Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В Российской Федерации на 2021 год насчитывается 11,5 млн. инвалидов, среди них 670 тысяч – дети. Ежегодно количество детей-инвалидов увеличивается, что говорит о тенденции роста [29].
Детская инвалидность подразумевает ограничение жизнедеятельности, социальную дезадаптацию, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, самостоятельном передвижении, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Наиболее острыми проблемами остаются социальное неравенство, бедность, проблемы с лекарственным обеспечением. К тому же инвалидность имеет большое социальное значение, так как характеризует потери трудового потенциала населения.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья мало приспособлены к окружающей среде, им трудно обучаться и развиваться в обществе. В связи с этим, необходима грамотно организованная социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС).
В настоящее время большое значение приобретает включение людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с РАС в жизнь общества, поскольку к началу XXI века человечество пришло к выводу: разделение социума по каким-либо признакам недопустимо.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с РАС является важным направлением современной педагогики и психологии.
В последние годы проблема раннего детского аутизма стала очень актуальной, так как обусловлена не только частотой встречаемости данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Всё более очевидной становится целесообразность разработки социальной помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребёнка с аутизмом, так и его семьи.
Малоизученной является проблема внедрения инновационных технологий медико-социальной работы с детьми, страдающими аутизмом. Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы, является разработка и внедрение технологий социальной работы.
Степень разработанности проблемы в литературе. Вопросы социализации детей с РАС рассматривали такие учёные, как К. Гилберт, И.А. Костин, О.С. Никольская и другие.
Проблемой сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра занимались целый ряд исследователей, такие как Е.Р. Баенская, К. Гилберг, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Т. Питерс, Л. Канеер и другие.
Выбор темы исследования обусловлен противоречием между увеличением детей с ранним детским аутизмом и недостаточной разработанностью проблемы социальной работы с детьми с РАС.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Технологии социальной работы с детьми имеющие расстройства аутистического спектра».
Цель исследования: выявить эффективные технологии социальной работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные понятия и нормативно-правовые документы, определяющие социальную работу с детьми с расстройством аутистического спектра;
2) рассмотреть направления деятельности социального работника с детьми с расстройством аутистического спектра;
3) представить характеристику основных технологий социальной работы с детьми с расстройством аутистического спектра;
4) проанализировать опыт Тульской региональной общественной организации содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна - Мы есть!».
Объект исследования: социальная работа с детьми-инвалидами.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, изучение опыта.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1. Характеристика основных понятий и нормативных правовых документов, определяющих социальную работу с детьми с расстройством аутистического спектра
В настоящее время детская инвалидность является одной из острых проблем современного общества. В нашей стране, как самостоятельная научная и практическая проблема она стала формироваться в 80-е годы прошлого века. Приказом МЗ СССР № 1265 от 14.12.1979 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» в стране было введено понятие «ребенок-инвалид» [2].
За последние десятилетия значительно изменилось определение понятия «инвалидность». Если раньше оно толковалось как «функциональное нарушение органов чувств» или «физические недостатки», то теперь оно означает неблагоприятное положение, в котором может оказаться человек-инвалид вследствие тех или иных дефектов развития [16].
Инвалиды — это одна из категорий граждан, имеющая право на социальную защиту со стороны государства. Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по ряду случаев, в том числе в случае инвалидности. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим социальное обеспечение инвалидов, выступает Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вместе с тем, в тексте данного закона не содержится определения понятию «инвалидность». Более того, данное слово встречается в нем всего лишь два раза (п.п. 12 и 14 абз. 4 ст. 5.1 Закона № 181 — ФЗ).
Однако в ст. 1 Закона № 181-ФЗ можно найти определение понятию «инвалид». Текст данной статьи говорит, что «.. .инвалид является лицом с нарушениями здоровья, сопровождающимися стойкими расстройствами функций организма, что обусловлено заболеванием, последствиями травмы или же дефектом, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты» [27].
Специалисты в области социальной работы понятия «инвалидность» определяют как стойкое нарушение (снижение, потерю) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы, как длительную или постоянную потерю здоровья вследствие трудового увечья, профессиональных заболеваний, общего заболевания, а также как долговременную или постоянную
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе - URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/vvedenie_v_psih_teoriyu_autizma.pdf (дата обращения 25.12.2022).
2. Аутичный ребенок: сложный путь взаимодействия // Вестник университета российской академии образования. – 2014. - №5. – С. 47-51.
3. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. - URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=2000 (дата обращения 25.12.2022).
4. Гох, А.Ф. Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / А.Ф. Гох, Е.А. Черенева, Д.В. Черенев // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 110 с.
5. Гринспен, С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. - Москва: Теревинф, 2013. - 43 с.
