Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В нашу эпоху стремительного развития информационно-коммуникационных технологий социализация детей и подростков, их самовыражение и общение происходят на стыке реального и виртуального миров. Кризис идентичности - одна из наиболее характерных характеристик подросткового возраста. Общение и эмоциональная близость удовлетворяют естественные потребности подростков в поддержке и защите. Необходимо разобраться в причинах формирования трудностей у современных подростков, чтобы своевременно корректировать их развитие.
Подростковый возраст занимает особое место в цикле развития человека, поскольку этот период связан со сложным и важным процессом развития. Основным содержанием и специфическим отличием во всех аспектах подросткового развития является переход от детства к взрослой жизни. Меняются физические, психологические, моральные и социальные качества человека. Все компоненты личности претерпели качественную реорганизацию, образовав новую психологическую опухоль. Поведение становится все более и более осознанным, и появляются социальные установки. Исследователь Т.В. Драгунова, Б.В. Давыдова,И.В.Дуровина, Д.B. Элконинг и др. подчеркивают, что все эти изменения определяют особенности поведения человека в подростковом возрасте.
Основным видом деятельности подросткового возраста является коммуникативная деятельность. Это стало одним из важнейших факторов формирования личности. Суть и характеристика молодежного общения заключается в дальнейшем развитии отношений между людьми, но по сравнению с предыдущим этапом развития это уже произошло на более высоком уровне Т.В. Драгунова, И.С. Божович и др.
Современную жизнь невозможно представить без глобальной телекоммуникационной сети - Интернета. С появлением Интернета также сформировалась новая среда для социализации личности, поскольку виртуальная среда обеспечивает новую форму взаимодействия. Учитывая, что эти процессы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону, их исследование относится к категории вопросов, требующих пристального внимания со стороны исследователей.
Объект исследования: люди подросткового возраста.
Предмет исследования: идентичность подросткового возраста.
Цель исследования: рассмотреть особенности идентичности современных подростков.
В исследовании предполагается решить следующие задачи:
раскрыть понятие идентичности;
рассмотреть психофизиологические особенности развития подростка;
определить формирование идентичности в подростковом возрасте;
выявить диагностику особенностей идентичности в подростковой среде;
изучить диагностику предпочитаемых стилей идентичности в подростковой среде;
рассмотреть исследование взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературы и информационных источников, исследование.
Теоретическая значимость работы: собранный материал может пригодиться социальным педагогам в работе с подростками.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие идентичности
В настоящее время термин "идентичность" все чаще используется в средствах массовой информации и журналистике. Если мы предположим, что влияние англо-американского социального и культурного дискурса сыграло важную роль в этом процессе, то нам трудно ошибиться, и соответствующий термин (англ. identity). Однако термин «идентичность», используется и в общественных науках – в психологии, социологии. В его основе лежит латинский корень idem означающий «то же самое»; в русском языке этому термину близки понятия «тождество», «тождественность», «самотождественность», «самость». Точного определения идентичности не существует, поскольку, как писал еще А. Лаланд в философском словаре: «Идентичный… одно из основных понятий мышления, потому не подлежащее дальнейшему определению» .
Введение термина в научный (психологический) цикл связано с именами исследователей начала и середины ХХ века: З.Фрейд, А.Кардинер и Э.Эриксоном; в русской психологии и философии – совместно с работой И.С. Кона связана с этим. Анализу идентичности посвящено множество работ, в том числе крупные отечественные монографии. В то же время само слово все еще находится за рамками четкого эпистемологического поля, которое "не сложилось, потому что с развитием основных принципов научного знания и объективности эго, эгоизм, всячески вытесняется из этого процесса, и идентичность имеет стать психологическим феноменом, который не поддается четкому определению".
Существует много приближений в понимании этого термина, но в целом, как Л.B. Шнайдер отметил, что "общепринятый взгляд социальных наук заключается в том, что идентичность является результатом позитивного процесса, который отражает мысли субъекта о себе, его собственном пути развития и сопровождается его собственной непрерывностью, идентичностью и качественной определенностью".
Рассматривая трудности в определении общего определения идентичности, мы пытаемся выявить исторические причины этих трудностей и проанализировать исторически сложившиеся характеристики в восприятии феноменов идентичности. С одной стороны, это препятствует ее точному определению, а с другой стороны, создает возможность рассматривать ее как психолого-педагогическая проблема.
