Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение
Актуальность исследования. Лингвистика XXI в. – стремительно развивающаяся наука: формируются новые научные направления и школы, изучается феномен связи языка и общества, используются современные методы анализа, предлагаются альтернативные решения на стыке наук. Тем не менее, несмотря на динамичность движения, такой раздел лингвистики, как словообразование, всегда вызывал много вопросов в плане терминов и понятий.
Непосредственно сам термин «словообразование» претерпевает изменения в определении. С зарождения словообразования как науки его понимают, исходя из внутренней формы слова, т.е. как науку, занимающуюся изучением образования слова и строения производных слов (В.В. Лопатин, Е.С. Кубрякова, И.С. Улуханов, Н.М. Шанский).
Выделение русского словообразования в особый раздел науки о языке произошло сравнительно поздно: в 60-е – 70-е годы XX века. Традиционно словообразование рассматривалось либо как часть морфологии, либо как часть лексикологии. В работах лингвистов XIX века словообразование чаще всего «растворялось» в этимологии. Высказывание известного русского ученого А.А. Шахматоав о самостоятельности словообразования в системе других наук о языке, прозвучавшее в начале XX века, не было поддержано исследователями и на долгие годы осталось «особым мнением» в лингвистической теории.
Такой трудный путь становления русского словообразования можно объяснить двумя причинами. Во-первых, словообразование действительно теснейшим образом связано и с лексикологией, и с морфологией. Во-вторых, общая теория словообразования в XIX – начале XX веков практически отсутствовала. Существовали отдельные исследования разрозненных словообразовательных явлений, но всестороннего системного описания не было. Основы общей теории словообразования стали закладываться лишь в 40-е – 50-е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Именно В.В. Виноградов впервые на конкретном материале показал не только связи словообразования с грамматикой, но и его специфику. Он же впервые дал классификацию способов русского словообразования.
О проблемах членимости слова, о своеобразии семантики и строения производных слов говорил в своих работах А.И. Смирницкий. Г.О. Винокур создал учение о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях русского словообразования. Появление в 1946 году его статьи «Заметки по русскому словообразованию» стало событием в истории отечественного языкознания. В ней впервые были четко сформулированы принципы синхронного словообразовательного анализа, разработана и предложена методика установления отношений синхронной производности.
Целью исследования является изучение вопросов словообразования в современном русском языке.
Объект исследования - словообразование в современном русском языке.
Предмет исследования - способы словообразования в современном русском языке.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Место словообразования в науке о языке
Исследования В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура практически подготовили тот своеобразный “словообразовательный взрыв”, который наблюдался в 60-е — 70-е гг. XX в. Это было время, когда одна за другой выходили работы Е. А. Земской, Н. А. Янко-Триницкой, Н. М. Шанского, Е. С. Кубряковой, П. А. Соболевой, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова и др. В них поднимались проблемы выделения значимых единиц в слове, определялись степени членимости слов (М. В. Панов, Е. С. Кубрякова, Н. А. Янко-Триницкая); описывались морфологические явления в словообразовании, закономерности сочетаемости морфем (В. В. Лопатин); изучались парадигматические и синтагматические связи между единицами словообразовательной системы (Е. А. Земская); рассматривались связи слов в словообразовательных гнездах (А. Н. Тихонов); всесторонне исследовалась словообразовательная мотивация и ее виды (И. С. Улуханов).
Введение
Актуальность исследования. Лингвистика XXI в. – стремительно развивающаяся наука: формируются новые научные направления и школы, изучается феномен связи языка и общества, используются современные методы анализа, предлагаются альтернативные решения на стыке наук. Тем не менее, несмотря на динамичность движения, такой раздел лингвистики, как словообразование, всегда вызывал много вопросов в плане терминов и понятий.
Непосредственно сам термин «словообразование» претерпевает изменения в определении. С зарождения словообразования как науки его понимают, исходя из внутренней формы слова, т.е. как науку, занимающуюся изучением образования слова и строения производных слов (В.В. Лопатин, Е.С. Кубрякова, И.С. Улуханов, Н.М. Шанский).
Выделение русского словообразования в особый раздел науки о языке произошло сравнительно поздно: в 60-е – 70-е годы XX века. Традиционно словообразование рассматривалось либо как часть морфологии, либо как часть лексикологии. В работах лингвистов XIX века словообразование чаще всего «растворялось» в этимологии. Высказывание известного русского ученого А.А. Шахматоав о самостоятельности словообразования в системе других наук о языке, прозвучавшее в начале XX века, не было поддержано исследователями и на долгие годы осталось «особым мнением» в лингвистической теории.
