Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной экономической науке термин «прибыль» и его содержание
вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время
возможность неоднозначной интерпретации видовых определений прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой
3
сложной экономической категории. По мере развития экономической теории
комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого (доход от производства и реализации) до
понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.
1. Финансовые результаты: теоретические и методологические аспекты
1.1 Характеристика финансовых результатов
В соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль —
это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д. С. Милль); по теории трудовой ценности
Маркса — часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего; согласно Налоговому кодексу РФ — полученные доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК
РФ.
Наиболее общее понятие прибыли как разницы между доходами и расходами экономического субъекта хозяйствования, в том числе полными издержками производства и реализации, способно объединить разные подходы к ее
определению: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая
прибыль и другие виды), экономико-математический.
Прибыль как сложная экономическая категория выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций, основными из которых являются
воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.
Прибыль выступает одним из основных индикаторов финансового благополучия и жизнеспособности в ближайшей перспективе, обеспечивая возможность рассчитываться по своим обязательствам, а также финансировать на расширенной основе производственную деятельность и увеличивать научно-
4
технический потенциал за счет катализированных средств. В этом реализуется
воспроизводственная функция.
Будучи основным обобщающим показателем в системе оценочных критериев, прибыль характеризует экономический эффект от производственнохозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия. В этом
проявляется ее контрольная функция.
Стимулирующая функция состоит в следующем: чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных
поощрений для членов трудового коллектива.
Таким образом, стабильная прибыль предприятия — основной фактор его
экономического и социального развития.
В процессе формирования прибыли используются показатели, отраженные в отчете о прибылях и убытках, на основе которых проводится анализ отдельных видов прибыли (рис. 1).
Валовая прибыль — первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в
определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв.
приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, валовая прибыль — это разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,
услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных
обязательных платежей)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции,
работ, услуг». Другими словами, валовая прибыль рассчитывается разницей
между выручкой от продажи товаров и затратами на их производство.
Прибыль от продаж — следующий показатель в отчете о прибылях и
убытках, рассчитывается разницей между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.
Прибыль до налогообложения — это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще
5
бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, определяемой также разницей между совокупным доходом и явными издержками.
Налогооблагаемая прибыль — величина прибыли (убытка) за определенный период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). Налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, действующую в отчетном периоде.
Чистая прибыль отчетного года {нетто-прибыль) — часть балансовой
прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты
налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального»
характера, финансируются производственные программы, формируются фонды
и резервы. Чтобы ее рассчитать, необходимо из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) вычесть отложенные налоговые активы, прибавить
отложенные налоговые обязательства, ранее учтенные в текущем налоге на
прибыль, и вычесть текущий налог на прибыль, а при наличии — отнять иные
обязательные платежи (налоговые санкции в виде штрафов, пени по расчетам с
бюджетом и др.).
1.2 Методика анализа финансовых результатов предприятия и рентабельности
Объективная и полная оценка эффективности предприятия осуществляется на основе прибыли, взвешенной на величину вложенного капитала. Эти показатели рентабельности характеризуют эффективность как работы предприятия в целом, так и доходность (результативность) по различным видам и
направлениям деятельности: производственной, предпринимательской, инвестиционной. Показатели рентабельности отражают «качество» финансового состояния и перспективы развития организации.
1.3. Основные факторы, влияющие на финансовый результат предприятия
6
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, которая является также вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск. Рост прибыли формирует базу для дальнейшего экономического развития предприятия и
укрепления его финансовых отношений с партнерами, создает условия для самофинансирования, расширения видов экономической деятельности, решения
проблем социального и материального поощрения персонала. Рассмотрим мнения о прибыли различных специалистов.
В настоящее время, в условиях нестабильной экономической ситуации в
РФ, вызванной рядом действующих санкций и неоднозначной денежнокредитной и налоговой политикой государства, большинство хозяйствующих
субъектов вынуждено работать с учетом таких факторов, как: существенные
колебания курса рубля, увеличение темпов инфляции, рост цен на различные
источники сырья и энергоносители.
Все указанные факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на основные показатели финансово-экономической деятельности
предприятий и организаций. Таким образом, в современных условиях возрастает значимость вопросов, связанных с формированием конечных результатов деятельности предприятия, а, следовательно, максимизации его доходов и минимизации расходов.
Вопрос получения положительных финансовых результатов актуален как
для отдельного предприятия, так и для финансовой системы государства в целом. Финансовый результат организации, выраженный в форме прибыли, сказывается на отчислениях налога на прибыль, что играет большую роль в формировании государственного бюджета за счет налоговых отчислений.
Финансовый результат – это конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли (дохода)
или убытка.
7
Прибыль – это разница между суммой всех доходов предприятия и суммой его затрат. Финансовый результат, выраженный в виде прибыли, говорит
об успешности и эффективности работы предприятия. В обратном же случае,
когда расходы превышают доходы, предприятие имеет убыток. Отрицательный
финансовый результат может возникнуть в результате чрезмерно высоких затрат или при недостаточном доходе от продажи товаров или услуг в связи с
уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.
Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, которая является также вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск.
2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности компании
2.2 Анализ финансовых результатов показателей предприятия
Практические подходы к выбору методик исследова¬ния и интерпретации аналитических расчетов рассмотрим на примере исследуемого предприятия
по информацион¬ным источникам, составленным по данным отчета о прибы¬лях и убытках ООО .
