Фрагмент для ознакомления
2
2. Эмпирическое исследование связной (диалогической речи) у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
2.1 Цель, задачи, методика и организация исследования
Актуальность эмпирического исследования заключается в том, что на сегодняшний день всё большему числу детей ставится диагноз расстройства аутистического спектра (РАС). Нарушения речевого развития являются одним из наиболее важных признаков аутизма. Существует множество различных точек зрения на природу и характер этих нарушений.
При таком расстройстве наблюдается ослабление или полная утрата коммуникаций с окружающей средой, концентрация исключительно на свой внутренний мир, личные переживания, потеря мотивации, стремления к общению с семьёй, сверстниками и со всем внешним миром в целом. Нарушение коммуникации таких детей является основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Овладение связной речью при этом является необходимым условием для полноценного социального развития ребёнка [24].
С целью определения наличия в словаре глаголов, педагог показывает ребенку сюжетные картинки с изображением знакомых ему повседневных действий и задает вопрос «Что делает мальчик?» (приложение 2).
Оценка результатов проводится согласно следующей шкале:
3 балла:
– употребление глаголов – отвечает, используя в фразе 2 и
более слова включая признаки предметов (цвет, форма, размер).
– употребление существительных - спонтанное (без вербальных
подсказок) называние имен существительных: называет спонтанно любые
1000 имен существительных.
– употребление прилагательных – расширение фразы по свойствам: называет 4 и более цвета, формы, размера.
2 балла:
– употребление глаголов – отвечает односложно (ест, гуляет и
т.д.).
– употребление существительных – спонтанное (без вербальных
подсказок) называние имен существительных: называет спонтанно любые
200 имен существительных.
– употребление прилагательных – расширение фразы по свойствам: называет 1-4 основных цвета, формы, размера.
1 балл:
– употребление глаголов – не отвечает на вопросы.
– употребление существительных – спонтанное (без вербальных
подсказок) называние имен существительных: называет спонтанно любые 2-10 имен существительных.
– употребление прилагательных – расширение фразы по свойствам: не
называет никакие свойства предметов.
Задание 3.
Цель: определить сформированность связной речи.
Материал для обследования: сюжетные картинки, обозначающие повседневные действия, знакомые ребенку, а также сюжетные картинки с временами года, текст «Шарик и Мурка» (приложение 3).
Процедура обследования: педагог спрашивает ребенка как его зовут, показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что на них изображено / просит рассказать о времени года. Далее педагог читает текст и просит ребенка ответить на вопросы: «Как звали собаку?/кошку? Что собака любит делать? и т.д.».
Оценка результатов проводится согласно следующей шкале:
3 балла – использует фразы, при просьбе описать картинку, предмет,
состоящие из 4 и более слов (полные предложения), ответы на спонтанные
вопросы, обращения: дополняет 10-25 различных фраз любого вида
(завершает фразы из песен, стихов и т.д.), отвечает на вопрос «Как тебя
зовут?», отвечает на 2 вопроса после того как был прочитан отрывок текста,
состояние связной речи (повторить с опорой на наглядность): повторяет двух
и более сложные фразы.
2 балла – использует двухсложные фразы, при просьбе описать
картинку, предмет, ответы на вопросы, обращения: дополняет до 10
различных фраз любого вида (завершает фразы из песен, стихов и т.д.),
отвечает на вопрос «Как тебя зовут?», состояние связной речи (повторить с
опорой на наглядность): повторяет отдельные слова.
1 балл – не использует фразы или использует заученные двухсложные
фразы, ответы на спонтанные вопросы, обращения: не отвечает на
спонтанные вопросы, обращения, состояние связной речи (повторить с
опорой на наглядность): не повторяет или повторяет первые слоги в
отдельных словах.
После выполнения представленных заданий, баллы суммируются по всем критериям:
9-7 баллов – высокий уровень.
6-4 балла – средний уровень.
3 балла – низкий уровень.
В качестве методики исследования диалогической речи была использована методика, описанная в работе Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей», которая позволяет диагностировать диалогическую речь на предмет ее нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Анализ результатов исследования
На основании представленной в п. 2.1 методики, нами было проведено исследование диалогической речи у детей, имеющих РАС. На первоначальном этапе проводилось обследование сформированности активной речи у детей с РАС, были получены следующие результаты (таблица 2).
Согласно результатам обследования сформированности активной речи у детей с ранним аутистическим синдромом было установлено, что у большинства детей активная речь практически отсутствует, 60% детей не пользовались речью, Михаил М. и Артем З. не смогли повторить ряд простых звуков и слов. 40% детей показали средний уровень сформированности активной речи, повторяя двусложные слова и используя большее количество слов различных частей речи, высокий уровень сформированности активной речи у воспитанников не выявлен (рисунок 2).
Заключение
В курсовой работе проведено исследование развития связной (диалогической) речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС. По результатам теоретического анализа были получены следующие выводы:
- Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.