Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования.
Говоря о современной психологии люди, обычно подразумевают тот или иной комплекс ключевых определений и образов. Одним из общих для всех людей терминов является психологическое благополучие. Ученые теоретики и практики уточняют, что психологическое благополучие, как просто специалиста или студента – это важный показатель не только его приспособляемости к окружающей действительности и имеющейся психологической обстановке, но также это показатель способности личности преобразовывать окружающую действительность и формировать безопасную для себя психологическую обстановку.
Говоря о студенческом возрасте, психологи и педагоги отмечают, что период учебы в ВУЗе – это один из самых сложных этапов в жизни каждого студента. Дело в том, что буквально в одну минуту вчерашний школьник который мало за то отвечал, не смотря на свой подростковый кризис, оказывается в ситуации, когда ему приходится отвечать, как перед преподавателями, так и заведующим кафедрой или деканом.
При этом его психологические и физиологические показатели стремятся максимально вверх. Такой взлет в точки экстремума сообщает о сильнейшем переживаемом студентом стрессе. Причем такой стресс может быть связан, как с отношениями, внутри коллектива студентов. Для любого студента важно, что бы его приняли в студенческую компанию определенного факультета и определенной кафедры.
Так студент может переживать из-за качества работы педагогов. Довольно часто из ВУЗов увольняют «выгоревших» педагогов, которые не в состоянии работать адекватно и строго в рамках программы. Второй вариант этой же ситуации, если сам студент категорически «не нравится» педагогу из-за особенностей своего поведения. Чрезмерное акцентирование внимания педагога студентом на соблюдение его прав и обязанность педагога показать студентам весь материал.
К сожалению, такой способ коммуникации вызывает полное неприятие со стороны педагога и занесение ответственного, но упрямого и прямолинейного студента в число отстающих учеников по той или иной дисциплине. В итоге студент может перенести свой негативный опыт учебы на всю высшую школу.
Цель исследования – разработать критерии оценки психологического благополучия студентов-психологов в ВУЗе.
Объект исследования – феномен «психологическое благополучие».
Предмет исследования – критерии оценки психологического благополучия студентов-психологов в ВУЗе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности понимания термина «психологическое благополучие личности»
2. Охарактеризовать современные подходы к пониманию психологического благополучия студентов
3. Привести методику классификации методов оценки психологического благополучия по Б.Г. Ананьеву
4. Рассмотреть особенности других методов и методик оценки психологического благополучия
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Теоретическая значимость исследования.
Она состоит в том, что в рамках данного курсового проекта предпринимается попытка систематизации современных знаний о психологическом благополучии студентов и принципах измерения этого критерия.
Практическая значимость исследования.
Состоит в том, что собранные материалы будут использованы мною при написании дипломного проекта, а так же при дальнейшем развитии тематики измерения психологического благополучия студентов.
Структура. Работа состоит из введения, основной части разбитой на две главы, а так же каждая глава разделена на два параграфа, заключения и списка литературы.
1. Анализ научной литературы по проблеме о понятии, о психологическом благополучии человека и характеристиках студенческого возраста
1.1. Понятие о психологическом благополучии личности
Проблема психологического благополучия человека является фундаментальной проблемой, изучаемой такими науками, как философия, медицина и психология. Каждая наука наполняет это понятие особым содержанием. Говоря о философском значении проблемы психологического благополучия, мы имеем в виду два этических направления: гедонизм и эвдемонизм. Медицина связывает психологическое благополучие с качеством жизни, психическим здоровьем и другими компонентами здоровья. В настоящее время эта проблема активно изучается российскими и зарубежными психологами. Это связано с необходимостью понимания механизмов, лежащих в основе психологического благополучия; как они регулируют человеческое поведение и как это влияет на отношения их взаимоотношений с другими людьми. О.А. Идобаева проблему психологического благополучия связывает с проблемой позитивного развития личности [1].
Отечественные ученые проявляют значительный интерес к этой проблеме, учитывая тенденции развития современного общества. Л. В. Куликов под психологическим благополучием понимает состояние душевного комфорта, согласованность психических процессов, внутреннюю гармонию; что зависит от наличия у человека четких целей, а также ресурсов и условий для их достижения. По мнению автора, проявления проблем чаще возникают в ситуациях фрустрации: социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых отношениях [2; 3].
Согласно исследованиям, проведенным в Институте мозга человека РАН, 15% детей, 25% подростков и 40% призывников имеют проблемы с психическим здоровьем. Более 70 % граждан нашей страны испытывают длительное психоэмоциональное напряжение, что приводит к депрессиям, реактивным психозам [1].
По мнению С. В. Васильевой, основной задачей современной системы образования является создание необходимых условий для приобретения учащимися навыков и умений, способствующих их позитивному развитию в динамичном, непредсказуемом, информационно насыщенном и противоречивом современном мире. В настоящее время система образования активно перестраивается; многие университеты привержены разработке новых моделей образования. Это связано с тем, что в учебные планы вносятся изменения, вводятся новые курсы, педагогические технологии и образовательные программы [4].
