Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ФГОС приоритет отдается духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Таким образом, общие положения стандарта гласят, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В документе говорится о «важности объединения образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения на благо человека, семьи, общества» [19, с. 22].
В дошкольном возрасте проявляется такие качества, как чувствительность, чувство справедливости, сочувствие. Исследователи подчеркивают специфику поведения ребенка в возрасте 5-6 лет, его отзывчивость, участие во всем ярком и необычном, быструю адаптацию к эмоциональным переживаниям других людей. Ребенок обладает способностью испытывать серьезные переживания, сопереживать и реагировать на страдания других, к этому его подталкивают как разочарование, так и грусть, а также текущие переживания, которые являются его внутренними переживаниями. На основе всего этого можно эффективно формировать нравственные представления.
Степень разработки проблемы исследования. Проблеме нравственного воспитания дошкольников посвящены научные работы ведущих педагогов и психологов: А.Н. Ананьев, Е.А. Аркин, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, И.Ф. Свадковский, В.И. Слободчиков, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи С.В. Петерина; А.М Виноградова, М.В. Воробева, Р.С. Бурез значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения, формирование гуманных отношений, формирование любви к Родине.
С. A. Козлова, Л.И. Беляева, Н.F. Виноградова, Р.И. Жуковская, Е.K. Суслова акцентируют на важности воспитания нравственно-волевых качеств, развития нравственного сознания, нравственных чувств, а также формирования привычек и навыков нравственного поведения с раннего детства. Все они считают нравственные качества детей дошкольного возраста незаменимым средством воспитания устного народного творчества.
С.А. Газиева, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьёвой, Х.И. Салимханова отмечают, что нравственное воспитание детей наиболее успешно проходит под влиянием различных видов устного народного творчества: формируются представления о различных нравственных качествах, нормах поведения в семье и обществе.
Первостепенная роль в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста принадлежит фольклору. Фольклор - это художественное народное творчество, художественная творческая деятельность трудящегося народа; поэзия, музыка, театр, танцы, архитектура, изобразительное и декоративное искусство создаются народом и распространяются в народных массах. В коллективном художественном творчестве народа отражается его профессиональная деятельность, его социальный и бытовой образ жизни, его знания о жизни и природе, его культы и верования.
В фольклоре, сложившемся в ходе практики социальной работы, отражены взгляды, идеалы и чаяния народа, его поэтическое воображение, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и угнетения, мечты о справедливости и справедливости. счастье воплощено. Проникнутый многовековым опытом народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, понимания ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые в значительной степени влияют на национальную культуру в русском языке.
В силу объективных и субъективных причин социального, духовного и экономического существования общества сегодня встал вопрос о радикальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, прежде всего, в системе воспитания и развития подрастающего поколения.
Таким образом, существует взаимоисключающие условия между важностью формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной проработкой содержания педагогических работ, основанных на фольклоре, для их формирования.
Проблема исследования: исследование теоретических основ и практических аспектов формирования нравственных представлений на материале фольклора у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – малый фольклор в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать проблему, раскрыть
психолого-педагогический потенциал малого фольклора как средства нравственного воспитания дошкольника и разработать проект по использованию малого фольклора как средства нравственного воспитания дошкольника.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа культурологической ,
психологической, педагогической и методической литературы раскрыть ключевые понятия (нравственное воспитание, нравственная воспитанность, средства воспитания, психолого-педагогический потенциал воспитания).
2. Раскрыть сущность нравственного воспитания.
3.Раскрыть показатели нравственной воспитанности дошкольника
4. Дать характеристику малому фольклору как средству нравственного воспитания.
5. Составить возрастной портрет дошкольника.
7. Описать опыт использования малого фольклора как средства нравственного воспитания.
8. Составить проект по использованию малого фольклора как средства нравственного воспитания дошкольника.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на материале фольклора, способствующие формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, повышению качества уровня их развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания дошкольника
1.1.Сущность нравственного воспитания дошкольников
В настоящее время существует несколько подходов к определению нравственного воспитания, но прежде чем рассматривать, что такое нравственное воспитание, рассмотрим следующие понятия: нравственность, воспитание и нравственное воспитание.
Воспитание рассматривается как создание социальных, целенаправленных условий (организационных, духовных, материальных) для усвоения нового поколения социально-исторического опыта с целью подготовки его как к промышленному труду, так и к общественной жизни. В одном из учебников педагогики авторы утверждают, что воспитание следует понимать как: передачу социального опыта; воспитательное воздействие на человека, группу или коллектив; организацию образа жизни и деятельности учащихся; воспитательное взаимодействие педагога и учащегося; создание условий для развития личности учащегося [7].
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание детей - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное влияние социальных институтов на человека с целью формирования его определенных взглядов, взглядов и убеждений, моральных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание детей - это организованное, целенаправленное и управляемое влияние команды педагогов на тех, кто воспитывается с целью формирования определенных качеств, которые практикуются в учебных заведениях и охватывают весь образовательный и учебный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач [20].
Таким образом, из разнообразия этих определяющих понятий можно сказать, что воспитание - это процесс и результат преднамеренного воздействия на развитие человека, его отношения, качества, отношения, убеждения, модели поведения в обществе.
