Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стремительное модернизация жизни, расширение общественных связей обуславливает знание хотя бы одним иностранным языком жизненно важно. Язык является основным источников передачи знания, опыта.
Вопрос о том, когда начинать учить ребенка иностранному языку, волнует многих родителей. Этого вполне можно было ожидать, ведь в наше время знание хотя бы одного иностранного языка превратилось из желания в потребность, подкрепленное требованиями ФГОС НОО.
Актуальны вопросы, касающиеся обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста. Этому свидетельствует ряд работ следующих ученых З.Я Футерман, В.С. Мухина, Е.И. Негневицкая, Н.Д Гальскова и др.
Обучение детей немецкому языку, как второму иностранному, следует за всесторонней реализацией практических, образовательных, комплексных образовательных и развивающих целей. Реализация практической цели должна гарантировать, что остальные три являются развивающими, образовательными и обеспечивают всестороннее образование, и, таким образом, иностранный язык способствует формированию всесторонне развитой личности, что является основной задачей начальной школы на современном этапе формирования нашего общества.
Несмотря на вклад ученых в развитие проблемы изучения иностранного языка в начальной школе и опыт, накопленный учителями, эффективность начальной школы в области иностранного языка считается недостаточной [3]. В начальной школе уже есть большое количество детей, которые испытывают постоянные трудности со слуховым восприятием, чтением и правописанием на иностранном языке и меньше интересуются этим предметом.
А ведь языковая культура немецкого языка существенно отличается от родного для детей культуры русского языка.
В научной литературе накоплен большой практический опыт в обучении детей младшего школьного возраста различным видам речевой деятельности на уроках немецкого языка. Проблема обучения грамматической стороне речи исследуется такими авторами как: И.Л. Бим, Н.И. Гез, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, М.В. Ляховицким. И. Л. Бим выделила следующие виды аудирования: аудирование с полным пониманием услышанного и аудирование с пониманием основного содержания. И. А. Зимняя и Н. И. Жинкин выделили основные механизмы аудирования в психологическом плане и определили факторы, способствующие успешности восприятия иноязычной речи на слух. [4].
Актуальность данного исследования подтверждается необходимостью изучения особенностей обучения немецкому языку детей младшего школьного возраста для достижения наиболее эффективного результата в их дальнейшей учебе.
Ведущая цель изучения иностранных языков - это развивающаяся цель. Однако это не означает снижения важности практических целей или снижения уровня владения устным языком иностранного языка. Более того, разработка эффективных технологий раннего изучения иностранных языков дает новое представление о проблемах интеллектуального развития младших школьников [9].
Целью работы состоит в теоретическом изучении особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе (на материале немецкого языка).
Объект исследования – процесс начального иноязычного обучения.
Предмет исследования – особенности обучения немецкому языку на начальном этапе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе;
2. Описать психофункциональные особенности младших школьников с точки зрения обучения иностранному языку;
3. Рассмотреть принципы, положенные в основу начального иноязычного обучения;
4. Обосновать особенности выбора УМК при организации урока по иностранному языку;
5. Описать особенности обучения разным видам речевой деятельности на уроках немецкого языка в начальной школе.
Теоретическое значение заключается в том, что эта работа дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует развитию теоретических знаний, таких как языково-мыслительное взаимодействие, язык играет роль в раскрытии и формировании картины мира.
Практическое значение заключается в том, что исследование может быть использовано при дальнейшем изучении этого предмета, а также для проведения уроков по методике преподавания и воспитания при обучении детей младшего школьного возраста иностранным языкам.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Теоретические основы обучения речевой деятельности на иностранном языке
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
Современные цели начального образования подробно изложены в ФГОС ООО. Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка, свободного личность нестандартно, развитого физически и духовно, готового к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам [22].
Сегодня иностранный язык является распространенной практикой, основанной на современных и эффективных технологиях изучения иностранного языка с учетом личностно ориентированной методологии, возрастных особенностей детей [4].
Проведя анализ рабочих программ по предмету «Немецкий язык» определена интегративная цель обучения немецкому языку младших школьников, которая включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции на элементарном уровне в четырѐх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Таким образом, обучение немецкому языку предопределяет следующие задачи:
1. Формирование и развитие фонетических навыков иностранного языка (пока речевой аппарат пластичен и механизмы овладения родным языком все еще действуют, эти навыки легко усваиваются);
2. Развитие навыков слушания (понимание речи на слух);
3. Развитие речевых навыков (то есть усвоение ребенком иностранного языка как средства общения);
4. Формирование и пополнение лексического резерва [16].