Такой трудный путь становления русского словообразования можно объяснить двумя причинами. Во-первых, словообразование действительно теснейшим образом связано и с лексикологией, и с морфологией. Во-вторых, общая теория словообразования в XIX – начале XX веков практически отсутствовала. Существовали отдельные исследования разрозненных словообразовательных явлений, но всестороннего системного описания не было. Основы общей теории словообразования стали закладываться лишь в 40-е – 50-е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Именно В.В. Виноградов впервые на конкретном материале показал не только связи словообразования с грамматикой, но и его специфику. Он же впервые дал классификацию способов русского словообразования.
О проблемах членимости слова, о своеобразии семантики и строения производных слов говорил в своих работах А.И. Смирницкий. Г.О. Винокур создал учение о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях русского словообразования. Появление в 1946 году его статьи «Заметки по русскому словообразованию» стало событием в истории отечественного языкознания. В ней впервые были четко сформулированы принципы синхронного словообразовательного анализа, разработана и предложена методика установления отношений синхронной производности.
Целью исследования является изучение вопросов словообразования в современном русском языке.
Объект исследования - словообразование в современном русском языке.
Предмет исследования - способы словообразования в современном русском языке.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Место словообразования в науке о языке
Исследования В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура практически подготовили тот своеобразный “словообразовательный взрыв”, который наблюдался в 60-е — 70-е гг. XX в. Это было время, когда одна за другой выходили работы Е. А. Земской, Н. А. Янко-Триницкой, Н. М. Шанского, Е. С. Кубряковой, П. А. Соболевой, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова и др. В них поднимались проблемы выделения значимых единиц в слове, определялись степени членимости слов (М. В. Панов, Е. С. Кубрякова, Н. А. Янко-Триницкая); описывались морфологические явления в словообразовании, закономерности сочетаемости морфем (В. В. Лопатин); изучались парадигматические и синтагматические связи между единицами словообразовательной системы (Е. А. Земская); рассматривались связи слов в словообразовательных гнездах (А. Н. Тихонов); всесторонне исследовалась словообразовательная мотивация и ее виды (И. С. Улуханов).
Список использованной литературы
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М.: Изд. АН СССР, 1963.
2. Валентинова О.И. Смысл и "красота" в СМИ. – Русская речь.2011, №2. С.60-64
3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Изд. второе. М.: Высшая школа, 1972. – 616 с.
4. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // В.В.Виноградов. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. – С. 106-220.
5. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Г.О.Винокур. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. – С. 419-442.
6. Грамматика современного русского литературного языка. – М. : Наука, 1970. – 768 с.
7. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
8. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. М.: 1973. – 304 с.
9. Земская Е.А., Кубрякова Е.С. Проблемы словообразования на современном этапе // Вопросы языкознания. 1978. № 6. С. 113.
10. Иванникова Е.А. О производных словах как объекте лексикографии // Современная русская лексикография. Л., 1975. С. 66; Супрун А.Е. Лекция по языковедению. Мн., 1978.
11. Изюмская С.С. Англицизмы и языковая личность автора в газетных заголовках. Русская речь. 2011, №4. С. 48-54.
12. Историческое словообразование русского языка. Казань: Изд. Казан.ун-та, 1984.–168 с.
13. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М.,1977.
14. Общее языкознание (внутренняя структура языка) – М., 1972. – С. 352
15. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А. Земской. М., 1996
16. Шанский Н.М. Лексическая деривация в русском языке // Русский язык в школе. – 1977. - № 3, - С. 9-16.
17. Шуба П.П. О компонентах конфикса в русском языке // Развитие современного русского языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. М.: Наука, 1975. – С. 249-252.
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Лингвистика XXI в. – стремительно развивающаяся наука: формируются новые научные направления и школы, изучается феномен связи языка и общества, используются современные методы анализа, предлагаются альтернативные решения на стыке наук. Тем не менее, несмотря на динамичность движения, такой раздел лингвистики, как словообразование, всегда вызывал много вопросов в плане терминов и понятий.