В научной (психологической) литературе термин "идентичность" используется уже полвека, но его происхождение можно проследить до глубокой древности - учения и мысли Сократа, Платона, Протагора и других древних мыслителей. Вообще говоря, идентичность древних авторов - это некий признак, который делает объект, это нечто присущее ему, его "я". Для древней философии идентичность рассматривалась через призму неизменности и изменчивости; это включало существование и мышление.
На самом деле "я" древних философов чаще всего ассоциировалось с постоянством – можно с уверенностью сказать, что оно существует (то есть оно существует). Древние авторы (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель) считали, что "я" (идентичность) является атрибутом всех вещей; идентичность и отождествление - это своего рода общие вещи, которые выражают видимое разнообразие и невидимое единство .
Говоря о деталях, мы заметили, что Парменид и Элеат, отождествляя существование и мышление, считаются едиными, неизменными, одинаковыми и относятся к небытию: много, изменчиво, различно. Здесь идентичность, то есть то же самое "я", несет истинную функцию, потому что оно "не может ни изменяться, ни появляться и исчезать, ни двигаться, ни разделяться на части - оно может быть таким же, как и вы сами".
Следовательно, по мере того, как мир меняется, он поглощается небытием; несмотря на их знаменитое утверждение "есть существование, но нет небытия", элеаты фактически предполагают реальность небытия. В "Диалоге" Платона это можно проследить до развития идеи тождества существования и постоянства (то есть "самости"). Принимая во внимание общую изменчивость окружающего мира, Платон и Электроника пришли к выводу, что "реальное существование" находится за пределами чувственного восприятия – в мире определенных мыслей, сущностей, образов (другое - греч. εδδωφ), его можно понять только с помощью разума: через особый метод размышления – диалектика. В то же время Платон уделял больше внимания противоречивости существования "я", чем элеаты, и указывал в диалогах "Софист" и "Парменид": оно единое и множественное одновременно, вечное и эфемерное, неизменное и изменчивое, неподвижное и движущееся .
Необходимость установления личной идентичности относится к основным потребностям человека в идентификации и чувстве принадлежности. С антропологической точки зрения это считается "низшим существованием", субъектом самопозиционирования, который допускает личное определение индивида.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
2. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
3. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
4. Горшков, М.К. Синтез этнонационального и гражданского как основа российской идентичности / М.К. Горшков // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. №1. – С. 44-57.
5. Давыдов, О. Б. Ренессансные истоки современного индивидуализма // МНКО. 2019 №4 (47). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/renessansnye-istoki-sovremennogo-individualizma
6. Драгунская, Л.С. Идентичность попытка уточнения термина / Л.С. Драгунская // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2016. – №1 (3). – С. 26–35.
7. Дробижева, Л.М. Консолидирующая идентичность в общероссийском, региональном и этническом измерениях / Л.М. Дробижева // Перспективы. Электронный журнал. 2018. № 3 (15). – С. 6-21.
8. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2018. - 288 c.
9. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c.
10. Курочкина, И.А. Гендерная идентичность личности в контексте семейной системы / И.А. Курочкина, В.В. Пузырев // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 9. – С. 157-162.
11. Кунцевич, Н. В. Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения / Н. В. Кунцевич. // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 479-482.
12. Лысак, И.В. Идентичность: сущность термина и история его формирования / И.В. Лысак // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019 №38. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-suschnost-termina-i-istoriya-ego-formirovaniya
13. Пахтусова, Н.А., Уварина Н.И., Савченков А.В. Исследование проблемы становления сетевой идентичности молодежи в условиях виртуальной образовательной среды. / Н.А. Пахтусова. – М.: Первое экономическое издательство, 2021. – 234 с.
14. Питер, Блос Психоанализ подросткового возраста / Блос Питер. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. - 272 c.
15. Подольский, А. И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. - М.: Каро, 2019. - 272 c.
16. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
17. Ситаров, В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. 2017. №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-transformatsii-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi
18. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
19. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
20. Тюрин, М.Н. Истоки термина «идентичность» и специфика его использования в психолого-педагогических исследованиях / М.Н. Тюрин // Актуальные исследования. 2021. – №37 (64). – С. 69-73.
21. Использование цвета в рекламе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsveta-v-reklame
22. Особенности психологического воздействия рекламы на потребителя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mirznanii.com/a/138671-1/osobennosti-psikhologicheskogo-vozdeystviya-reklamy-na-potrebitelya
23. Фролова, Т.В. Философские категории как предпосылки понятия «идентичность» в период античности / Т.В. Фролова // Университетские чтения (Пятигорский государственный университет). – 2017. – Ч. – С. 37–40.