Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы национальные власти и система образования уделяют особое внимание безопасности учебных заведений всех типов и уровней. Это связано со многими фактами опасных происшествий в ВЛ: пожарами в общежитиях и интернатах, массовыми заболеваниями и отравлениями учащихся, травмами, правонарушениями, наркоманией, актами телефонного, уголовного и политического терроризма.
С увеличением числа опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших целей общего и профессионального образования является создание безопасной и здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой сферы, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизни (БЖД). Психологическая и педагогическая подготовка сотрудников Главного управления по борьбе с опасностями и овладение ими культурой безопасности являются определяющими факторами в предотвращении заболеваний, травм, правонарушений и других инцидентов в Главном управлении.
В настоящее время невозможно решать проблемы безопасности без учета человеческого фактора. Таким образом, принятие стандартов безопасности и уровень готовности каждого человека являются решающими факторами для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и сведения к минимуму их негативных последствий.
Комплексное развитие всех этих качеств и свойств индивидов, общества в целом возможно только через формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет необходимость поиска новых ресурсов для развития системы образования.
Объект исследования – основы безопасности жизнедеятельности
Предмет исследования - типичные недостатки средств обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях
Цель исследования - рассмотреть недостатки средства обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие основы безопасности жизнедеятельности
-раскрыть сущность основных методов, используемых на уроках ОБЖ в школе
-изучить недостатки и ошибки существующие в данной области
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1.Сущность, становление и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности
Современный период сопровождается социально-экономическим и экологическим кризисами в обществе, которые привели к катастрофическому снижению уровня жизни людей. В последние годы в Украине наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, с каждым годом количество факторов, негативно влияющих на человека, увеличивается.
Это приводит к увеличению числа людей, особенно молодых, с функциональными заболеваниями и наследственными патологиями. Такая ситуация требует немедленного улучшения здоровья детей, повышения личной культуры с учетом важности поведенческой составляющей в формировании здоровья, что соответствует стратегической программе Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI веке". Поэтому изучение дисциплин, связанных с безопасностью существования, особенно актуально.
Безопасность жизнедеятельности-это область знаний, изучающая опасности, которые угрожают человеку в повседневной жизни (дома, на улице, на работе, на отдыхе) и в чрезвычайных ситуациях (аварии, природные и техногенные катастрофы и т. д.), а также методы защиты от них.
Суть безопасности жизни
Термин "жизнедеятельность" был введен с появлением пилотируемой космонавтики, но сейчас он все чаще используется в различных областях: речь идет о жизнедеятельности села, города, региона, даже микроорганизмов.
Жизнь - это одна из форм существования материи, характеризующаяся способностью к воспроизводству, развитию, активной регуляцией ее состава и функций, способностью приспосабливаться к окружающей среде и наличием обмена веществ и реакции на раздражение. Жизнь - это высшая форма существования материи по сравнению с другими (физическая, химическая, энергетическая и т. д.).
Деятельность - это человеческая форма деятельности, необходимое условие существования общества, смысл которого заключается в изменении и преобразовании среды обитания человека. Люди трансформируют его в соответствии со своими потребностями, активно взаимодействуют с ним, поэтому достигают цели. Являясь элементом природы и звеном глобальной экологической системы, человек находится под влиянием законов мира природы. В то же время благодаря деятельности, объединяющей ее биологическую, социальную и духовную сущности, она сама влияет на природу.[5]
Жизнедеятельность - это процесс сбалансированного существования и реализация личности, группы людей, общества и человечества в целом единство их сиюминутных потребностей и возможностей.
Основные принципы существования включают:
а) непрерывное обеспечение физиологических процессов человеческого организма, для которых: воздух, вода, пища, свет, тепло, одежда, обувь и т. д.;
B) взаимодействие и взаимозависимость с окружающей средой. Жизнедеятельность обеспечивается окружающей средой, то есть параметрами потребления, энергетическими ресурсами, минералами и т. д., При этом воздействуя на среду обитания: изменяет параметры потребления, растительный и животный мир, истощает энергетические ресурсы, загрязняет окружающую среду;
В) рациональная организация труда по назначению, времени, месту и нормам, предусматривает управление, разработку принципов организации, целей, задач, средств труда;
г) материальное поощрение в организации жизнедеятельности, непосредственно связанное с производительностью труда, определяется человеческим фактором (метод материального поощрения) эффективностью производственного персонала; степенью готовности к работе (профессиональной, физиологической, психологической)
d) охрана здоровья и условий жизни;
д) устранение негативных последствий жизнедеятельности. Деятельность человека сопровождается чрезвычайными ситуациями, вызванными деятельностью человека, окружающей средой, промышленностью и стихийными бедствиями, и поэтому каждое государство должно располагать профессиональными структурами для ликвидации их последствий.