Доходы предприятия выросли на 22,21%, или 27 796 тыс. руб., при этом
увеличение расходной части превысило 26,52%, а в абсо¬лютном выражении
— 32 042 тыс. руб. Такое соотношение показа¬телей говорит о снижении финансового результата. Коэффициент соотношения доходов и расходов бьет тревогу: если в прошлом году он составлял 1,04, свидетельствуя, что совокупные
доходы лишь на 4% больше расходов, то в отчетном году они практически
сравня¬лись.
Значит, предприятие фактически перестало получать прибыль от своей
деятельности. Доходная часть на 94,32% представлена ос¬новной деятельностью, т.е. выручкой от реализации, которая зани¬мает преобладающее положение, со снижением ее позиций в отчет¬ном периоде до 83,28%.
8
Вместе с тем выросли прочие операционные доходы на 22 556 тыс. руб.,
заняв 16,72% в структуре совокупных доходов против 2,41% в прошлом году. В
связи с этим необходимо оценить характер и эффективность прочих видов деятельности.
В расходах предприятия центральное место занимает себестои¬мость
(94,24% в прошлом году и 80,06% — в отчетном). Снижение доли затрат в основном производстве на 14,19% еще не свидетель¬ствует о качественных изменениях? Необходимо сравнить темповые значения выручки и затрат: если выручка от реализации выросла на 7,91%, то затраты — на 7,47%. Незначительная
разница может свидетельствовать об опережающем росте выручки за счет ценового прироста.
2.3 Анализ эффективности использования капитала предприятия ООО
Значение показателя дает представление о скорости оборота собственного
капитала, или сколько раз соб¬ственный капитал проходит операционный цикл,
и какая величина выручки от реализации приходится на каждый рубль инвестированных собственных средств.
Показатели деловой активности характеризуют снижение общей эффективности использования потенциала предприятия ООО , которое выражается в
падении оборачиваемости об¬щей величины активов и функционирующего капитала. При отри¬цательном значении рабочего капитала теряет смысл рассчитывать коэффициент его оборачиваемости.
Наибольшее снижение эффективности использования наблю¬дается по
совокупным активам, указывая на несбалансированность структуры имущества.
Увеличение продолжительности их оборота показывает: для прохождения полного цикла и возврата в денежную форму требуется почти на 107 дней большее,
чтобы возместить сто¬имость средств, вложенных в имущество.
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
9
Расчет показателей деловой активности, характеризующих экономический рост
Рассчитанные показатели деловой активности ООО «Бытовая техника»
характеризуют произошедшие измене¬ния в политике финансирования, методах управления основной деятельности, на что указывают соотношения
тем¬повых показателей. Темп роста выручки не достиг увеличения активов на
45,75%. Это связано в первую очередь со значительным ростом внеоборотных
активов, сокращением запасов. Превышающий рост прибыли по отношению к
выручке на 11,8% говорит о сокращении относительных затрат, что может быть
связано с улучшением организации труда, совершенствованием технической и
технологической базы производства и др.
Резкое замедление динамики коэффициента экономического роста в отчетном году (он составил лишь 0,03% в сравнении со значением прошлого года
(3,8%) указывает на серьезные проблемы, повлекшие снижение формиро¬вания
собственного капитала за счет капитализации прибыли: снижение чистой прибыли составило 4246 тыс. руб., или 98%.
.
3. Рекомендации по улучшению денежных резервов
Анализ системы бюджетирования ООО выявил отсутствие финансовой
структуры – основы для построения эффективной системы бюджетирования.
Поэтому важнейшим этапом разработки системы бюджетирования для рассматриваемого предприятия является определение финансовой структуры
предприятия.
Как определено в теоретической части работы - финансовая структура
представляет собой совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО).
При классификации центров финансовой ответственности предлагается руко-
10
водствоваться терминологией, отражающей те показатели, за которые будет отвечать ответственное лицо или подразделение. Это следующие виды ЦФО:
центр инвестиций, центр прибыли, центр дохода, центр затрат.
На основе анализа организационной структуры предприятия, основных и
вспомогательных бизнес-процессов, а также стратегического анализа ООО
предлагается создать следующую финансовую структуру (8):
Каждый ЦФО будет составлять свой операционный бюджет, цель составления которого планирование результатов своей финансово-хозяйственной деятельности, исходя из утвержденных централизованно нормативов и ограничений. Бюджет центра прибыли ООО будет сводным бюджетов доходов и расходов всех ЦФО.
Выводы: Выделение центров финансовой ответственности на предприятии ООО позволит определить ответственных за формирование бюджетов,
консолидирующихся в сводный бюджет доходов и расходов компании, и за достижение целевых показателей. В обратном случае, при отклонении фактических показателей от плановых никто в компании не будет отвечать за невыполнение показателей, и такие отклонения станут нормой для компании, а значит,
установленные цели не будут достигаться. Кроме того, наделение центров финансовой ответственности полномочиями по принятию решению в пределах их
ответственности научит подразделения анализировать свою деятельность, прогнозировать, эффективно управлять своей деятельностью.
Заключение
Обновленная система бюджетирования в ООО является полноценной системой бюджетирования. За счет внедрения составления стратегического бюджета и обеспечения его связи с годовым планированием новая система позволяет устанавливать долгосрочные и согласованные с ним краткосрочные финансовые цели, сбалансированные финансовые показатели. Тем самым обеспечи-
11
вается связь стратегии с текущими планами через сбалансированные финансовые показатели - индикаторы достижения цели.
Создание финансовой структуры в ООО распределило ответственность
между подразделениями всех уровней за выполнение планов. Применение
подхода «цели вниз – планы вверх» способствует тому, что центры финансовой
ответственности более эффективно управляют своей деятельностью, планируя,
зная особенности своей деятельности, и анализируя выполнения своих планов.