Определение словаря практического психолога сводит нравственность по З. Фрейду к ограничению морали, хотя очевидно, что любое ограничение и самоограничение должно иметь под собой какой-то осознанный и практический смысл [3].
Определение словаря А.Я. Анцупова состоит в том, что, что мораль имеет гораздо большее отношение к внешним формам человеческого поведения (социальная мораль), чем к внутренним установкам человека (ориентация совести и воли). Автор определяет, что «мораль» и «нравственность» тождественные понятия [6].
И, пожалуй, самое глубокое определение нравственности находится в словаре С.И. Ожегова, который институционально напрямую связывает нравственность с внутренними духовными качествами человека [16].
Можно привести определения нравственности в большем количестве, чем в других более или менее авторитетных источниках и словарях, но суть вопроса остается прежней. В системе общественного сознания и его социальных институтах не существует единого и точного понимания категории морали, которая институционально определяет и определяет природу и направление человеческой личности.
Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах [3].
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Со временем ребенок постепенно осваивает нормы и правила поведения и отношений, принятые в обществе людей, осваивает, то есть делает их своими собственными средствами и формами взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к окружающим.
В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из важнейших видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственного сознания, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [7].
Т. И. Можанская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования моральных чувств и качеств, усвоения моральных норм и правил, развития моральных мотивов и поведенческих навыков [21].
С. А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем более сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев, тем выше оценка его нравственности окружающими [14].
В. И. Ядешко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения [21].
Содержание нравственного воспитания определяется вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые меняются со временем. В его основе лежат принципы равнозначности личностей учителя и ребенка, гуманизм содержания и средств обучения, доверие и уважение в процессе обучения, создание положительной эмоциональной атмосферы, творческое взаимодействие учителя и ребенка.
Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной ориентации человека во многом определяют его дальнейшую жизнь, и исправить ошибки, допущенные родителями и учителями в нравственном воспитании детей, сложно или невозможно.
По мнению Л. Р. Болотиной, нравственное воспитание - это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к себе, другим и деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников развивается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных занятиях и отношениях со сверстниками [7].
И. А. Каиров подчеркивает, что нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает формирование его отношений с Родиной, обществом, людьми, работой, его обязанностями и им самим. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокого уважения к людям труда.
В. Г. Нечаева, в свою очередь, определяет нравственное воспитание как активный и целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка [11].
Нравственное воспитание - это двусторонний процесс. С одной стороны, он предполагает активное влияние на детей взрослых: родителей, учителей, с другой – активность учащихся, которая проявляется в их действиях, чувствах и отношениях.
Как известно, дошкольному возрасту свойственна повышенная восприимчивость к социальным влияниям. Ребенок, пришедший в этот мир, усваивает все человеческое: способы общения, поведение, отношения, используя собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражая взрослым. И, пройдя через проб и ошибок, он в конечном итоге может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Д. И. Латышина отметила, что мораль как форма общественного сознания возникла в системе конкретных и исторических социальных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие людей, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, принуждение, подстрекательство, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе нравственных законов [18].
По мнению О. В. Ковальчука, роль взрослого как» социального гида очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла и прошла безболезненно [21].
Нравственное воспитание включает в себя три группы задач.
К первой группе задач нравственного воспитания относятся задачи формирования его механизма: представлений, моральных чувств, моральных привычек и норм, практик поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но следует помнить, что это уникальный механизм, и поэтому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Образование является историческим, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возрастных возможностей учащегося. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные моральные идеалы. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих определенными качествами, которые востребованы сегодня.
Если первая группа задач постоянна, неизменна, то вторая подвижна. На его содержание влияют исторический этап, возрастные особенности объекта воспитания и конкретные условия жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду / А. П. Аверьянова. - М. : Мозаика-Синтез, 2021. - 135 с.
2. Авраменко, О. В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором / О. В. Авраменко, Г. А. Корякина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 31 (3). – С. 76-82.
3. Азбука нравственного воспитания : пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.] ; под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М. : Просвещение, 2017. - 134 с.
4. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : Просвещение, 2018. - 67 с.
5. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - М. : Вече, 2020. - 128 с.
6. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. - М. : Вече, 2019. - 139 с.
7. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский.- М. : Просвещение, 2018 - 321 с.
8. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: метод. пособие / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 2016. - 112 с.
9. Вавилова, И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
10. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - 2007. - № 7 - С. 17- 22.
11. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду : учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
12. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. К. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №5. – С. 17-21.
13. Использование элементов устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста : методическое пособие / О.А. Бутова, О.А. Ляпина, И.М. Кривошеева и др. – Оренбург, 2019. – 209 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия. – 2016. – 416 с.
15. Лопатина, А. А. Нравственное воспитание дошкольников / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – Москва : Амрита, 2012. – 112 с.
16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва : Мир словарей и энциклопедий, 2012. – 826 с.
17. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 18-26.
18. Социально-нравственное воспитание дошкольников ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Сфера, 2013. – 176 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155– URL : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 13.12.2022).
20. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для вузов / И. Ф. Харламов. – Москва : Просвещение, 2015. – 245 с.
21. Шитякова, Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории / Н. П. Шитякова. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
22. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер. – 5-е изд, стереотип. – Москва : Детство-Пресс, 2014. – 327 с.