Опасность для жизни человека может возникнуть как в чрезвычайных ситуациях, так и в нормальных условиях. Следовательно, безопасность жизни необходима как в нормальных, так и в чрезвычайных условиях. В результате можно выделить две группы жизненных проблем:
1) охрана здоровья, прав человека и общественного порядка, труда и окружающей среды;
2) Защита населения в чрезвычайных ситуациях, профилактика.
Иногда безопасность определяется как "состояние любого объекта, в котором он не находится в опасности", но это просто указывает на отсутствие источника опасности. Для сложных технических систем, особенно для человека или общества, риск - это категория, которая имеет множество индивидуальных характеристик и характеристик; определить его математически точно чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно. Часто вы можете оценить риск только экспертным методом.
Безопасность - это сбалансированное состояние человека, общества, государства, природных, антропогенных систем и т. д. (по экспертной оценке), а безопасность человека-это состояние защиты личности и общества от риска. Это неотъемлемая часть характеристик стратегического направления человечества, определяемого ООН как постоянное развитие общества, то есть такое, которое ведет не только к экономическому, но и социальному, культурному и духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан и их дальнейшему развитию.
Необходимым условием гармоничного развития человечества и каждого человека в частности является безопасность жизнедеятельности во всех сферах жизни общества - в быту, на работе, во время путешествий и т. д.
Поскольку угрозы могут исходить не только от антропогенных воздействий, но и от объективных и не зависящих от человека причин, безопасность жизни предполагает предотвращение опасностей и активное предотвращение.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний и научно-практическая деятельность, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, последствий их воздействия на организм человека, основ охраны здоровья и жизни человека и окружающей среды. [4]
Это понятие охватывает все аспекты жизни и деятельности человека во взаимодействии с окружающей средой (природной и искусственной), поскольку они сопряжены с рисками.
Вопрос о рисках и опасностях изучается науками, имеющими идеологический характер:
- Гуманитарные науки (философия, теология, Лингвистика)
- Естественные науки (математика, физика, химия, биология
- Инженерные науки (сопротивление материалов, инженерия, Электроника);
- Гуманитарные науки (Медицина, Психология, эргономика, педагогика);
- Социальные науки (социология, экономика, право).
Цель обучения - подготовить человека к активному участию в обеспечении долгой полноценной жизни в динамично развивающемся обществе. В соответствии с основными целями этого образования включают:
- Формирование человеческой культуры в области безопасности, то есть моральных ценностей, взглядов, правильного поведения и т. д.;
- Обеспечить определенный уровень индивидуальной защиты человека путем формирования и развития его характеристик, способствующих развитию безопасности, а также необходимых знаний и навыков;
- Активизация методической, научной и других форм образовательной работы в руководстве БЖД как в учебных заведениях, так и за их пределами;
- Способствовать повышению эффективности государственной системы обеспечения безопасности населения путем обучения и подготовки людей к их адекватному взаимодействию, выработки активной позиции по совершенствованию государственной системы, в том числе в законодательной сфере;[6]
- Совершенствование управления образованием всех слоев населения в соответствии с руководящими критериями БЖД.
Объект образовательного направления рассматривает безопасность личности как явление, а объект - как модель безопасности.
Таким образом, такое образование готовит человека к полноценной жизни с активным участием на уровне безопасности, зависит от окружающей среды (окружающая среда, быт, транспорт, досуг, производство, социальные отношения и т. д.).; национальной системы обеспечения безопасности человека (противопожарная защита, охрана труда, Охрана здоровья и т. д.) и индивидуальной защиты личности (психологическое состояние, мотивация, компетентность, индивидуальные средства защиты и т. д.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2020. - 112 c.
2. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2020. - 112 c.
3. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2019. - 128 c.
4. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Методическое пособие. К учебнику В. В. Полякова, М. И. Кузнецова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, М.А. Ульянова. - М.: Дрофа, 2018. - 144 c.
5. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2020. - 639 c.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа, 2020. - 799 c.
7. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс / В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа, 2022. - 763 c.
8. Латчук, В. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2019. - 119 c.
9. Малов-Гра, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование. К учебнику под редакцией Ю. Л. Воробьева / А.Г. Малов-Гра. - М.: АСТ, Астрель, 2018. - 288 c.
10. Малов-Гра, А. Г. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс / А.Г. Малов-Гра. - М.: АСТ, Астрель, 2017. - 288 c.