Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рост различных форм асоциального поведения у детей и подростков сейчас приобрела особое значение, а по мнению некоторых специалистов представляет угрозу национальной безопасности.
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена современным состоянием российского общества, которое в течение ряда десятилетий находится в условиях нестабильности. Она оказывает влияние на все сферы жизни – социальную, психологическую, политическую, экономическую, культурную и другие. Попытки осмыслить происходящее приводят к интенсивной поисковой активности. Наши современники не только стараются найти рациональное объяснение кризисных явлений, но и пытаются отыскать свое место в жизни. Нередко подобные попытки заводят людей в тупик, в результате чего некоторые отказываются от правил и норм, принятых в обществе, демонстрируя асоциальное поведение. В свою «орбиту» такие люди способны втянуть не только взрослых, но и социально незрелых членов общества – подростков.
Асоциальное поведение как социальное явление порождает рост преступности в среде несовершеннолетних, подрывает основы благополучного развития общества, нарушение общественных моральных норм и принципов, что представляет опасность его устойчивым основам, и без соответствующей реакции со стороны социальных институтов произрастает в глубокую проблему, вплоть до разрастания асоциальных групп и процветания преступности.
Асоциальное поведение, трактуемое как некоторая деформация общественных правил, становится в сегодняшнем дне явлением не только всероссийских, но и глобальных масштабов. Такое обстоятельство вызвало научный интерес среди социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов психологов и, конечно же, родителей.
Проблема исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день специальная литература, направленная на социальную и коррекционную работу с детьми и подростками с асоциальным поведением, подробно толкуя теоретические концепции работы не учитывает всех особенностей, возникающих в работе с такими детьм на практике. Результатами построения процесса социальной работы с подростками с асоциальное поведением без учета практических особенностей являются ужасающие сводки новостей.В этой связи исследование на тему «Коррекция асоциального поведения обучающихся» приобретает особенную значимость.
Разработанность проблемы: в отечественной науке обоснование социального поведения подростков было дано такими учеными, как Л. С. Выготский, М. А. Галагузова, Я. И. Гилинский, Е. В. Змановская, Л. В.Мардахаев и др.
Особенности личности асоциального подростка изучались такими отечественными и зарубежными учеными, как А. Коэн, И.С. Кон и др.
В своей работе введем ограничение: мы будем рассматривать детей старшего подросткового возраста.
Цель исследования: изучить особенности коррекции асоциального поведения обучающихся.
Объект исследования: процесс коррекции асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Предмет исследования: содержание коррекции асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза: вероятно, содержание коррекции асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации включает в себя комплекс мероприятий с учетом выделенных форм (индивидуальная, групповая) и методов (информирование, беседы, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики, сказкотерапия).
Задачи:
1.Изучить понятие «асоциального поведения», виды асоциального поведения и их характеристику.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
3.Рассмотреть основные методы и способы коррекции асоциального поведения обучающихся.
4.Выявить особенности асоциального поведения в современном обществе.
5.Составить план по коррекции асоциального поведения, разработать конспекты занятий.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и публицистической литературы по проблеме исследования, анализ документов, анализ сайтов.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволяют расширить представление о теоретико-практических особенностях коррекционной работы с подростками с асоциальным поведением.
Практическая значимость исследования: анализ проблем связанных с коррекционной работой с подростками с асоциальным поведением.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1.Теоретические аспекты асоциального поведения обучающихся
1.1.Понятие асоциального поведения, причины и профилактика
Асоциальное поведение – психическое отклонение, встречающееся в различном возрасте. Для него характерна явная или скрытая враждебность, агрессия, которые проявляются по отношению к другим членам социума, пренебрежение моральными нормами. Иногда асоциальность принимает форму незначительного нарушения правил, установленных в обществе, в других случаях способна серьезно вредить окружающим. Личности, склонные к антисоциальному поведению, могут вести обособленный образ жизни или объединяться с другими индивидуумами, имеющими схожее мировоззрение.
В психологии выделяют несколько факторов, выступающих источниками асоциального поведения. Основными среди них являются:
• социальные,
• педагогические,
• медицинские.
К социальным факторам относят насилие, проявляющееся в физической или вербальной форме. Ребенок или подросток могут подвергаться ему как дома, так и среди своих сверстников. Иногда к асоциальному поведению приводят такие причины, как нездоровая обстановка в семье, наличие жестких ограничений со стороны родителей. В этих случаях модель формирования асоциальности следующая: асоциальное поведение становится своеобразной защитой от внешней агрессии, единственным, что может быть противопоставлено навязываемым правилам и устоям. Также отклонениям от общепринятых норм поведения подвержены личности, задействованные в религиозных культах, лица, лишенные материальных благ и имеющие чувство зависти к чужому благополучию [30].
Под педагогическими факторами в первую очередь подразумевают неправильное воспитание, в результате которого вероятность развития девиаций существенно возрастает. Тенденцию к асоциальности проявляют личности, выросшие в благополучных, но авторитарных семьях, где практиковались суровые наказания и подавление детской индивидуальности. Существует и другая крайность, способная вызвать проблему, – чрезмерное потакание капризам ребенка, избалованность, приводящие к развитию эгоистичности, стремлению получить желаемое любой ценой. В зоне риска находятся дети, лишенные родительской заботы или страдающие от чрезмерной опеки. Первая категория стремится обратить на себя внимание, нарушая установленные обществом запреты. Вторая ощущает свою неполноценность, неспособность к самостоятельности и пытается самоутвердиться посредством противоправных поступков.
