Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день имеется большое количество отклонений и аномалий психического развития по сравнению с общим количеством детей. Отклонения или аномалии в развитии ребенка бывают разными. Они имеют возможность затронуть различные аспекты психофизического развития ребенка, его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, психической, эмоционально-волевой сфер двигательного аппарата. Эти аномалии также могут быть вызваны различными другими причинами. Умственно отсталые дети характеризуются низкой работоспособностью и плодовитостью, непостоянством памяти, низким развитием опосредованного запоминания.
В последнее время внимание психологов всего мира привлекают проблемы раннего детства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладываются основы физического, психического и нравственного здоровья. Будущее ребенка во многом зависит от условий, в которых он будет протекать.[22]
Задумываясь о том, как складывается жизнь малыша, невольно понимаешь, что во многом это зависит от нас, взрослых. От того, как мы помогаем ему уверенно войти в этот мир сложных и противоречивых отношений, от условий, которые создаются для ребенка в семье – эмоционального и физического комфорта, тепла и уюта в доме, от отношений, которые складываются между родителями, от того, как они понимают малыша, что хотят дать и получить от своего малыша.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые преимущества, присущие только определенному этапу развития. Но именно в младенчестве закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья.[4]
Знание факторов развития ребенка является реальной основой для формирования критериев и показателей его психического и нравственного развития, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы и в целом личности маленького человека.
Чтобы понять сложную, многофакторную, а иногда и весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие и регулирующие процесс этого развития. В первую очередь такими триггерами являются беременность и роды, а также социальная среда, в которую попадает малыш.
В наш современный век эти механизмы очень часто «сбоят» (ухудшение экологии, ослабление физического здоровья и снижение стрессоустойчивости матерей и др.). Это не может не сказаться на детях. И как следствие таких неудач - увеличение детей с различными отклонениями в психическом развитии. Таким образом, одной из важнейших задач психологов является выявление подобных отклонений на первом году жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.[1]
Нарушение психического развития в большинстве случаев, как известно, выявляется как следствие резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы. Повреждения центральной нервной системы, приведшие к такой недостаточности, действовали на ранних стадиях развития, и в силу пластичности нервной системы их влияние со временем маскируется. Вследствие этого необходимо знакомиться не только с особенностями развития речи у детей, но и с нарушениями, а также отклонениями в психическом развитии. Для того, чтобы найти правильный путь решения такой проблемы, как развитие речи у детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально провести психологическую коррекцию отклонений в психическом развитии у детей
В качестве объекта исследования выступают: дети раннего возраста
Предмет: Изучить психологическая коррекция отклонений в психическом развитии у детей
Гипотеза:физическое и психическое развитие детей будет проходить нормально, если разработать и внедрить комплекс заданий направленных на коррекцию отклонений в психическом развитии у детей
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
-Охарактеризовать детей с нарушением психического развития с психолого-педагогической точки зрения;
- Раскрыть сущность понятия «норма» как модель психического развития;
-Выявить условия, необходимые для нормального психического развития;
- Определить сущность понятия «дизонтогенез»;
-Применить комплекс диагностических методик по выявлению психического развития детей.
Методы исследования:
- теоретический анализ проблемы;
- комплекс диагностических методик (подборка);
- анализ результатов;
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, чтобы выявить уровень психического развития ребенка, провести при необходимости комплексную терапию работу с детьми, родителями.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением психического развития
Дети с нарушениями психического развития (ПР) - это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования старческого возраста формируются у них с опозданием и имеют качественное своеобразие.
