Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительное образование представляет собой сложную и многогранную педагогическую систему. Эффективное развитие и всестороннее функционирование дополнительного образования напрямую зависит от огромного количества факторов, но самым главным и векторным фактором в аспекте дополнительного образования детей является педагогическое мастерство учителя, уровень его креативности, активности, эффективности во взаимодействии с детьми, его личностные качества, например, уровень развития эмоционального интеллекта.
В условиях активного изменения и преобразования всех сфер жизни и деятельности современного человека (быстро меняющийся огромный поток информации, цифровизация, единое мировое образовательное пространство), активное развитие и совершенствование педагогического мастерства учителей является важнейшим условием эффективного повышения качества учебно-воспитательной работы и этапов приведения ее в соответствии с актуальными требованиями современной жизни в условиях развития российского образования.
Дополнительное образование детей, как по своему содержанию, так и по своему проявлению, охватывает все сферы жизнедеятельности человека и имеет возможность реализации в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в том числе и в условиях эстетического воспитания. Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование детей можно рассматривать как разнонаправленную сферу расширения возможностей развития личности ребенка, которая является добровольной, не связанной с возрастом обучающихся, с обязательностью программных требований, с тем или иным режимом занятий.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является эстетическое воспитание. Содержание эстетического воспитания может быть ярко представлено, как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе. При широком применении самых различных форм активизации познавательной деятельности обучающихся заметно возрастает роль и значимость эстетического воспитания.
В системе современного дополнительного образования, образовательный процесс детей строится преимущественно в аспекте развивающего образования, обеспечивая функции информатизации, цифровизации, обучения, воспитания, развития, социализации.
Необходимость познания природы, формирования чувства прекрасного, знаний о формировании представлений об окружающем мире, все это составляет основу эстетического воспитания младших школьников и существенно влияет на развитие личности и является основой формирования образа жизни. Это обусловило актуальность темы исследования.
Объектом исследования является эстетическое воспитание младшего школьника, предмет исследования – эстетическое воспитание младшего школьника в системе дополнительноо образования.
Цель исследования – анализ содержания дополнительного образования и выявление условий эстетического воспитания младших школьников.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать содержание и сущность системы дополнительного образования.
2. Исследовать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Выявить условия эстетического воспитания младшего школьника в системе дополнительного образования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Исследование значимости дополнительного образования детей
Следует отметить, что по отношению к дополнительному образованию детей детерминационная неясность и непонятность усиливается правом каждого ребенка в свободном выборе режима своей работы, объема занятий, эффективногопоказателя собственных итогов и результатов своей деятельности. Именно это своеобразие, как элемента дополнительного образования детей, слабо учтено при проведении мониторинга деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Как отмечает ряд исследователей [7], главным недостатком всей педагогики, в том числе и педагогики дополнительного образования детей, является факт отсутствия ясности, что именно мониторить в процессе дополнительного образования детей.
Среди самых универсальных и принятых в образовательной практике дополнительного образования детей определяют следующие актуальные блоки оценки:
1. Учащиеся. Указанный блок осуществления эффективного дополнительного образования детей включает комплекс высокого уровня знаний, компетенций, навыков; показателей персонального развития и воспитания детей, иногда с учетом интересов и запросов.
2. Учителя. Блок осуществления поэтапного эффективного дополнительного образования детей, включающий профессионализм, компетентность, ответственное отношение к работе.
3. Школа. Блок, включающий соответствие разнообразным нормативам, организация и обеспечение работы (анализ работы в позитивном и отрицательном ее воздействии на детей), авторитет в социуме (его обязательный подъём или необоснованное падение).
Для любого из указанных блоков необходим эффективный комплект критериев оценки, показателей, различных методик, видов их осуществления. По любому из проанализированных блоков получаются совершенно разные, непредсказуемые итоги. Но именно они выступают побудительными векторами и эффективными аргументами для выводов об уровне качества образования (высокое, низкое, среднее).
Ряд исследователей [14], определяя степень качества как соотношение задачи и итога (меру осуществления задачи), рекомендуют рассматривать итог образования как один из главных элементов (вместе с операционально заданными и спрогнозированными на предстоящее целями), с помощью которого идентифицируется уровень качества образования и методы руководства данным качеством. Разговор идет не лишь о расширении спектра итогов образования (любые итоги, даже те, которые недопустимо определить) и способах их оценки, но основное – о повышении управляемости в получении именно тех результатов, которые взаимодействуют в «зоне задачи».
В данном положении – смысл всевозможных вопросов руководства качеством.
Итак, различаются три группы:
1. Итоги образования, определяемые количественно в абсолютных значениях и непременно в измеряемых параметрах.
2. Итоги, которые рассчитываются лишь качественно, описательно в конкретной, подробной видовой или в виде бальной шкалы, где каждому уровню отвечает конкретный уровень проявления качества.
