Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тема развития разговорной речи у младших школьников является очень важной и сложной темой в современной педагогике. Фактически в этом возрасте формируется умение правильно использовать словарный запас и положительно обогащать словарный запас личности, а также формируется словообразовательная деятельность, приводящая к положительным словарным результатам, которые являются основой правильного произношения. Закладываются слова и орфограммы, активизируется лексикон, основа языковой культуры. Иными словами, дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для заложения основ индивидуальной правильной речи, письменной и устной речи.
Однако в современной профессиональной литературе, несмотря на широкий спектр тем по теме развития речи у младших школьников, имеются значительные пробелы. Например, проблема развития разговорной речи кажется учителям наиболее знакомой темой, но по этой теме имеется мало теоретического материала.
Именно это обстоятельство определяет актуальность выбранного для изучения предмета в рамках итоговой проверочной работы с предметом исследования. В ходе нашей работы мы попытались обобщить основы теоретических знаний в области педагогики и методики.
Цель: выявить воспитательные возможности игровой деятельности в развитии разговорной речи у младших школьников.
работай:
1. Рассмотреть особенности разговорной речи детей в современных образовательных учреждениях.
2. Разработать систему дидактических игр, направленных на развитие разговорной речи младших школьников.
3. Разработайте рекомендации по развитию разговорного языка.
Цель: особенности развития разговорной речи младших школьников в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс обучения разговорной речи младших школьников достигнет более высокого уровня
Задачи:
- Исследованы особенности развития речи у младших школьников.
- В процессе развития речи младших школьников учитываются психологические возрастные и индивидуальные особенности.
- Выделена структура игровой деятельности.
- Предлагается дидактическая игровая система, способствующая развитию связной речи.
- Разработаны методические рекомендации по совершенствованию разговорной речи детей в игровой деятельности.
Объект: общеобразовательная школа.
Предмет: развитие диалогической речи младших школьников в процессе игровой деятельности.
Методологическую основу работы составляют фундаментальные исследования в области психологии и педагогики развития речи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев. Л.В.Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохина, А.М. Лешина, М.М. Конина и другие раскрывают функции, которые решают проблемы языкового развития у младших школьников.
Теоретическая значимость состоит в уточнении научного представления об устном общении детей с нарушением слуха в начальной школе, выявлении особенностей разговорной речи детей с нарушением слуха в начальной школе с использованием игровых технологий, повышении качества разговорной речи детям в начальной школе была продемонстрирована потребность. При нарушениях слуха с использованием игровых технологий разработана система формирования разговорной речи у учащихся начальных классов с нарушениями слуха с использованием игровых технологий.
Практические выводы. Опубликовано педагогическое условие, помогающее формировать разговорную речь глухих учащихся начальных классов с помощью игровых технологий, разработаны методические рекомендации по повышению качества разговорной речи.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Характеристика связной диалогической речи и ее особенности
В процессе обучения дети должны научиться грамматически, осмысленно и связно выражать свои мысли, а их речь должна быть прямой, выразительной и яркой [7].
Связный язык не отрывается от мира мыслей, а подключается к мыслям, отражает логику мыслей, помогает понять воспринимаемое и выражает ясные и правильные логические смыслы [12]. Способность ребенка говорить может определить уровень развития речи. Умение говорить помогает ребенку преодолеть застенчивость, молчаливость и развить уверенность в себе. Связная речь – это развернутое изложение конкретного содержания, выполненное логично, точно, последовательно, грамматически правильно и образно.
Т.А. Ладыженская, А.В. Текучев [22] определял связную речь как совокупность взаимосвязанных тематически интегрированных речевых отрезков, представляющих собой единое структурно-смысловое целое.
Связный язык — это языковая единица, составная часть языкового компонента, организационное целое, подчиненное грамматическим и логическим законам. Текучев А.В. Каждое самостоятельное и индивидуальное предложение считается одной из разновидностей связной речи.
