Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В старшем дошкольном возрасте общение играет немаловажную роль в формировании личности. Ведь дети должны уметь не только отвечать на сформулированные к ним вопросы и вести активный диалог, но и обладать самостоятельной фразовой и монологической речью, что логично и последовательно построен. Такие умения указывают на высокий уровень готовности к школьного обучения и социальных связей.
Речь – одна из важнейших функций человека. Оно свойственно всем людям и проявляется в личностном развитии, впечатляет знанием культуры, построением личности (путем общения с другими личностями) _0_.
Язык и речь выполняют одну из основных функций общения, развития мышления, формирования речевых связей, самоорганизации и поведения ребенка. Поэтому построение речи ребенка должно осуществляться своевременно.
ОНР (общее недоразвитие речи) — вид речевого дефекта, который наблюдается у детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом. Отмечается задержка развития речи, недостаточная для их возраста словесная база, фонетико-фонематическое произношение и аграмматизм. Эти проявления свидетельствуют о нарушениях не только компонентов речи, но и вообще всей ее системы.
Становление, развитие и формирование связной речи дошкольников было предметом исследования ученых разных отраслей: психологов (Выготский Л., Лурия А., Леушина Г., Рубийштейн С.), психолингвистов (Рождественский М., Щерба Л.), педагогов (Захарченко В., Кузина Н., Тихеева Е.), лингводидактов (Богуш А., Биляева А., Паламарь Л., Фесенко Д.).
Объединяло всех ученых мнение о том, что улучшить состояние связного речь у детей с общим недоразвитием речи можно благодаря использованию в коррекционной учебно-воспитательной работе таких инновационных средств, которые должны быть доступны не только для специалистов и воспитателей, но и для детей. Такие средства, в оптимальных условиях их использования, обладают потенциальные возможности мотивировать дошкольников к работе.
Цель: теоретическое обоснование проблемы Становление навыков словоизменения у детей с ОНР
Объект исследования: процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет исследования: методы и приемы формирования словообразования и словоизменения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую, нейропсихологическую, психо-лингвистическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи
2. Рассмотреть развитие словоизменения в онтогенезе
3. Изучить специальную литературу о проблеме развития грамматического стоя речи
4. Охарактеризовать детей с ОНР III уровня 6-7 лет
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических методов:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
Теоретическая значимость: обобщение исследований по проблеме словоизменения.
Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
1.1 Обзор лингвистической, психологической, нейропсихологической, психо-лингвистической литературы по проблеме развития грамматического строя речи.
Система грамматики является продуктом длительного историческое развитие. Грамматика определяет тип языка как наиболее его стабильная часть. Его быстрое развитие будет препятствовать пониманию родной язык. Многие правила грамматики передаются из поколения в поколение. поколения и иногда трудно объяснимы.
Грамматика, по К. Д. Ушинскому, есть логика языка. Она помогает выражать мысли словами, делает речь организованной и понятной окрестности. Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: грамматика - структура языка, т.е. система языковых форм, способы образования слов, синтаксические конструкции.
В словаре Русский язык С.И. Ожегова - грамматика (в языкознании): вся правила сочетания и изменения в предложении подчеркивает, что: «Грамматика – это наука о строении языка, о его законах. Как языковая структура она представляет единство нескольких систем. В грамматике есть такие системы словообразование, морфология, синтаксис. Эти системы обычно их называют подсистемами грамматической структуры языка или его различных языков горизонтальный.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы. грамматические значения в одном слове. Синтаксис исследует структуру и функциональное взаимодействие разных частей речи в предложениях, выражения и другие языковые единицы. Составление слов, в свою очередь, он изучает структуру слова (из каких частей оно состоит).
Под грамматическим строем речи понимается ее построение по законы и правила языка: изменение и сочетаемость слов с другими слова, расположение слов в предложении, оформление мысли.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, подражая речи взрослых, в процессе общения и различных речевая практика.
О.С. Ушакова утверждает, что грамматика тесно связана с другими аспекты языковой системы: словарный запас (с точки зрения словообразования и с точки зрения фразы), с фразеологией, а также ее звуковым строем.
В грамматической структуре языка, морфологии, синтаксисе слова тесно связаны друг с другом знакомые. Относительно более независимый словообразование. Это, по сравнению с другими разделами грамматики, тесно связана со словарным запасом. Однако словообразование неотделимо от морфология - от внутренних свойств частей речи и от типов перегиб Здесь также объединяют общие законы строения и звуковые изменения в словообразовании и формообразующих морфемах.
Морфология и синтаксис настолько тесно взаимодействуют, что во многих случаям присваивается одна и та же грамматическая категория оба раздела грамматики.
По данным О.С. Ушаковой и Е.М. Доля Струнина языковые единицы - слова, словосочетания, предложения - играют важную роль важное значение в формировании и выражении мысли обучение мыслительные операции в развитии речевых навыков, исследователи подчеркивают важность работы над грамматикой родного языка.
Исследования показывают, что осознание грамматических явлений языка подготовка. Дети начинают расти способность к обобщению и чувство языка, что немаловажно условие правильного построения устной речи дошкольника.
Грамматический строй речи – важнейшее условие полноценное речевое и общее психическое развитие ребенка, такие как язык и речь играют существенную роль в развитии мышления и речи общение, самоорганизация поведения, в обучении контакты «У детей, изучающих грамматику чисто практическим путем, в то же время формируется мысль. Это величайшая ценность грамматики в развитие речи и психики ребенка». К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с раннего возраста приучать к разговорной речи.
По Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой процесс усвоения грамматический строй речи ребенка сложен. У ребенка формирование грамматический строй речи осуществляется только на основе определенного уровень познавательного развития. Таким образом, при образовании перегиба ребенок должен сначала научиться различать грамматически значения (род, число, падеж и т. д.), поскольку для начала использовать языковую форму, он должен понимать, что это значит. К освоить сложную систему грамматических конструкций, которая возникает на основе анализа чужой речи, отнесения общих правил грамматика на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепление у них в собственной речи есть полноценное образование грамматический строй речи ребенка говорит, что при сознательном усвоении грамматический строй языка, условия развития связного
Монологическая речь, осознание ее особенностей, формирование обобщений феномены языка и говорения.
О. Е. Грибова считает, что такие феномен как норма и система. О нормативных грамматических единицах называются исключениями из правил. Вы уникальный
Формы, не подчиняющиеся каким-либо общим правилам при их создании.
Например, при образовании множественного числа существительных существуют разные системные модели, а именно для существительных мужской - основание + окончание ы (стаканы, диваны, столы, шкафы). К системные грамматические формы и конструкции включают такие грамматические единицы, создание которых подчинено определенным условиям. Правила и состав этих средств общеприняты и достаточны.
Таким образом, мы выяснили, что грамматика является продуктом длительное историческое развитие и базируется на исторических установленные и закрепленные в русском языке правила и закономерности.
Грамматика включает 3 раздела: морфология (грамматика свойства слова и его формы, грамматические значения внутри слова); синтаксис (фразы и предложения, совместимость и порядок следующие слова); словообразование (структура слова и способы образование). Своевременное формирование грамматического строя речи является очень важным условием полноценной речи и общего умственное развитие ребенка. Освоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией коммуникативная функция сообщения при овладении монологической формой связная речь.
1.2 Развитие словоизменения в онтогенезе
Становление словообразования в онтогенезе описано в работах Гвоздева А. Н. и др.
По мере развития словообразования словарный запас ребенка быстро обогащается производными словами. Механизм словообразования является результатом набора лексических единиц.
По данным Ушакова Т.Н., обобщенные словесные значения отражаются в группах словесных новообразований разного характера. Некоторые из них используются для выражения грамматических отношений: падеж существительных и прилагательных, время, форма и наклонение глагола, сравнительная степень наречий и др. Иными словами, такого рода обобщенные значения служат для образования флективных форм. Эти обобщенные значения являются грамматическими категориями и относятся к грамматической системе языка.
Детские неологизмы отражают обобщенные значения иного рода. Их можно квалифицировать как логические категории. С их помощью ребенок образует слова. По данным Ушакова Т.Н., маленькая девочка использует обобщенные логические значения, такие как понятия противоположностей, единственности и множественности, профессий; понятия, относящиеся к матери щенка и т. д. Обозначение каждой категории (грамматической или логической) связано с употреблением определенных выразительных средств, чаще всего различных аффиксов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, А. Е. Сборник заданий в помощь логопедам для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.:«ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.
2. Аркин, И.А. Дошкольный возраст. – М., 2019.
3. Арушанова, Б., Николайчук, Г. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 73-80.
4. Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения при нарушениях речи– М.,2011.
5. Блувштейк К. Дидактические игры в логопедической работе // Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. – С.25-27.
6. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2016. – 145 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2016. – с. 17 – 25.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. – М.: НПЦ «Коррекция». – 2012.
10. Гаркуша, Ю.Ф., Коржевина, В.В. Формирование вербальных средств общения у дошкольников. – М., 2016.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2011.
12. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 2014.
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2015. - 96 с.
14. Динмухамелова, А.С, Кабиева, С.Ж. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР. Вестник Новосибирского Государственного Педагогического Университета.-2013.- №2 (12).- С.5-10.
15. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. - Вып. 3. М.; 2016. С. 9.
16. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 2014. — 96 с.
17. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. – 2018.
18. Захарова, А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. - М., 1955.
19. Иванова, Н.П. Упражнения по лексике // Дошкольное воспитание.– 2018. – №7. – С.22-28.
20. Играйка. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. - СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2014.
21. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 2013.
22. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012.
23. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб.: СОЮЗ, 2019.-160 с.
24. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2018. – 367с.
25. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 2015.
26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 680 с.
27. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. – Спб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2011. – 191 с.
28. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 2012.
29. Львов, М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2010. - N6.-С. 98-105
30. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 92 с.
31. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2014 – №6.-С.6-9.
32. Пожиленко, А.Е. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2019.
33. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Методические рекомендации. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2018.
34. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 2017.
35. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 2016.
36. Серебрякова, Н.В Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. - М.:КАРО, 2015.-48 с.
37. Соловьева, О.Н. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2016.
38. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 164с.
39. Тихеева, Е.И. Развитие речей детей. – М.: Просвещение, 2011.
40. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 2018.
41. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология - 2011.
- №4.-С4-7.
42. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб.: Владос 2014.-86 с.
43. Усанова, О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. – М., 2015.
44. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки» // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С.31-34.
45. Ушакова, О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
46. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно- методические рекомендации — М., Дрофа, 2019.-192 с.
47. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии. – М., 2019.
48. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.
– М., 2014. – 67 с.
49. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2013.
50. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. - М. : Дрофа, 2019. — 96 с.
51. Шашкина, Г. Р., Зернова,Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками. Учебное пособие. М.: Академия, 2014,-256 с.
52. Цейтлин, С.Н. Детские словообразовательные инновации. – Л., 2016.
53. Циркунова, Н.И. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. «Логопед» - 2013.- №3.-С.24-29.
54. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных упражнений. – М., 2019.
55. Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е - М.: АРКТИ, 2017. - 131с.