3. Неявные итоги, которые относятся к внутренним, глубинным переживаниям персональности школьника.
Анализ осуществляется на базе интуиции, наблюдения, через развитие условий для их появления на фиксируемом уровне.
Смысл работы педагога дополнительного образования детей заключается не в том, дабы напрямую влиять на ребенка, формируя у него заданный (обществом или самим преподавателем) комплект личностных качеств, но создавать самофункционирование ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и переустройство его индивидуума.
Таким образом, с точки зрения Е.В. Титовой [5], надо говорить о результативности воспитательной работы как о достижении данного качества предприятия вместе с работой с детьми, которое обеспечивает вероятность их ценностно значимых личностных проявлений и обогащение их индивидуального эксперимента жизненно нужным содержанием.
В аспекте нашего исследования, использование термина предприятия работы, помогает ввести отношения взаимной зависимости между «качеством как соотношение задачи и результата» и «качеством как сущностная определенность». Кроме того, в первом и во втором аспектах, качество представляет собой мерой, но говоря о качестве как выражении сущностной определенности, мы можем говорить об уровне или степени совершенства ее осуществления на практике.
Тем самым, мы ставим на первое место ценностную структурообразующую качества дополнительного образования детей. Так как представления о жизненно нужном содержании опыта и ценностной важности личностных проявлений всегда субъективны, то и осознание результативности всегда будет субъективно (на уровне отдельного педагога, педагогического сообщества, учреждения и т.д.), что всегда выдвигает недостаток их нормативно – парадигмальной увязки и корреляции на всевозможных показателях руководства качеством организационной работы (от педагога в объединении, отдельного учреждения или его подразделения до территориальных объединений).
В рамках нашего исследования важно подчеркнуть, что говоря о приоритете организационной составляющей преподавательской работы (ее целей и результатов), мы говорим о сущностном свойстве или качестве данной работы в дополнительном образовании детей. Лишь в данной базе можно далее разрабатывать, предлагать определённые вариации, делать оценочные процедуры качества (показателя, степени) предприятия преподавателем вместе с работой с детьми и качества его мастерства (осведомленности).
Понимая, что это не итоговый, завершающий показатель, а некоторый достигнутый этап в движении к идеалу («здесь и сейчас»).
Формой выражения такого этапа представляет собой программа, которая разработана и которая реализуется преподавателем дополнительного образования детей, которая имеет конкретную цель, задачи, необходимые средства достижения таких целей и приемы их диагностики (оценки).
Миссия педагога дополнительного образования не в том, чтобы привести детей к заблаговременно известным результатам, но в умении и готовности совместно с ними пройти «путь» познания, итоги которого не предопределены. В данном смысле это педагогика сотворчества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.Л. Деятельность и психология личности [Текст] : учебник / К.Л. Абульханова-Славская. – М. : Издательство Юрайт, 2001. – 255 с.
2. Барабанщиков, Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя [Текст] : учебник / Л.В. Барабанщикова. – М. : Издательство Юрайт, 2003. – 265 с.
3. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] : учебник / Е.М. Борисова. – М. : Издательство Юрайт, 2001. – 125 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологи [Текст] : учебник / В.П. Беспалько. – М. : Издательство Юрайт, 2002. – 235 с.
5. Воспитание добрых чувств [Текст] : от 23.03.2013 г. [Электронный ресурс] // URL : https://litcey.ru/geografiya/17702/index.html (дата обращения : 09.04.2022 г.).
6. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика [Текст] / Е.Б. Евладова // Дополнительное образование детей. – 2010. – № 3. – С. 57-64.
7. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи [Текст] / Е.Б. Евладова // Внешкольник. – 2010. – № 3. – С. 52-64.
8. Евладова, Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе [Текст] / Е.Б. Евладова // Внешкольник. – 1999. – № 3. – С. 28-34.
9. Евладова. Е.Б. «Погружение» в культуру [Текст] / Е.Б. Евладова // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – 2010. – № 5. – С. 52-64.
10. Казакова. Е.И., Тряпицина. А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века) [Текст] : учебник / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. – М. : Издательство Юрайт, 2008. – 255 с.
11. Кан-Калик, В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс[Текст] : учебник / В.Л. Кан-Калик. – М. : Издательство Грозный, 1999. – 255 с.
12. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 57-64.
13. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения [Текст] : учебник / Н.В. Кузьмина. – М. : Высшая школа, 2001. – 225 с.
14. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] : учебник / В.Я. Синенко. – М. : Издательство Юрайт, 2006. – 238 с.
15. Фесюкова, Л.Б. «От трех до семи» [Текст] : учебник / Л.Б. Фесюкова. – М. : Издательство «АСТ» , 2001. – 245 с.
16. Фесюкова, Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» [Текст] : учебник / Л.Б. Фесюкова Л. Гончарова. – М. : Издательство Юрайт, 2008. – 155 с.