Связанные голоса относятся к разговорным и монологическим типам голоса, каждый из которых имеет свои особенности. Потоковый формат разговорной речи побуждает к односложным ответам. Междометия, неполные предложения, междометия, интонация, мимика, жесты являются основными характеристиками разговорной речи [13]. В диалогической речи важно формулировать и задавать вопросы, формулировать на их основе ответы, давать необходимые подсказки, исправлять и дополнять собеседника, аргументировать и аргументировать.
Монологическая речь, речь одного человека, требует развития, ясности, законченности, взаимосвязи отдельных частей повествования.
Рассказы, монологи, изложения требуют умения концентрироваться на главной мысли, а не увлекаться деталями и говорить ярко, образно и эмоционально [23].
Сравнивая монологическую и диалогическую формы связной речи, модно выделять такие основные характеристики монологической речи, как относительный оборот, произвольность, программированность.
Монологическая речь, возникающая на основе диалогической речи, органически включается в диалог, диалог, причем эти высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать другую информацию: дополнения, сообщения, рассуждения. Устная монологическая речь допускает неполные высказывания, в этом случае грамматическое наклонение приближается к структуре диалога [2].
Независимо от формы диалога или монолога главным условием общения является связность [2]. Овладение согласованностью требует развития особого навыка сравнения непротиворечивых утверждений.
К характеристикам развернутых высказываний относятся связность, логическая и смысловая организация, порядок изложения сообщений согласно коммуникативной задаче. На согласованность текста влияют нарушения последовательности. Соблюдение порядка и последовательности определяется прежде всего логико-смысловой организацией, сложным единством, включающим в себя логическую, тематическую и смысловую организацию.
Отражение объектов действительности. Их отношения и связи выявляются в предметно-смысловом построении высказываний, а овладение искусством логико-смыслового построения высказываний способствует объективному и ясному выражению мысли, произвольному, сознательному осуществлению речевой деятельности[9].
Для понимания процесса формирования связной речи у детей особое значение имеют основные теории языковой речи, разработанные в работах зарубежных и отечественных ученых. Впервые в этом направлении Л.С. Первая была выдвинута теорией. Концепция Выготского (об интеграции речи и мыслительных процессов) основана на его концепции учения о значении, семантике и языковой структуре [9]. По мнению автора, процесс превращения мыслей в слова идет через мыслительные мотивы к оформлению самой мысли, определяемой во внутреннем слове, а затем и в значении самого слова. Теория речевого производства была разработана отечественным писателем А.Р. Лурия, Н.И. Джинкин, А.А. Леонтьев, Л.С. Цветков и многие другие.
Ведущей формой общения в любом возрасте является беседа, школа для овладения всеми компонентами устной речи, для формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Общение является естественной средой для общего развития личности, а недостаток общения приводит к различным искажениям в личностном развитии, увеличению проблем во взаимодействии с окружающими, трудностям в адаптации к меняющейся жизни. ситуация. Концепция непрерывного образования гласит, что особое внимание следует уделять развитию разговорной речи в раннем школьном возрасте.
При проведении исследований многие авторы (Павлов А.А., Яшина В.И. и др.) [55] достигли поставленной цели, наблюдая за деятельностью по развитию разговорной речи у младших школьников и глухих детей в условиях инклюзивного образования. Научитесь использовать речь, форму общения в обществе.
На ранних этапах развития разговорной речи детей младшего школьного возраста создаются темы и развивающие среды, такие как уголки языкового развития, где предусмотрены игры, способствующие развитию речи посредством инклюзивного образования. Тематические фотографии, альбомы на разные темы, карточки-схемы для обучения интерактивной речи.
Одним из факторов развития разговорной речи у младших школьников являются беседы и беседы педагогов с детьми, а так как дети этого возраста интересуются различными темами, связанными с бытом дома, они активны и включают интерес к беседе. В процессе беседы дети младшего школьного возраста с нарушениями слуха развивают такие навыки, как задавать вопросы, отвечать на вопросы и участвовать в беседе.