Непосредственно сам термин «словообразование» претерпевает изменения в определении. С зарождения словообразования как науки его понимают, исходя из внутренней формы слова, т.е. как науку, занимающуюся изучением образования слова и строения производных слов (В.В. Лопатин, Е.С. Кубрякова, И.С. Улуханов, Н.М. Шанский).
Выделение русского словообразования в особый раздел науки о языке произошло сравнительно поздно: в 60-е – 70-е годы XX века. Традиционно словообразование рассматривалось либо как часть морфологии, либо как часть лексикологии. В работах лингвистов XIX века словообразование чаще всего «растворялось» в этимологии. Высказывание известного русского ученого А.А. Шахматоав о самостоятельности словообразования в системе других наук о языке, прозвучавшее в начале XX века, не было поддержано исследователями и на долгие годы осталось «особым мнением» в лингвистической теории.
Такой трудный путь становления русского словообразования можно объяснить двумя причинами. Во-первых, словообразование действительно теснейшим образом связано и с лексикологией, и с морфологией. Во-вторых, общая теория словообразования в XIX – начале XX веков практически отсутствовала. Существовали отдельные исследования разрозненных словообразовательных явлений, но всестороннего системного описания не было. Основы общей теории словообразования стали закладываться лишь в 40-е – 50-е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Именно В.В. Виноградов впервые на конкретном материале показал не только связи словообразования с грамматикой, но и его специфику. Он же впервые дал классификацию способов русского словообразования.
О проблемах членимости слова, о своеобразии семантики и строения производных слов говорил в своих работах А.И. Смирницкий. Г.О. Винокур создал учение о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях русского словообразования. Появление в 1946 году его статьи «Заметки по русскому словообразованию» стало событием в истории отечественного языкознания. В ней впервые были четко сформулированы принципы синхронного словообразовательного анализа, разработана и предложена методика установления отношений синхронной производности.
Целью исследования является изучение вопросов словообразования в современном русском языке.
Объект исследования - словообразование в современном русском языке.
Предмет исследования - способы словообразования в современном русском языке.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Место словообразования в науке о языке
Исследования В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура практически подготовили тот своеобразный “словообразовательный взрыв”, который наблюдался в 60-е — 70-е гг. XX в. Это было время, когда одна за другой выходили работы Е. А. Земской, Н. А. Янко-Триницкой, Н. М. Шанского, Е. С. Кубряковой, П. А. Соболевой, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова и др. В них поднимались проблемы выделения значимых единиц в слове, определялись степени членимости слов (М. В. Панов, Е. С. Кубрякова, Н. А. Янко-Триницкая); описывались морфологические явления в словообразовании, закономерности сочетаемости морфем (В. В. Лопатин); изучались парадигматические и синтагматические связи между единицами словообразовательной системы (Е. А. Земская); рассматривались связи слов в словообразовательных гнездах (А. Н. Тихонов); всесторонне исследовалась словообразовательная мотивация и ее виды (И. С. Улуханов).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М.: Изд. АН СССР, 1963.
2. Валентинова О.И. Смысл и "красота" в СМИ. – Русская речь.2011, №2. С.60-64
3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Изд. второе. М.: Высшая школа, 1972. – 616 с.
4. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // В.В.Виноградов. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. – С. 106-220.
5. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Г.О.Винокур. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. – С. 419-442.
6. Грамматика современного русского литературного языка. – М. : Наука, 1970. – 768 с.
7. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
8. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. М.: 1973. – 304 с.
9. Земская Е.А., Кубрякова Е.С. Проблемы словообразования на современном этапе // Вопросы языкознания. 1978. № 6. С. 113.
10. Иванникова Е.А. О производных словах как объекте лексикографии // Современная русская лексикография. Л., 1975. С. 66; Супрун А.Е. Лекция по языковедению. Мн., 1978.
11. Изюмская С.С. Англицизмы и языковая личность автора в газетных заголовках. Русская речь. 2011, №4. С. 48-54.
12. Историческое словообразование русского языка. Казань: Изд. Казан.ун-та, 1984.–168 с.
13. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М.,1977.
14. Общее языкознание (внутренняя структура языка) – М., 1972. – С. 352
15. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А. Земской. М., 1996
16. Шанский Н.М. Лексическая деривация в русском языке // Русский язык в школе. – 1977. - № 3, - С. 9-16.
17. Шуба П.П. О компонентах конфикса в русском языке // Развитие современного русского языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. М.: Наука, 1975. – С. 249-252.