Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глядя на историю педагогической системы Марии Монтессори, невозможно не поразиться той ненависти, с которой к ней относились идеологи всех тоталитарных режимов прошлого века. Как только они пришли к власти, Муссолини, Сталин и Гитлер тут же издали указы о закрытии школ Монтессори и началось преследование учителей, поддерживавших эту систему.
Недаром ведь ключевое слово в словаре величайшего педагога и гуманиста 20 века Марии Монтессори – «свобода». Свою цель в жизни она видела в воспитании свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, способных принимать решения и нести за них ответственность. Понятно, что только такие люди, как фея Бастинда - чистой воды, диктаторы во все времена боялись паники.
Мария Монтессори действительно дитя своего времени. Родившись в 1870 году, она начала бороться за право женщин на равное образование в раннем возрасте, сначала посещая школу для мальчиков, а затем университет. Получив диплом в 1896 году, она становится первым врачом Италии. Уже во время учебы в университетской клинике она не раз наблюдала умственно отсталых детей, обедневших изгоев общества, лишенных не только книг и игрушек, но и элементарного человеческого тепла. Глубоко пораженная, девочка решает посвятить себя лечению и воспитанию этих детей.
До начала XX века душевнобольных не лечили, а лишь содержали в изоляции в психиатрических учреждениях, условия содержания которых существенно не отличались от условий в тюрьмах, и, тем более, никто не думал считать их лица.
И все же Мария Монтессори решает попробовать. Сначала она вела исследования в Институте экспериментальной психологии Римского университета, а в 1900 году возглавила только что открытую ототорофреническую школу, первое в Европе учебное заведение для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Так как его маленькие пациенты плохо разговаривали, Монтессори разработала специальные упражнения, развивающие речь путем тренировки мелкой моторики пальцев рук, там находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А в связи с тем, что дети с задержкой развития не до конца понимают объяснения учителей, были придуманы специальные учебники и игры, с помощью которых учащиеся этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основе собственного сенсорного опыта.
Так Мария Монтессори начала разрабатывать свои уникальные дидактические пособия.[16]
Каково же было удивление педагогов, родителей и автора методики, когда через некоторое время выяснилось, что умственно отсталые дети учатся читать, писать и считать раньше, чем их нормально развитые сверстники из обычной школы.
Мария Монтессори решает открыть школу для обычных детей, которые, по ее мнению, сейчас находятся в гораздо худшем положении, чем ее маленькие пациенты. В 1907 году в одном из беднейших пригородов Рима открылась первая Монтессори-школа, знаменитый детский дом.
Педагогику Марии Монтессори часто называют экологической педагогикой. То есть специально подготовленная развивающая среда, созданная взрослыми, едва ли играет решающую роль в жизни ребенка буквально с первых дней его рождения..[24]
С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок познает все, что его окружает. Его разум функционирует как сложная система поглощения. На проектирование развивающей среды, специально подготовленной для своих подопечных, должны обратить внимание не только профессиональные педагоги, но и обычные родители, имеющие в своем доме детей, должны подумать о том, как организовать свое жизненное пространство с наибольшей пользой.
Задачей нашего исследования является знакомство с особенностями педагогической деятельности и педагогических взглядов Марии Монтессори и их применение в практике современного образования.
Цель. Раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори и сделать вывод о практике применения её идей в современном воспитании.
Объект Педагогические взгляды Марии Монтессори в практике современного воспитания.
На основе объекта, предмета и проблемы исследования составим задачи исследования: . Рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность М. Монтессори.
1. Раскрыть теоретические основы педагогики М. Монтессори.
2. Выявить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире
Методы исследования
1. Анализа литературы,
2. Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики,
3. Сравнение,
4. Теоретический анализ и синтез,
5. Обобщение.
Теоретическая значимочть. Имманентность базовых ценностей, таких как: право каждого ребенка быть субъектом воспитания, способным противостоять усмотрению педагога; велика роль личностного компонента в образовании, содержание которого создается индивидуально каждым человеком; важность опоры на базовые основы (современное состояние науки и культуры), а не на идеологические схемы, позволяющие детям свободно познавать мир; необходимость осуществления в образовательном процессе гармоничного сочетания знаний и нравственности, тем самым подготавливая ребенка к взаимопомощи и сотрудничеству с другими людьми, так как российская система образования создает предпосылки для аксиологической адаптации педагогической системы М. Монтессори, но ставит вопрос о наличии психолого-методического и дидактического механизма реализации этих ценностей в реальном образовательном пространстве России.
