Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы обучения полилогу 5
1.1. Сущность метода обучения полилогу 5
1.2. Проблема обучения полилогу 7
1.3. Методические принципы обучения полилогу 9
Глава 2. Практические аспекты моделирования ситуаций общения посредством полилога на среднем этапе обучения иностранному языку 14
2.1. Изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования 14
2.2. Направления и возможности обучение полилогу с использованием современных технологий на этапе среднего образования 19
Заключение 30
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Основной и скорее всего ведущей целью в преподавании иностранного языка в общеобразовательной школе является коммуникативный подход, который помогает учащимся взаимодействовать друг с другом в специально созданных для этого условиях. В школьном процессе выделяется главная форма речевого общения - это диалогическая речь.
Речевое общение представляет собой общение только с помощью речи, которая направлена на достижение коммуникативной цели, двух или более лиц посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Следовательно, чтобы у учащихся был стимул изучать английский язык, учителя предлагают им подготавливать диалоги, которые выстраиваются в диалогическую речь. Диалогическая речь – это своего рода форма речи, которая происходит непосредственно в обмене высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Обучение иностранному языку осуществляется в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, отличительной чертой которого является стремление приблизить процесс обучения к процессу реальной коммуникации. Именно с помощью полилогического общения можно моделировать ситуацию иноязычного общения. Следовательно, полилогическое общение может рассматриваться в качестве метода развития и совершенствования коммуникативной компетенции.
В лингвистике принято рассматривать монолог и диалог как основные формы речевого взаимодействия. Наиболее разработанной является проблема диалогической речи. Изучение же полилогической речи только развивается.
В настоящее время появилось немало методов обучения полилогу на уроках иностранного языка на этапе среднего образования, многие из них считаются новаторскими, т.к. содержат нетрадиционный подход к преподаванию и интересны с многих точек зрения. Необходимо отметить, что предлагаемые методы имеют свои недостатки, которые возможно исправить только практически и варьируя сам процесс обучения в целях лучшего усваивания предмета.
Важность и открытость проблемы обусловили ее актуальность, а следовательно, и выбор темы для данной работы.
Цель исследования следующая - проанализировать существующие методы обучения полилогу и выявить направления и возможности обучение полилогу с использованием современных технологий на этапе среднего образования.
В ходе исследования необходимо решить следующие основные задачи:
1. Изучить сущность метода обучения полилогу.
2. Проанализировать проблемы обучения полилогу.
3. Выявить методические принципы обучения полилогу.
4. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
5. Определить направления и возможности обучение полилогу с использованием современных технологий на этапе среднего образования
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – приемы и методы обучения полилогу на уроках иностранного языка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические и методические основы обучения полилогу
1.1. Сущность метода обучения полилогу
Термин «полилог» нашел свое словарное отражение в последних изданиях «Большого энциклопедического словаря» относительно недавно. Под полилогом (от греч. «poli» и «logos» - «речь многих») понимается разговор многих участников, в котором роль говорящего переходит от одного лица к другому.
В настоящее время полилогическая речь широко обсуждается не только в лингвистике, но и в методике обучения иностранному языку. Организация речевого взаимодействия на основе полилога имеет большие перспективы развития в рамках как школьного, так и вузовского обучения.
По мнению М.С. Калининой, за последние несколько десятков лет институт научного знания пополнился огромным количеством лингводидактических исследований, направленных на обоснование самостоятельного статуса полилога как вида общения. Учителя школ и преподаватели вузов довольно часто используют различные формы полилога для развития умений в говорении и проведения контроля сформированности навыков, особенно на завершающем этапе работы над какой-либо темой .
Полилог как групповая форма общения в целом обладает широкими обучающими и развивающими возможностями. Как отмечает Н. В. Шувалова, содержание обучения полилогу обладает отличительными особенностями, но близость к диалогу и монологу требует тесной взаимосвязи обучения этим видам общения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2009. №3. 112 с.
2. Гез Н.И. Типология упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке //Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1985. - № 6. - С. 19-24.
3. Гурина И.А., Узденова Б.Х. Игровые технологии в информационно-компьютерной подготовке бакалавров // Гуманитарные исследования: журнал фундаментальных и прикладных исследований. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. университета, 2014. №3, Стр. 112-117
4. Диомидова Г. С. Ролевая игра на уроках иностранного языка / Образовательная социальная сеть "nsportal" // URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na-urokakh-inostrannogo-yazyka.
5. Калинина, М.С. Полилогическое общение: специфика организационных форм [Текст] / М.С. Калинина // Известия ВГПУ. – 2011. – №2. – С. 58-61.
6. Китайгородская, Г. А. Явление косвенного целеполагания в интенсивном обучении [Текст] / Г.А. Китайгородская. — В кн.: Пути повышения эффективности преподавания иностранных языков. – М., 1981.
7. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / Г.А. Китайгородская // ИЯШ. – 1988. – №6.
8. Китайгородская, Г.А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение [Текст] / Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев // Методика и психология интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1981.
9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических процессах. М.: Арена, 1994.
10. Куренкова, Г.Н. Особенности монологической и диалогической речи при обучении говорению иностранных учащихся [Текст] / Г.Н. Куренкова // Український медичний альманах. – 2013. – Том 16, № 4. – С. 72-73.
11. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
12. Пассов, Е.И. Основы коммуникативного метода обучения иноязычному общению [Текст] /Е. И. Пассов. – М. : Рус.яз., 1989.
13. Пряхин М.Н. Недремлющий студент (о методике организации студенческих дискуссий на творческих семинарах по курсу "Основы риторики"). // [Электронный ресурс]. URL: http://rudn.monplezir.ru/nedremlushiy_student.pdf
14. Смирнова, Е.В. Развитие культуры иноязычного полилогического общения в послевузовском образовании преподавателей иностранного языка [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.В. Смирнова. – М., 1999.
15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. − М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
16. Сомкин А.А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучения // Образование и наука. 2019. №3.
17. Шувалова, Н. В. Обучение групповому (полилогическому) общению на уроках английского языка [Текст]: автореф. дис. ... к. п. н. / Н.В. Шувалова — М., 1991.
18. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. - С. 17-58.
19. Clark L.H., Starr I.S. Secondary and middle school teaching methods. 6 ed. N.Y.: Macmillan; Toronto: Collier Macmillan, 1991.