К концу пропедевтического курса устного иноязычного общения у детей формируются умения:
— понимания немецкой речи, выраженной в возможности вопросно-ответной формы общения, понимания иноязычных просьб, чтению текстов различного характера;
— диалогическая речь, дающая возможность обучающимся ориентироваться в условиях вопросно-ответных формах общения, просьба-ответных формах. В то же время обучающиеся могут изменять, объединять и передавать лексическое и грамматическое содержание этих союзов привести его составные элементы в новое состояние; отвечать на вопросы различного рода (общие и частные), выражать утверждение / несогласие, утверждение / неодобрение, отклонение услышанного;
― монологическая речь, которая позволяет формируют самостоятельные коммуникативные выражения без подготовки. Намерения формируются в соответствии с предлагаемыми целями разговора. Объем фразы составляет не менее трех предложений, лингвистически правильно согласованных. Монолог - это описание (изображения, объект, животное, внешний вид сказочный герой и т. д.) или рассказ (о себе, друге, члене семьи, любимце, сказочном герое) [12], [18].
Обучая детей иностранному языку, важно помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строится изучение иностранного языка в разных стран, до недавнего времени основывалась на теории усвоения языка ребенком. Согласно этой теории, ребенок овладевает языком мимическим образом, имитируя речь взрослых, без целенаправленного обучения [17]. Другими словами, никто целенаправленно не подготавливает разделение потока речи на легко усвояемые ребенком единицы речи, не подают грамматические правила, не объясняет последовательность изложения. Но, при условии нормально развития, ребенок способен самостоятельно усвоить грамматические, лексические, стилистические особенности языка, научиться формировать коммуникативные задачи.
В возрасте 7-8 лет речь ребенка готова к построению сложноорганизованных предложений. И в рамках той же психолого-педагогической концепции, усвоение неродного (второго) языка происходит в аналогичных с первым условиях, обусловленных самостоятельно, без разъяснений и правил. Доказательством является развитие детей в двуязычной среде. Многие дети с раннего возраста говорят и на языке людей, среди которых они живут, и на языке, который они используют в повседневном общении. Например, семья, живущая в Татарстане, говорит на русском и татарском языках. Естественно, преобладает родной язык, язык семьи. Двуязычие в этом случае естественно. Однако некоторые иностранные и особенно американские исследователи считают, что двуязычные дети часто отстают в умственном развитии от одноязычных [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Беляева, В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе / В. Б. Беляева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. – 2010. – № 3(5). – С. 105-108. – Режим доступа https://readera.org/14032086 (дата обращения: 25.11.2022).
2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз» / И. Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.;
3. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
4. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
5. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя; Московский психолого-социальный институт. – М. : РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
6. Кочкина, 3. А. Аудирование: что это такое? / 3. А. Кочкина // Методическая мозаика. - 2007. - №8. - С. 12-18;
7. Краевский, В.В. Содержание образования - бег на месте / В.В. Краевский // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 3-9.
8. Максимова, И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» / И. Н. Максимова, – М. : Просвещение, 2006. – 147.
9. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1980. – 308 с.
10. Мильруд, Р. П. Обучение технике чтения в начальной школе : проблемы и решения [Электронный ресурс] / Р. П. Мильруд // Просвещение. Иностранные языки. – электрон. научн. журн. – М., 2017. – Режим доступа http://iyazyki.prosv.ru/2017/09/education-technology/ (Дата обращения: 26.03.2022).
11. Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / З.И. Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
12. Никитенко, З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2011. - 191 с.
13. Никитенко, З. Н. Содержание начального иноязычного образования: концептуальные основы / З. Н. Никитенко // Преподаватель ХХI век. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-nachalnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya-kontseptualnye-osnovy (дата обращения: 24.11.2022).
14. Никитенко, З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие/ З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2013. - 288 с.
15. Никитенко, З.Н. Иностранный язык в начальной школе : теория и практика [Электронный ресурс] : учебник / З.Н. Никитенко. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 328 с.
16. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с.
17. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И.Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
18. Пирожкова, A. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах : учебное пособие / A. О. Пирожкова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 151 c.
19. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Н.Л. Селтванова. – М.: Педагогика 2001. – 354 с.
20. Учебно-методический комплект Первые шаги 2-4 . Deutsch Die ersten Schritte 2-4. - И. Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова.- М: Просвещение, 2015
21. Учебно-методический комплект Немецкий язык 2-4. Deutsch 2-4. - Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.– Москва, Дрофа, 2004
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
23. Фоломкина, С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке / Фоломкина С. К. // Иностранные языки в высшей школе. – 1971. – № 6. – С. 3-12.
24. Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 253 с.