Практическая значимость: данная работа может оказать помощь родителям и педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, по приобретению знаний и воспитанию нравственности, а также подготовке ребенка к взаимопомощи и сотрудничеству с другими людьми.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ
1.1 Особенности педагогики Марии Монтессори
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно исследовать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой дети могут и хотят проявлять свои индивидуальные способности, развиваться и учиться в своем собственном темпе. Такую возможность предоставляет педагогика итальянского психолога Марии Монтессори..[11]
Уже почти столетие имя Марии Монтессори привлекает неустанное внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восхищаются, разочаровываются, используются и отвергаются, разбираются на мельчайшие составляющие и пытаются уловить ее структуру в целом, но она никого не оставляет равнодушным. Это связано с тем, что такой органичный сплав различных знаний о человеке, который дают наука и философия, религия и искусство, синтезированный М. Монтессори в целостную «педагогическую антропологию», к тому же снабженную тонкой дидактикой и методических средств, еще не существовавших в мировом опыте. М. Монтессори считала, что вся жизнь есть существование свободной деятельности, из чего следует, что развивающийся ребенок наделен естественным влечением к самостоятельной воле и самостоятельности. Исходя из этого, она видела значение воспитания не в формировании педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее отвечающей его потребностям..[23]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия.- СПб.: Речь, 2010.- 315 с.
3. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика.- 2016.- № 2 (53).- С. 30-32.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1991.- 263 с.
5. Василискин Т.П. Педагогическая система Марии Монтессори: сущность и особенности // Проблемы современного педагогического образования.- 2017.- № 55-8.- С. 117-123.
6. Васильченко Н.Н. Традиции школы Монтессори и современность // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.- 2015.- № 4 (30).- С. 93-98.
7. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников.- Мн.: БрГУ, 2010.- 248с.
8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
9. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1988.- 384 с.
10. Ганичева А.Н., Бердник С.В. Актуальные проблемы сенсорного развития детей раннего возраста // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: материалы Международной конференции молодых ученых.- 2015.- С. 255-260.
11. Гусева Ю.А., Колесниченко Ю.Ю. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2-х частях.- 2017.- С. 127-131.
12. Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / под ред. Е. А. Хилтунен. М.: Издательство «Национальное образование», 2014.- 104 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
15. Казагашева Л.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова.- 2017.- С. 21-25.
16. научно-практической студенческой конференции.- 2016.- С. 93-95.
17. Комарова И.В., Махина Л.Л. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2014.- № 11.- С. 144-149.
18. Костенкова Е.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях.- 2014.- С. 53-55.
19. Кречетова Т.А. Система Марии Монтессори // Новые технологии в образовании. Материалы XXII Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли.- 2016.- С. 34-39.
20. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому.- М.: Карапуз, 2000.- 272 с.
21. Монтессори М. Дети другие / Пер. с нем.- М.: Карапуз, 2012.- 336 с.
22. Наталья Ипполитова, Наталья Стерхова. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education.. – 2012. – № 1.– С. 8–14
23. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
24. Одерякова И.Н. Организация работы по системе Монтессори в условиях дошкольной организации // Успехи современной науки и образования.- 2017.- Т. 1.- № 3.- С. 82-85.
25. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983.-96 с.
26. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс – 15 с.
27. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с.
28. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н.А.Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Перспектива, 2014. – 32 с.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.- № 303.- 31.12.2012.
31. Шанина Е.С. Педагогическая система обучения и воспитания Марии Монтессори // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей международной научно-практической конференции.- 2016.- С. 162-164.
32. Шишкова Е.А., Васькова Н.В. Монтессори-метод в современном опыте: что дает ребенку Монтессори-педагогика? // Актуальные вопросы образования в XXI веке Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Т.В. Белевских.- 2017.- С. 285-288.