Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и становления личности, это основной этап развития познавательной деятельности ребенка, в основном подразумевающий поиск знаний, получение знаний самостоятельно или совместно со взрослым, под его тактическим руководством.
Детская память избирательна, дошкольники легко усваивают интересующие их вещи, удивляются, радуются. Поэтому математическое образование должно заинтересовать ребенка.
У дошкольника удивительная активность в познании других, а интерес к математике появляется довольно рано. Постепенно развиваются представления об объектах, их назначении и свойствах, размере и количестве, форме и составе, действиях, которые могут быть произведены с объектами: уменьшение, увеличение, деление.
Степень изученности темы. Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В. Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр-развлечений для детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
Математика начинается с загадки, проблемы, а не со счета, которое кажется очевидным. Чтобы дошкольник развивал творческое мышление, он должен испытывать удивление и любопытство, повторять путь человечества в познании, с «аппетитом» удовлетворять потребности, возникающие в записях. Только преодолевая трудности, решая проблемы, ребенок может войти в мир творчества.
Психологи и педагоги, работающие над исследованием конкретного, целенаправленного развития творчества, выделяют следующие ключевые условия, влияющие на формирование творческого мышления: индивидуализация образования; исследовательское обучение; проблематизация.
В нашем исследовании мы хотим показать, что более эффективный подход к процессу математического развития детей дошкольного возраста возможен при использовании проблемных ситуаций на уроках математики в ДОО.
Методическое обеспечение дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО включает в себя учебную и программную документацию, учебники, программы и планы, образовательные публикации, информационно-аналитические материалы и т. д. Это должно соответствовать всем требованиям безопасности, целям и запланированным результатам. Именно качество методической поддержки во многом определяет качество реализации образовательного процесса.
Учитывая психолого-педагогические особенности мышления детей дошкольного возраста, средства проблемного обучения можно рассматривать как эффективный инструмент развития математических представлений.
Рассмотрев теоретический и практический опыт математического обучения дошкольников нами были выявлены ряд противоречий между:
- необходимостью развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в контексте обновленных ФГОС;
- методической организацией проблемного обучения на математических занятиях в ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы особенности организации и использования проблемных ситуаций на математических занятиях в ДОО?
Таким образом, тема курсовой работы звучит как «Особенности организации и использования проблемных ситуаций на математических занятиях в ДОО».
Цель исследования – теоретически обосновать особенности организации и использования проблемных ситуаций на математических занятиях в ДОО.
Объект исследования – развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации и использования проблемных ситуаций на математических занятиях в ДОО.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс математического развития дошкольников в ДОО будет эффективен, если будет раскрыта сущность проблемных ситуаций, определены условия и этапы их организации в условиях математических занятий в ДОО, представлено типовое содержание математических проблемных ситуаций.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать особенности развития математических представлений в дошкольном возрасте;
2. Представить характеристику проблемным математическим ситуациям;
3. Описать этапы организации и работы проблемных ситуаций на математических занятиях в ДОО;
4. Разработать проблемные ситуации для занятий по математическому развитию дошкольников в ДОО.
Теоретической основой явились:
- Концепция развития математического образования в РФ;
- положения о математическом образовании дошкольников (А. В. Белошистая, Ф. Блехер, В. В. Данилова, Н. Б. Истомина и др.).
Методы исследования:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений / М. Беженова. – М.: Эксмо, 2005. – 63 с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400 с.
3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А.В. Белошистая // Серия «Библиотека учителя» – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.
4. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание, 2008. – №11. – С. 14-23.
5. Воронина Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства : Методология проектирования : автореферат / Л.В. Воронина. - Екатеринбург, 2011.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : книга для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
7. Галкина Л.Н. Формы работы по математике с детьми дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса / Л.Н. Галкина // Материалы XI Международной научно–практической конференции. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – С. 75-86
8. Данилова В. В. Методика формирования математических представлений / В. В Данилова, Л. И. Павлова. – М., 1996.
9. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 2010. – 450 с.
10. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 175 с.
11. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т. Ефремов // Дошк. воспитание. - 1996. - № 2. - C. 17-20.
12. Изотова О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста / О. А. Изотова // Молодой учёный. – 2017. – №3. – С. 551-555.
13. Истомина Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. – М. : Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с.
14. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач: методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками / Е.В. Колесников. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2016. – 64 с.
15. Корнеева Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М. : 1994.
16. Михайлова З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Детство – Пресс, 2008 – 384 с.
17. Михайлова З. А. Логико – математическое развитие дошкольников / З. А Михайлова, М. : Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
18. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, Столяр А.А. и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 166 с.
19. Морозова И. А. Развитие элементарных математических представлений : Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет / И. А. Морозова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.
20. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. – М. : Просвещение, 1977.
21. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / В. Позднякова // Дошкольное воспитание, 1996. – № 1,2. – 20с.
22. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика : педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е. О. Смирнова. - М. : Юрайт, 2020. - 122 с.
23. Смоленцева А.А. Математика до школы : Пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. – СПб.,1998. – 191с.
24. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день : Логика для дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярословль : Академия развития, 2007.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Электронный ресурс. - URL.: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (ата обращения 12.12.2022).
26. Фролова М.А. Инфографика: новое или хорошо забытое старое?» / М.А. Фролова // Молодой ученый. - 2014. - № 13. - С. 10 – 13.
27. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497с.
28. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М. : «Академия», 2004. – 272с.
29. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. – 392 с.