Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В стратегия развития образования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. Она включает в себя овладение речью как средством общения и культуры; развитие произносительной связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи: пополнение активного словаря дошкольника.
Статистика показывает тенденцию увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи. В структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи одно из основных нарушений занимает нарушение словарного развития.
Актуальность проблемы обусловлена постоянно возрастающими требованиями к социальному развитию ребенка, в котором, наряду с другими компонентами, одно из главных мест занимают чистые и правильные речевые и коммуникативные навыки, позволяющие ему формировать межличностные отношения с другими людьми.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития корректируется как при общем, так и при личностном интеллектуальном развитии дошкольника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В детском возрасте на первый план выступает та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, т. е. с усвоением лексических значений слов, освоение произносительной речи.
Основным из ключевых компонентов развития личности является развитие речи и словарного запаса ребенка, освоение богатства родного языка, изучение произведенных ценностей государственной культуры, что непосредственно связано с нравственное, эстетическое развитие, представляется приоритетным в воспитании и языковой подготовке детей.
В трудах авторов Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной Т. Б. Филичевой, общее недоразвитие речи представлено как речевая патология, при которой наблюдается стойкая задержка всех компонентов языковой системы: фонетики, грамматики, лексики, что сказывается на формировании и развитие всей языковой личности, что затрудняет вербальное общение и социальную адаптацию в обществе.
Важным условием развития произносительной речи детей с общим недоразвитием речи является выбор эффективных и целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления этой работы педагогами.
Важность и актуальность исследования подтверждается постоянным вниманием к нему со стороны современных педагогов и психологов.
Несмотря на большую проведённую работу учеными для решения важнейших теоретических и практических задач, связанных с развитием речи днтей, многие положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию произносительной речи, остались без внимания.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для теории и практики образовательных учреждений обусловили выбор темы исследования: «Нарушения произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи».
Объектом исследования: речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования: особенности развития произносительной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: Формирование представлений о особенностях нарушения развития произносительной речи у детей старшего с общим не доразвитием речи.
Задачи исследования:
1.Изучить понятия произносительная речь;
2. Сформировать представления о особенностях развития речи детей с недоразвитием речи;
3. Раскрыть механизмамы формирования импрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4. Изучить уровень развития произносительной речи детей с общим недоразвитием речи;
Методологической и теоретической основой исследования явились: - теория о закономерностях становления лексической стороны речи (Н. И. Жинкин, Р. И. Лалаева, А. Н. Гвоздев); - психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, В. И. Лубовский и др.)
Методы исследования. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: диагностика развития произносительной речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении методических, практических и теоретических аспектов развития произносительной речи детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе логопедов, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие «произносительная сторона речи»
Произношение означает артикуляцию звуков речи на том или ином языке. Под правильным произношением понимается совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка. Также произношением является образ, способ, манера выговора, местными жителями, различными слоями общества, народами.
Произносительная сторона речи охватывает следующие аспекты: фонетическую концепцию речи и, вместе с тем, совокупность определяющих ее речедвигательных навыков. К ним относятся такие навыки, как речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, соблюдение норм орфоэпии, словесное ударение, фразовая интонация со всеми ее средствами. Произносительная сторона речи соединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, слоговая структура слова просодика и голосовые функции, [6].
Рассмотрим компоненты, которые оказывают значительное влияние на качественную составляющую речи. Фонационное дыхание является наиболее полезным для речевого процесса типом дыхания так, как оно сопровождается работой диафрагмы, межреберных мышц, косых мышц живота.
Оно характеризуется [10]:
1. Активностью, связанной с тем, что дыхание служит энергетической основой нашей речи.
2. Организованным выдохом. При дыхании ни кто не задумывается, как происходит выдох и куда он направлен.
3. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому выдох должен быть организован, струя при выдохе воздуха должна как бы «сосредоточиться» на определенной точке.
4. Распределение выдоха – это способность сознано делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные сегменты, так называемые порции.
5. Ритм этого вида дыхания сильно отличается от обычного: вдох — пауза — выдох. Вдох может быть до пятнадцати раз короче выдоха. При правильно тренированном дыхании выдох легко делится на двадцать пять, а иногда и на тридцать порций, не теряя полноты слов. Чтобы добиться этого, вы должны тренироваться осознанно.
6. Добор дыхания — это дыхание в речевом процессе. Учиться надо быстро, энергично и, главное, незаметно для слушателей, набирая новую порцию воздуха, восполняя его запас с каждой подходящей паузой.
Звукопроизношение – это процесс образования звуков речи, который осуществляется дыхательным, голосовым и звуковым отделами голосового аппарата в процессе регуляции со стороны центральной нервной системы [15].
Просодия – это экспрессивная окраска интонации речи. Под артикуляцией речи следует понимать и соединение разделённых частей, таких как расстановка ударений, подъем и падение основного тона, относительное ускорение или замедление речи, ломка произношения [15].
Структура слога включает количество и последовательность слогов, ударение, строение отдельных слогов (закрытый, неприкрытый, открытый, прикрытый, со стечением согласных, слог без стечения согласных) [2].
Огромную роль в развитии произносительной стороны речи в онтогенезе играет формирование фонематического слуха ребенка и совершенствование артикуляционных навыков. Соответственно, развитие артикуляции и фонематического слуха подготавливает основу для формирования нормативного звукопроизношения.
Артикуляция предполагает работу голосового аппарата для правильного создания звука. При хорошей артикуляции имеется четкое разделение звуков, которое человек может различать [2].
Артикуляция – четкое и правильное произношение звуков. И главная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, причем активным, таким как губы и язык, и пассивным - деснам и зубам, твердому и мягкому небу
Произношение слов представляет собой довольно сложную систему, к компонентам которой относятся органы дыхания, губы, голосовые связки, ротовая полости, язык и носовая полость и др. Действия этой системы согласованы друг с другом и, прежде всего, без усилий говорящего.
Речевая артикуляция – это работа органов, отвечающих за речь, необходимая для произношения звуков. К органам, ответственным за речь, относятся [1]:
- головной мозг, который с помощью моторного центра речи посылает специфические импульсы, а с помощью нервной системы к органам, отвечающим за артикуляцию речи, то есть ее произношение;
- дыхательная система (легкие, трахея, бронхи, грудная клетка и диафрагма ), образующая ток воздуха, обеспечивающий создание голосовых колебаний, необходимых для артикуляции;
- органы произношения речи, которые принято называть органами речи.
Главное условие правильной артикуляции звуков состоит в том, что человек воспринимает речь окружающих людей с помощью слуха. И это устанавливается непосредственно в детстве, потому что произношение слов ребенок слышит впервые, значит, он и будет их произносить в дальнейшем.
Формирование правильной артикуляции тесно связано с развитием фонематического слуха.
Фонематический слух – это систематизированный тонкий слух, обладающий способностью совершать операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Л. С. Выготский первым ввел понятие «фонема» [8], доказав, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики развитие детской речи проходит не через накопление отдельных звуков, а через развитие системы фонем [7].
Фонематический слух включает три речевые операции [5]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2.Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2009. - 256 c.
3.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
4.Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 c.
5.Даньшина, Н. Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознанвания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н.Г. Даньшина. - М.: АРКТИ, 2015. - 499 c.
6.Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
7 Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
8. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
9.Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
10.Кыласова, Л. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование / Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - М.: Учитель, 2014. - 836 c.
11 Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
12.Наталия, Нищева Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Нищева Наталия. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 960 c.
13. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191
14. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
15.Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.