Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы графического моделирования как один из приёмов обучения решению текстовых задач 6
1.1 Понятие текстовая задача и процесс ее решения 6
1.2 Моделирование в процессе обучения решению текстовых задач 10
1.3 Методические приемы обучения младших школьников решению текстовых задач с использованием графического моделирования. 13
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная графического моделирования как один из приёмов обучения решению текстовых задач 19
2.1 Характеристика базы и исследования 19
2.2 Характеристика методов исследования 20
2.3 Анализ работы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что на разных этапах развития базового математического образования проблема обучения младших школьников решению текстовых задач была одной из самых актуальных.
Значительное место в курсе математики в начальной школе занимает решение текстовых задач. Это традиционно сложный материал для большинства учащихся. Текстовое задание помогает учащемуся усвоить математические понятия, глубже понять различные стороны отношений в окружающей его жизни, дает возможность применять изученные теоретические положения; решение задач способствует развитию логического мышления. Поэтому учащемуся важно иметь представление о текстовой задаче, ее структуре и уметь решать задачи разными способами.
Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней школьного обучения. Первые шаги в решении простых задач не вызывают у учащихся особых затруднений, но решение сложных задач в одиночку не под силу многим. Причиной затруднений является отсутствие формирования умения анализировать текст задачи, правильно определять известное и неизвестное, устанавливать связи между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом - по схемам, таблицам, конспектам и другим моделям - является одним из требований ФГОС.
Для облегчения решения текстовой задачи используются графические модели. При этом используются такие мыслительные операции, как анализ путем синтеза, сравнения, классификации, обобщения, которые способствуют развитию мышления.
Необходимо использовать графические модели, так как отбрасывается избыточная информация; текст задания преобразуется в форму, удобную для
найти план решения. Это графические модели, которые показывают взаимосвязь между известными и неизвестными величинами в задаче.
В литературе предложено множество практических методов, облегчающих поиск пути решения проблемы. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Именно моделирование поможет в эффективном обучении решать текстовые задачи.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в его разрешении.
Все это и определило тему исследования: «Графическое моделирование как один из приёмов обучения решению текстовых задач »
Проблема исследования - каково влияние применения приема графического моделирования при обучении младших школьников решению задач.
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности Графического моделирования как один из приёмов обучения решению текстовых задач
Объект - процесс обучения младших школьников умению решать текстовые задачи.
Предмет - графическое моделирование как один из приемов обучения решению задач младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдрахимова Л.Р, Здоровье школьника в системе современного школьного образования// Начальная школа.-2012.-№1,-С.3
2.Абрамова О.М, Один из способов обращения задач как средство развития гибкости мышления школьников// Начальная школа.-2012-№1,-С.3
3.Асадуллин Р.М, Пути познания педагогической сущности человека // Педагогика-2011,-№8, С.4
4.Баукина Л,В, Формирование грамотности младших школьников в области укрепления здоровья // Начальная школа.-2012.-№1.
5.Башмаков М. И, Математика: 3-й кл: учебник: в 2ч. Ч 1/башмаков М.И,Нефедова М.Г.-М: АСТ: Астрель, 2012-(Планета знаний).С.6
6.Болотов В.А, Вильдман И.А, Условия эффективного использования результатов оценки учебных достижений школьников //Педагогика,-2012.-№6.
7.Быкова Т.П, Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике // Начальная школа. -2012.-№8.
8.ВербицкийА.А,Кресловская Е.Е, Тестирование в образование: проблемы и перспективы// Педагогика.-2012.-№8..
9.Виноградов Н.Ф, Не будем наступать на чужую тень, или Как индивидуализировать процесс обучения// Начальное образование.-2012.-№5.
10.Вольхин К.А, Лейбов А.М, Проблемы формирования графической компетентности в системе высшего профессионального образования// Философия образования.-2012.-№4.-С.13
11.Граненова С.А, Использование тестовых заданий при формировании читательских умений младших школьников // Начальное образование.-2012.-№3.-С.
12.ДавыдоваЕ.А, Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе начальной школы ( из опыта практической работы) // Начальное образование.- 2012.-№6.-С.18
13.ДавыдоваЕ.А, Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе начальной школы ( из опыта практической работы) // Начальное образование.- 2012.-№6..
14.Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-2-е изд.,-М: Просвещение, 2011. -24с.(Стандарты второго поколения).
15.Дубова М.В, Дидактические принципы компетентносно- ориентированного обучения в начальном общем образовании // Начальное образование. -2012.-№1.
16.Ефимов В.Ф, Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа.-2012.-№2.
17.Звонников В.И, Современные средства оценивание результатов обучения: уч: пособие для студ. высш. учеб. заведения /В.И.Звонников. М.Б.Челышкова. -3-е изд. Стер. –М: Издательский центр «Академия».
18.Илюхин Б.В, Оценка качества образования и принцип разумной достаточности // Народное образование. -2012.-№6.
19.Кайл Роберт, Детская психология: Тайны психики ребёнка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб:прайм-ЕВРОЗНАК.2002.С.
20.Мухамедьянов С.А, Методика преподавания математики в начальной школе. Уфа: Изд-ва БГПУ, 2014-338с