6. Ильина, Л. Всемирный день распространения информации об аутизме / Л. Ильина - URL: http://director.edu54.ru/node/59404 (дата обращения 25.12.2022).
7. Карпенкова, И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: курс лекций / И.В. Карпенкова. - Москва: ЦРИД "Наш солнечный мир", 2017. - 114 с.
8. Кац, Л. И. Игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС / Л.И. Кац, В.Б. Тюлина // Аутизм и нарушения развития. - 2015. - Т. 13. - № 3. - С. 21–30.
9. Ковалева, Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Т.М. Ковалева // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. - Москва: АПКиППРО, 2009. – 54 с.
10. Кузнецова, Д. А. Методы сенсорной интеграции в коррекции раннего детского аутизма / Д.А. Кузнецова // Достижения вузовской науки. - 2021. - С. 299–302.
11. Кучукова, Н.Ю. Социальная работа с семьей и детьми : учебник по специальности "Социальная работа (базовый уровень)" / Н. Ю. Кучукова, А. А. Семено, О. В. Афанасьева. - Москва : Академия, 2021. – 222 с.
12. Лиф, Р. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Р. Лиф, Д. Макэкен. – Москва: ИП Толкачев, 2016. - 608 с.
13. Морозов, С. А. К 30-летию Общества помощи аутичным детям «Добро» / С.А. Морозов, Т.И. Морозова // Аутизм и нарушения развития. - 2019. - Т. 17. - № 3. - С. 68–71.
14. Мухина, О.Д. Социальная работа с отдельными категориями населения: социально-психологический аспект : учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению "Социальная работа" / О. Д. Мухина ; Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Рязанский институт развития образования". - Рязань : Рязанский институт развития образования, 2020. - 108 с.
15. Мухина, С. Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников: на примере зрительной и слуховой модальностей: автореф. дис. … канд. психол. Наук / С.Е. Мухина. - Москва, 2001. - 20 с.
16. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. Учебное пособие / В.Б.Никишина, Т.Д.Василенко. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
17. Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / О. Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан. - Москва: "Чистые пруды", 2006. – 247 с.
18. Никольская, О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме / О.С. Никольская // Альманах №19 «Детский аутизм: пути понимания и помощи» – №19 – 2014 – С. 24-27.
19. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2014. – 288 с.
20. Никольская, О.С. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра / О.С. Никольская, И.А. Костин // Дефектология. – № 6. – 2015. – С. 17–26.
21. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С.В. Алёхина; под общ. ред. Н.Я. Семаго. - Москва: МГППУ, 2012. - 80 с.
22. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – Москва: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
23. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск: БГПУ, 2016. - 98 с.
24. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы : учебник для использования в системе среднего профессионального образования для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (базовый уровень) / Н. М. Платонова, О. В. Афанасьева, А. А. Семено. - Москва : Академия, 2019. - 223 с.
25. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е. В. Самсоновой. - Москва: МГППУ, 2012. - 84 с.
26. Рубина, Л. П. Самуил Семенович Мнухин – основатель Ленинградской-Петербургской школы детских психиатров / Л.П. рубина, Ю.А. Фесенко // Медицинская психология в России. - 2014. - № 3 (26). – С. 61-63.
27. Современные технологии работы с детьми с нарушениями в развитии: Международный научно-проблемный семинар, 19 апреля 2018 г. / Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный университет", Факультет педагогики и социальной работы, Кафедра коррекционной педагогики ; [под ред. Ю. Ю. Курбангалиевой]. - Астрахань : Сорокин Роман Васильевич, 2018. - 348 с.
28. Справочник социального работника / Под ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского - Ростов-наДону: Феникс, 2006. – 336 с.
29. Тарасенко, О. А. Психологические особенности коммуникации детей с рас / О. А. Тарасенко // Мир без границ : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь, 02 декабря 2021 года. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2021. – С. 773-780.
30. Технологии социальной работы и их роль в процессе помощи детям, страдающим аутизмом. URL: http://www.sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/tehnologii_socialnoj_raboty_i_ih_rol_v_processe_pomowi_detyam_stradayuwim_autizmom (дата обращения 25.12.2022).
31. Технологии социальной работы с разными группами населения : учебное пособие / Е. В. Бахаровская, М. С. Жиляева, Т. В. Назарова и др.; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Забайкальский государственный университет". - Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2018. - 162 с.
32. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие для студентов средних учебных заведений, обучающихся по специальности 39.02.01 "Социальная работа", преподавателей, практических социальных работников / [Шевченко О. М. - ответственный редактор и автор), Самыгин С. И., Касьянов В. В. и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 250 с.
33. Центр «Маленькая страна - Мы есть» - URL: https://autism71.ru/ (дата обращения 25.12.2022).
34. Энциклопедия социальной работы : в 3 т. – Т. 1 / пер. с англ. – Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 568 с.