Физиологические особенности
К дошкольному возрасту у детей с отклонениям ПР наблюдается задержка в развитии общей и ручной и мелкой моторики. В первую очередь страдает техника движений и моторика: скорость, подвижность, сила, точность, выносливость, подвижность, координация. Почти у всех дошкольников этой группы обнаруживаются признаки недоразвития двигательного анализатора - нарушения координации движений. При ходьбе и беге они чрезмерно напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. То есть они не могут контролировать движения своего тела.[6]
Сбои в координации движений отмечают и в прыжках, поэтому долго не могут научиться прыгать на одной ноге (при прыжках держатся за опору: край стола, стула, за руки взрослого). , прыгать с места на место на двух ногах. Дети испытывают большие трудности при повторении последовательности действий (например, поднятие рук над головой, на плечах, наклоны вниз), хотя могут выполнять действия индивидуально. У дошкольников этой категории не развит самоконтроль, поэтому они не выявляют неправильного выполнения действий. Они считают, что все сделано правильно и четко, по нормам. У всех детей наблюдается снижение таких физических качеств, как ловкость, мышечная сила, быстрота, выносливость. Наиболее слабо развита моторика рук и пальцев у детей этой группы. Особенно заметно дефектное развитие мелкой моторики рук, в связи с этим затруднено развитие навыка письма.
Технические способности в изобразительном искусстве, лепке, аппликации и конструировании развивались болезненно. Большинство детей этой категории не могут правильно держать карандаш или кисть (держат их в кулаке или используют только четыре пальца). Они не понимают, когда нажимать с большей силой, когда с наименьшей (при рисовании линии могут быть не заметны или дети нажимают на карандаш так сильно, что он ломает или рвет бумагу). Они не чувствуют и не контролируют свою силу, почти не умеют пользоваться ножницами.[12]
Тяжелых двигательных нарушений у детей с нарушением психического развития не бывает, но, тем не менее, физическое и двигательное развитие ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Особенности зрительного восприятия
Для детей этой категории присуща рассеянность внимания, они не способны достаточно долго удерживать внимание и переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают огромную заторможенность их работы и увеличивают количество ошибок.
Эти отрицательные результаты особенно сильны, если разговор является отвлекающим фактором. Дошкольникам этой категории лучше выполнять задания в абсолютной тишине, чтобы не было посторонних разговоров и звуков. Наблюдается проявление инертности – ребенок с большим усилием переходит от одного задания к другому. Способность к произвольной регуляции деятельности и поведения развита слабо и поэтому выполнять учебные задания непросто. Определено, что состояние внимания закономерно влияет на работоспособность ребенка. Многочисленны случаи, когда на самом деле из-за неопытности и неумения управлять своим вниманием, из-за невоспитанности ребенок испытывает трудности в школе. Одним из условий наилучшей учебной деятельности ребенка является его способность концентрировать свое внимание.[18]
Особенности сенсорного восприятия
Сенсорное развитие отличается качественным своеобразием. Следует отметить, что у умственно отсталых детей зрение и слух физиологически сохранены, но процесс восприятия (зрительный, слуховой, тактильный) несколько затруднен: его ритмичность снижена, объем снижен, правильность восприятия нарушена.недостаточный. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, односторонность, эпизодичность знаний детей об окружающей действительности, о себе и своем мире. Развитие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 2014.– 320 с.
2. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,2018. – 238 с.
3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,2018.– 256 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2013. – 654 с.
5. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии.[Текст] / Выготский Л.С. — СПб.: «Союз», 2014.—224с.
6. Гуревич К.М. Психолого-педагогическая диагностика.[Текст] /Гуревич К.М. М.,Изд-во УРАО, 2017. – 304 с.
7. Князева Н.Н. Практикум по педагогической психологии: учеб.пособие / Н. Н. Князева, О. М. Ешукова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: ОмГПУ, 2016. - 112 с.
8. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте, 1984. – 119 с.
9. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. ун-та, 2011.– 236 с.
10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Просвещение, 1983.– 285 с.
11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. – 311 с.
12. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956. – 382 с.
13. Мацинковская Т.Д Детская практическая психология. М.,2010. – 192 с.
14. Пашина О.Г. «Психологический журнал» № 2,2015.– 138 с.
15. Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,2010. – 76 с.
16. Психология развития: Учеб.для студ. вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской . - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : AcademiA, 2018. – 528 с.
17. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция и психопрофилактика: Практическое пособие для воспитателей и логопедов. М., Гном и Д, 2011.– 48 с.
18.Сарычев, С.В.Педагогическая психология: краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб. : Питер, 2016. – 223 с.
19. ШаграеваО.А,КозловаС.А «Детский практический психолог» 2011. М.,– 120 с.
20. Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие/под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: Речь, 2018. – 48 с.
21. Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 2012. – 83 с.