К медицинским причинам асоциального поведения относят поражения головного мозга, тяжелые заболевания, затрагивающие психическую сферу (шизофрения, паранойя, расстройства личности). Люди, имеющие подобные диагнозы, не отдают отчета в своих поступках и не способны осознавать, что их поведение противоречит общепринятым нормам. Фактором, провоцирующим асоциальность, бывают физические недостатки. Это значит, что, имея определенные телесные дефекты, человек остается в нормальном психическом состоянии, но опасается быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам. В результате он ведет себя агрессивно по отношению к другим членам общества и избегает любых контактов с ними [14].
Поведенческие девиации обладают широкой вариативностью.
Современные психологи различают 4 вида асоциального поведения.
Таблица 1
Виды асоциального поведения
Противоправное Включает в себя такие действия, как хулиганство, унижение человеческого достоинства, мелкие кражи, угон транспортных средств, нападения, не имеющие целью ограбить или убить. Лица, которые совершили подобное, находятся под наблюдением представителей закона. Их считают способными на более серьезные поступки, связанные с нарушением правовых норм.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (ООН) от 10 декабря 1948 г.
2. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
3. Алимханова Т.Р. Проблема асоциального поведения в школе // Сборник работ молодых ученых МГПУ. М., 20118 Вып.7. С. 3-8.
4. Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних: монография / под ред. А.В. Горожанина. Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2017. 153 с.
5. Аникеева Н., Киселева Е., Хромова И. Подросток: познай самого себя // Воспитание в школе. 2020. № 4. С. 54.
6. Большакова Е.Г., Шнягина Т.Н. Организация эксперимента по теме «Профилактика асоциального поведения школьников» // Практика административной работы в школе. 2019. № 2 (89). C. 31-34.
7. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Выявление ранних психологических предпосылок асоциального поведения детей как одно из направлений профилактической работы практического психолога // Деятельность педагога-психолога в системе образования. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2019. Вып. 4. C. 62-71.
8. Волков Б.С. Психология подростка. 5-е изд. СПб.: Питер, 2020. 240 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2017. 1136 с.
10. Гамезо М.В., ПетроваЕ.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2013. 512 с.
11. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Издательство
«Юридический центр Пресс», 2021. 520 с.
12. Гедзь Е. Профилактика девиантного поведения подростков: психологический тренинг внутригруппового взаимодействия // Школьный психолог: прилож. к газ. "Первое сентября". 2018. № 29 (авг.). С. 9-24.
13. Грошев А. Профилактика асоциального поведения подростков–участников уличных субкультур // Воспитательная работа в школе. 2016. № 6. С. 62- 65.
14. Давлетбаева З.К. Асоциальное поведение учащихся общеобразовательных учреждений как объект социально–психологического изучения // Социальная психология малых групп : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. А.В. Петровского, 25-26 окт. 2016 г., Москва, МГГППУ. М. : МГППУ, 2011. С. 27.
15. Дегтярев А.В., ДворянчиковН.В., Богданович Н.В. Развитие эмоционального интеллекта как фактора профилактики противоправного и асоциального поведения в подростковом возрасте // Юридическая психология. 2019. № 2. С. 12-16.
16. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб. : Питер, 2016.237 с.
17. Капустина Н.Г. Подросток: период после детства // Начальная школа плюс До и После. 2019. № 1. С. 20-24.
18. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков // Социальная педагогика. 2016. № 1. С. 61-75.
19. Козырева С.Н. Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении // Образование и психологическое здоровье : сб. науч. ст. и докл. участников Поволж. науч.- практ. конф., 12-13 нояб. 2013 г. Самара: Регион. социопсихол. центр, 2021 С. 186-190.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 2017. 256 с.
21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
22. Левченко Н.В., Соколов И.С. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в поликультурной образовательной среде // Мир образования – образование в мире. 2016. № 2 (62). С. 104–109.
23. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2015. 269 с.
24. Медведева И.В. Интегрированный подход к профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков в деятельности классного руководителя // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 6. С. 121-126.
25. Меньщикова Е.В. Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Калининград, 2018. Вып. 12. С. 81-84.
26. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 1999. 192 с.
27. Паламонов И.Ю. Профилактика асоциального поведения подростков // Воспитание школьников. 2020. № 2. С. 25-31.
28. Первова И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков. СПб. : Изд-во СПб. гос ун-та, 2014. 313 c.
29. Райс Ф.,Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб. : Питер, 2010. 816 с.
30. Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2015. Т. 2. № 3. C. 68-77.
31. Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29-40.
32. Селявина П.К. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних // Школа духовности. 2018. № 2. С. 70-72.
33. Хахина Н.С. Психосоциальная профилактика асоциального поведения подростков, основные формы и методы работы // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием (7 декабря 2018 г.; Улан-Удэ) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2018. С. 369-370.
34. Шакурова М.В. Факторы социализации личности подростка, определяющие правонарушения // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. 2015. № 3. С. 4-12.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2011. 450 с.