Говоря о возрасте студента, следует отметить, что это период наибольшей активности, профессионального становления, формирования ценностей личности. Социальная ситуация развития - это выбор молодыми людьми жизненного пути, профессионального и личностного самоопределения. Э. Эриксон считает этот возраст наиболее критическим периодом социального развития человека. При психосоциальной идентичности, сформированной в возрасте от 21 до 25 лет, можно говорить о личностной зрелости, способности решать взрослые проблемы [5].
По мнению М. Г. Голубевой, наиболее яркие переживания и обусловленная ими дезадаптация проявляются в учебной и профессиональной деятельности. Учеба в вузе – это принципиально новый этап по сравнению с жизнью школьника. Происходит увеличение информационных нагрузок, что приводит к аритмии и гиподинамии. Происходит осложнение межличностных отношений; могут быть проблемы изоляции от семьи (проживание в приюте). В результате студенты испытывают длительное эмоциональное напряжение, чувство тревоги; испытывать психологический дискомфорт [6].
Первокурсники, сдав выпускные экзамены в школе и сдав вступительные экзамены в вузы, попадают в условия социальных отношений и специфические условия деятельности. В них преобладают необычные методы и формы обучения; происходит изменение режима труда и отдыха. Студенты чаще, чем их сверстники, принадлежащие к другим социальным группам, болеют различными заболеваниями. Нередко заболевания, связанные с социальной дезадаптацией («столкновением с будущим»), появляются именно в начале вузовского обучения [7].
Также в воспитательной работе вузов отмечаются случаи, когда примерно на третьем курсе у студентов меняется отношение к выбранной профессии. Исследователи называют это негативным синдромом третьего года профессионального обучения: студенты испытывают разочарование в выборе профессии; иногда задумываются о смене учебного заведения и смене специальности. При этом существенным показателем является то, что это происходит при достаточно успешном обучении и практике.
Таким образом, описанные выше кризисы, связанные с профессиональным становлением и условиями образовательной деятельности, оказывают существенное влияние на профессиональное развитие, адаптацию и здоровье студентов. Проанализировав состояние данной проблемы в настоящее время, мы наблюдаем, что в психологическом самочувствии студентов можно выделить два компонента: познавательный (цели, смыслы, достигнутые результаты) и эмоциональный (переживания, связанные с реализацией поставленных целей, а также его собственное поведение).
Студенческий возраст – это период профессионального становления, сопровождающийся различными кризисами (адаптация, сомнения в правильности избранной профессии и др.) и приводящий к изменению или снижению уровня психологического благополучия студентов. В результате снижается эффективность воспитательной деятельности; возможно появление психосоматических расстройств.
Первое упоминание термина «психологическое благополучие» встречается в классической работе Н. Брэдберна (1969). При исследовании этого феномена ученый рассматривает его структуру как своеобразный баланс постоянно взаимодействующих аффектов: положительных и отрицательных. По его мнению, к положительным аффектам относится переживание человеком положительных эмоций — радости, удовольствия, восторга; во время траура разочарование, которое приводит к чувствам, является негативным аффектом. Разница, возникающая между этими противоположными чувствами (позитивными и негативными), отражает психологическое благополучие личности и удовлетворенность жизнью в целом.
В ситуации преобладания накопленного положительного аффекта человек испытывает счастье и удовлетворение, разумеется, имея при этом достаточно высокий уровень психологического благополучия. При избытке накопленного негативного опыта у человека возникает чувство несчастья и неудовлетворенности, что свидетельствует о низком уровне его психологического благополучия. Н. Брэдберн, наряду с такими зарубежными исследователями, как М. Аргайл, Н. Шварц, Э. Динер, является сторонником гедонистического подхода. В целом принято считать, что психологическое благополучие в значительной степени зависит от влияния окружающей среды и положительных переживаний. В эвдемонистическом подходе (К. Рифф, Э. Дизи, Р. Райан, А. Уотерман) в центре внимания находится личность человека и ее развитие. Чтобы человек достиг высокого уровня психологического благополучия, необходимо преобразовать себя и окружающий мир [8].
По мнению А. Маслоу, В. Франкла и Э. Шострома, когда человек ощущает собственное подлинное внутреннее «я», свои социальные потребности и актуализирует свой творческий синтез, это приводит к психологическому благополучию. По К. Риффу, психологическое благополучие является интегративным показателем, отражающим направленность основных компонентов, связанных с позитивным функционированием человека. Он говорит о нескольких основных компонентах психологического благополучия: автономии (наличие самостоятельности и ответственности за принимаемые решения), самопринятии (положительном отношении к себе и своей жизни), позитивных отношениях с окружающими (доброжелательность, доверие и эмпатия), наличие цели в жизни (индивидуальные ценности) и смыслы личности), личностный рост (саморазвитие и реализация собственного потенциала), компетентность (способность адекватно реагировать на вызовы повседневной жизни). С помощью этих компонентов можно определить взаимосвязь психологического благополучия с другими критериями личности [10].