Особая роль в развитии разговорной речи отводится художественной литературе. После прочтения литературного произведения внимание детей обращается на диалог героев, а пересказывая или инсценируя, дети не только учатся строить диалог, но и заимствуют для практического использования разные формы общения.
Большое влияние на развитие разговорной речи оказывают игры и игровые упражнения. В работе с детьми использую инсценировки, дидактические и подвижные игры с готовыми сюжетами-диалогами («Гуси, гуси», «Наши уточки с утра...»), а также такие игры, как те, что с этими диалогами. Сделаны самими детьми (сюжеты - ролевые, дидактические). Преимущество игры в том, что она способствует активизации диалогового взаимодействия как при подготовке к игре, так и в процессе игры. Я включаю игры как в непосредственную учебную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность детей.
Разговорная речь, предшествующая монологу, закладывает основу монолога. При этом, поскольку разговорная и монологическая речь являются разновидностью связной речи, развитие разговорной речи учащейся молодежи с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования будет рассматриваться как часть развития связной речи.
Connected language объединяет достижения детей в овладении родным языком и овладении его звуковыми аспектами, словарным запасом и грамматическими конструкциями.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического, связного и подробного изложения. Появление связной речи происходит в дошкольном периоде.
Для более точного и качественного описания развития разговорной речи младших школьников с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования требуется более конкретный и узкий отбор инвалидности.
Развитие связной речи происходит постепенно по мере развития мышления и связано с усложнением детской деятельности и форм общения с окружающими людьми.
Формирование связной речи у школьников с глухотой в условиях инклюзивного образования осуществляется в замедленном темпе и характеризуется определенными качественными особенностями. Слабослышащие дети длительное время находятся в стадии речи диалогического типа. Переход к самостоятельной связной речи у детей со слаборазвитой речью обычно затруднен и во многих случаях задерживается. В процессе актуализации связной речи глухие дети нуждаются в постоянной стимуляции и систематической помощи взрослых в виде вопросов или подсказок. Ситуативная речь легче. То есть речь, основанная на ясности для конкретной ситуации.
В инклюзивном образовании особенности связных высказываний младших школьников с нарушениями слуха во многом определяются характером задания, формой связных высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ по заданному тема и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
2. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
3. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
4. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 1999. - 118 с.
5. Мартыненко, Ю.И. Работа с глухими школьниками по драматизации музыкальных сказок во внеклассное время / Ю.И.Мартыненко // Дефектология. - 1994. - №2. - С.43 - 48.
6. Никитина, М.И. Воспитание младших школьников с нарушением слуха / М.И. Никитина. - СПб.: Педагогика, 1996. - 147 с.
7. Носкова, Л.П. Методика развития речи младший школьник ов с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
8. Носкова, Л.П. Развитие речевой деятельности глухих младший школьник ов / Л.П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №4. -С.31 - 34.
9. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. -272 с.
10. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих: Развивать и воспитывать творчеством: Книга для педагога/ Под. ред. О.А. Красильниковой. - СПб.: КАРО, 2008. – 176 с.
11. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Под ред. Е.Г.Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 174 с.
12. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Под ред. К.А. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 215 с.
13. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г.Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 295с.
14. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. - М.: ЭНАС, 2001.
15. Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.Ф. Методика обучения произношению в школе / Ф.Ф, Рау, Н.Ф. Селезина. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
16. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы / Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 257 с.
17. Синякин, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка / В.А. Синякин. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
18. Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984.
19. Феклистова С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха. - Мн.: БГПУ, 2007.
20. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб. - метод. пособие. - Мн.: БГПУ, 2008.
21. Хотеева, Э.Н. Рекомендации к работе в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса / Э.Н. Хотеева. - М.: Педагогика, 1976. - 151 с.
22. Яхнина, Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов / Е.З. Яхнина. - М.: Высшая школа, 1997. - 114 с.
23. Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 1994. - №3.