быть подобрано в соответствии с поставленными задачами и со всем ходом эксперимента.
4. Подбор испытуемых. Группа испытуемых должны быть однородна.
5. Составление инструкции на стадии планирования работы, которая должна быть четкой, краткой, однородной.
6.Обработка результатов. В обработке результатов педагогического эксперимента должны присутствовать:
количественный и качественный анализ,
- синтез полученных данных.
Педагогический эксперимент включает в себя следующие виды:
- естественный эксперимент,
- лабораторный эксперимент,
- констатирующий эксперимент,
- формирующий эксперимент.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов В.П. Особенности современного детского патриотического движения.- М.: Наука, 123 с.
2. Барков А. С. О научном краеведении. - М.: Просвещение, 2011. - 311с.
3. Борисова С.Н., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 2009 – 335 с.
4. Бородин С.П. Общие вопросы педагогического эксперимента.- М.: ЮНИТИ,.2009. - 162с.
5. Дарьин М.В. Краеведение: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010. - 231 с.
6. .Жукова Т. Д. Познаем свою малую Родину. –Юный краевед.- 2007. - №1. - с.28.
7. Зяблицкий А. П. Педагогический эксперимент.- М.: Народное образование, 2013.- 178 с.
8. Иванов П. В. Современное школьное краеведение. –М.: Наука, 2016.- 193 с.
9. Козлова Г.В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы.- М.: МГУ, 2008.- 45 с.
10. Кустов М.Р. Методология педагогического исследования: пособие для педагогического исследователя. — Самара: Издательство СамГПИ, 2011.- 135 с.
11. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. — М.: Наука, 2011.- 78 с.
12. Кон И.С. Психология старшеклассников.-М.: Педагогика, 2008. - 337 с.
13. Краеведение в школе. Вопросы и ответы./ под ред. Э.Д. Днепрова, В.П. Зиновой.- М.: Большая российская энциклопедия, 2010. — Т. 1. — 608 с.
14. Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.: Народное образование, 2011. — 315 с.
15. Лызлова Н.А. Актуальность национально- регионального подхода в школьном образовании.- Набережные Челны: НГГТИ, 2013. – 133 с.
16. Миланов Н.П. Историческое краеведение.- М.: Просвещение, 2011. — 203 с.
17. Михайлова Л.А. Формирующий эксперимент в педагогике.- М.: Образование, 2013.- 112 с.
18. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе: учебно - методическое издание. — М.: ФЦДЮТиК, 2015.- 176 с.
19. Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий. - Преподавание истории в школе. –М.: Наука, 2010.- 183 с.