В отечественной психологии феномен психологического благополучия исследуют такие авторы, как А.В. Воронина, Р.М. Шамионов, О.А. Идобаева, Л.В. Куликов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, Я.И. Павлоцкая [1; 2; 8; 9; 11; 12; 13] и др. По мнению А.В. Ворониной, психологическое благополучие – это системное качество личности, которое приобретается в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической обеспеченности функций и переживается как смысловое содержание, чувство самореализации и ценность бытия. Ученые разработали модель психологического благополучия, состоящую из четырех иерархических уровней: психосоматическое здоровье, социальная адаптация, психическое здоровье и психологическое здоровье. Автор исходит из того, что человек, постоянно восходя на каждый описываемый следующий уровень, в процессе своего развития вырабатывает новое видение себя и окружающего мира, своего места в мире; становится свободнее выбирать подходящие поведенческие стратегии [7].
В современных исследованиях психического здоровья особо значимым компонентом является духовность человека, высшие проявления его духа. На наш взгляд, этот компонент особенно важен при изучении детерминант психологического благополучия. Б.С. Братусь говорит о личностно-смысловом уровне психического здоровья, включающем в себя смысловые
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богданова А.А., Голубина О.А. Психологические тесты для определения процесса адаптации первокурсников к процессу обучения в университете // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - Электронный ресурс – https://scienceforum.ru/2022/article/2018030269 - (дата обращения: 06.12.2022)
2. Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология, 2020, том 8, №4 – Электронный ресурс – https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN420.pdf (дата доступа 06.12.2022)
3. Бредфорд М. Современная психология личности. Диагностика на ранних этапах. Пер с англ. Фомина О.С. – Кострома: Рубикон, 2015. – 1167 c.
4. Виллсон Ф. Психология личности психодиагностика. Методологии изучения личности и диагностики. Пер с англ Бортник С.И. – Саратов: Континент, 2017. – 480 c.
5. Власова А.О. Современная психология. – Владивосток: Фортуна, 2016. – 674 c.
6. Горман Т, Филиппс М. Справочник психолога-психодиагноста. Пер с англ Сергеев Н.А.– Н. Новгород: Азимут, 2015. – 1336 c.
7. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Общие вопросы психологии. – Самара: Сван, 2015. – 573 с.
8. Измайлова В.П. Анализ развития психологии в России. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
9. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Психология в России. История становления и современное состояние. – Мурманск: Полярные зори, 2019. – 389 с.
10. Кабанченко Е.А., Холодкова О.Г. Психологическое благополучие в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции. – М.: «МЦНО», 2017. – № 1(40)
11. Картер Дж. Современные и перспективные методы диагностики особенностей личности. Пер с англ. Васильева О.В. – Барнаул: Литавры, 2014. – 563 c.
12. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Психология. Классификации методов исследования в вопросах и ответах. – Екатеринбург: Капитолий, 2018. – 476 с.
13. Леонтьев В.О. Психология. История развития и современное состояние. – Воронеж: Форум, 2016. – 368 c.
14. Макловски Т., Кляйн М. Психология и психодиагностика. Современное состояние и перспективы развития. Пер с англ Попов А.С. – Томск: Элемент, 2015. – 320 c.
15. Николсон П. Тактики изучения и измерения личности в психологии. Пер с англ Давыдова А.С.– Екатеринбург: Пальмира, 2017. – 1912 c.
16. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Волгоград, Изд-во Волгоградского института управления-филиала РАНХиГС, 2016.
17. Полторыхина Е.П., Самойлова А.Д. Социально-психологические особенности современных студентов. // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - Электронный ресурс – https://scienceforum.ru/2019/article/2018016662 (дата обращения: 10.12.2022).
18. Роджерс С. Диагностика особенностей личности. Эффективные методы психодиагностики. Пер с англ Михайлов Д.А. – Казань: Спутник, 2016 – 917 c.
19. Рынзина А.Г., Великанова А.С. Сравнительный анализ подходов к изучению психологического благополучия личности студентов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т.7. №4. С. 3-13.
20. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С., Асриян Э.В. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 4. С. 47–63.
21. Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Методика оценки психологического благополучия студентов: верификация и валидизация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 76-83.
22. Сергиенко Е.А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М.: Просвещение, 2021. – 352 с.
23. Терентьев А.М. Справочник студента-психолога. – Тверь: Континент, 2017 – 1095 c.
24. Федорова Н.М. Современные методы диагностики, лечения и профилактики ортодонтических заболеваний. Монография. – Воронеж: Альянс, 2016. – 974 c.
25. Худякова Т.Л., Клепач Ю.В., Бородовицына Т.О. Особенности развития Я- концепции студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. – Серия: Проблемы высшего образования. – 2019. – № 3
26. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т.4. – № 3(15).