Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время к вопросу обучения английскому языку устремлено повышенное внимание. Данный факт обусловлен не только увеличением межкультурной коммуникации, но и введением английского языка при сдаче Государственного итогового экзамена.
При обучении языку для школьников наиболее сложным представляется восприятие устной речи. Одним из видов устной речи является диалогическая речь. Многие лингвисты и педагоги отмечают, что формирование навыков диалогической речи является наиболее важной задачей в развитии общей иноязычной культуры.
Диалогическая речь выражается в умении школьников поддерживать иноязычный диалог, отвечать на вопросы. Тем самым диалогическая речь выступает «зеркалом» того, как сформированы иноязычные умения.
Множество учебных и методических пособий по развитию навыков диалогической речи подтверждает актуальность данной темы.
При выборе средства развития навыков диалогической речи исследователи не сходятся во мнении. Одни авторы (О. А. Колесникова, А. В. Конышева, К. Ливингстоун, И. А. Паросова, Ф. М. Рабинович, М. Ф. Стронин, Н. К. Скляренко) предлагают использовать для этой цели ролевые игры на английском языке. Другие (О. А. Бизикова, Н. Д. Гальскова, Т. В. Карамышева, Т. Н. Теплицина, Т. И. Голубева, С. О. Репина, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев) советуют применять в развитии диалогической речи информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) [6], [8].
Таким образом, поиск средств и методов развития диалогической речи становится первоочередной задачей перед учителем английского языка.
По нашему мнению, применение ролевых игр является эффективным средством в развитии диалогических умений. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их применения на уроках английского языка в средней школе.
Ролевая игра реализуется за счет трансформации урока в реальную ситуацию, средством разрешения которой является язык. В ненавязчивой ситуации, наиболее близкой школьникам, дети развивают не только навыки коммуникации, социализации, но и иноязычные навыки. Тем самым ролевая игра способствует развитию сразу нескольких качеств, что обуславливает её использование в контексте новых требований ФГОС ООО.
Таким образом, актуальным усматривается изучение методических особенностей применения ролевой игры на уроках английского языка в средней школе как средства развития диалогической речи.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений для развития диалогической речи на уроках английского языка.
Объектом исследования выступает процесс развития навыков диалогической речи на уроках английского языка.
Предметом исследования выступает использование ролевой игры как средства развития навыков диалогической у школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1.Описать сущность, цели и задачи развития диалогической речи в период обучения в основной школе;
2.Охарактеризовать сущность понятия «ролевая игра»;
3.Описать особенности использования ролевой игры как средства развития диалогической речи;
4.Разработать и представить содержание комплекса упражнений для развития навыков диалогической речи у школьников на уроках английского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева, О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / О.В. Агеева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 92 – 94.
2. Брагина, О. А. Система упражнений в процессе обучения диалогической речи [Текст] / О.А. Брагина // Иностранные языки в школе. – М., 1985. – № 3. – С. 22-27.
3. Вайсбурд, М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух [Текст] / М.Л. Вайбурд. – М.: Просвещение, 1985. – 134 с.
4. Васильева, И.Б. Создание и проведение ролевых игр на уроках английского языка : Методические рекомендации для преподавателей [Текст] / И. Б. Васильева, В. М. Шафоростова. – М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 157 с.
5. Вишневский, Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах [Текст] / Е. И. Вишневский // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 6. – С. 33-35.
6. Гальскова, Н.Г. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н. Г. Гальскова, Н. И. Гез. - М., 2004. – 89 с.
7. Ефимова, Ю. К. Ролевая игра как эффективное средство развития иноязычной речи : на материале английского языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ю. К. Ефимова ; Южно - уральский фед. гос. гум. пед. ун-т – Челябинск, 2021. – 47 с.
8. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи [Текст] / Т.Н Колокольцева. - Волгоград: Издательство Волгоградского госуниверситета, 2011. -260 с.
9. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка [Текст] / Р.П. Мильруд/ ИЯШ,2004. - № 7. - С. 30 – 36.
10. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках [Текст] / Т.И Олейник. - М.: Просвещение, 2012. - 246 с.
11. Плотникова, Т.Н. Диалог как объект исследования в современной науке у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Н. Плотникова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 22 с.
12. Рыжкова, А. С. Ролевая игра как средство развития умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому) : на материале английского языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Рыжкова; Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 82 с.
13. Скалкин, В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке [Текст] / В.Л. Скалкин. – М.: Изд-во МГПУ, 1983 – 74 с.
14. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. – М.: Изд-во МВГУ, 2013. – 36 с.
15. Стёпкина, Е. А. Ролевые игры как средство развития диалоговой речи обучающихся на уроках иностранного языка : на материале английского языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Стёпкина ; Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 56 с.
16. Уайзер, Г.М. Развитие устной речи на английском языке. 5-8 кл.: учебное пособие [Текст] /Г.М. Уайзер, А.Д. Климентенко. – М.: Просвещение, 1972. – 176 c.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
18. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 215 с.
19. Яндиева, А. И. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку / А.И. Яндиева [Электронный ресурс] // Успехи современной науки / Ингушский нац. ун-т Магас, 2017. – С. 100-102. – № 4. Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=29317514 (дата обращения: 22.11. 2022)
20. Ярунина, С. А. Ролевые игры при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / С. А. Ярунина // Вестник Майкопского государственного технологического университета / Майкопский гос. тех. ун-т. – Майкоп, 2017. – С. 56-68. – №4. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 23.11. 022).
21. Templin M.C. Certain language skills in children, their development and interrelationships. Institute of Child Welfare, Monograph Series (Minneapolis), 26.– 1957.
22. Ur, P. A Course in Language Teaching. – Cambridge: Cambridge University Press, 1997.