Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Взаимосвязь воспроизведения и памяти 4
1.1 Определение мнемических способностей. Память 4
1.2 Виды памяти 6
Глава 2 Память, воспроизведение и активный творческий процесс 10
2.1 Взаимосвязь памяти и воспроизведения. Эффект Б. В. Зейгарник 10
2.2 Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов о воспроизведении. Системно-деятельностный подход В. Я. Ляудис 16
2.3 Вклад когнитивного контроля в эффективность намеренного забывания 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Мнемические способности представляют собой характеристики функциональных систем головного мозга, благодаря которым осуществляется кодирование и декодирование информации для ее запоминания, сохранения и воспроизведения. Данные характеристики обладают индивидуальной мерой выраженности, что отражается в успешности и качественном выполнении деятельности. Мнемические способности реализуются при помощи системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.
Опытным путем доказано, что воспроизведение как проявление операционных и регулирующих механизмов мнемических способностей – это не репродукция, а неосознаваемая или осознаваемая реконструкция оригинала, где в основе располагается глубина информационной переработки или отношения к ней.
Целью данной работы является рассмотрение воспроизведения как творческого процесса.
Задачи:
- дать определение мнемических способностей, памяти;
- рассмотреть виды памяти;
- изучить взаимосвязь памяти и воспроизведения, эффект Б. В. Зейгарник;
- рассмотреть системно-деятельностный подход В. Я. Ляудис;
- изучить вклад когнитивного контроля в эффективность намеренного забывания.
Объект исследования – воспроизведение как процесс. Предмет исследования – особенности воспроизведения как активного творческого процесса.
Глава 1 Взаимосвязь воспроизведения и памяти
1.1 Определение мнемических способностей. Память
Воспроизведение представляет собой реконструкцию ранее запомненного материала. Таким образом, внутри воспроизведения располагаются припоминание и воспоминание. Благодаря первому можно произвольно извлекать из долговременной памяти символы прошлого. Благодаря воспоминанию появляется возможность непроизвольно извлекать из долговременной памяти образы прошлого.
Операционные механизмы мнемических способностей – это характеристики функциональных систем мезга, которые сформировались в онтогенезе и они способствуют тому, чтобы информация кодировалась или декодировалась для запоминания, сохранения и воспроизведения. Эти свойства характеризуются качественным своеобразием, что находит отражение в разных показателям организации индивидуального опыта.
Регулирующие механизмы мнемических способностей – взаимодействие детерминант плана личности и процессов интеграции регуляции психики. Это – следствие развития системы функциональных и операционных механизмов, что находит отражение в эффективном мнемическом процессе.
Рассмотрим, что представляет собой память.
Память – это неотъемлемая часть человека, это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, память связывает прошлое человека с настоящим и будущим.
Существует такой анекдот: «Помнить-то я помню, но когда хочу вспомнить, то забываю...». Действительно, все, что происходит с человеком в течение жизни, знания, опыт, все это позволяет человеку развиваться.
Память формирует привычки и поведение человека. Благодаря памяти мы можем общаться между собой. Другими словами, память формирует человека как личность. Память – важная вещь в нашей жизни, без нее невозможно жить и ее изучение позволяет нам более четко подходить к способам обучения. Многие процессы, в том числе, в рекламе, массовой коммуникации связаны с процессами запоминания.
В психологии памяти есть много неизведанного. Изучение памяти, ее исследование помогает четко понимать структуру и механизмы работы памяти. Память – одна из уникальных и долговечных наших способностей, которая, несомненно, играет огромную роль в жизни и деятельности каждого из нас. Эта способность является условием приобретения знаний и формирования различных умений и навыков. Без наличия памяти нормальное функционирование человека и общества просто невозможно. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного совершенствования этой функции немыслима. Так что же такое память?
Память – это явление нашей психики, которое представляет собой процессы запоминания, сохранения организации и воспроизведения человеком его опыта.
Другими словами, это удивительное свойство каждого из нас, которое позволяет восстановить в нашем сознании картины прошлого, различные образы, которые когда – то произвели на нас впечатление. Не помня то, что было с нами в прошлом, мы просто не смогли бы совершенствоваться дальше, так как то, что мы приобретаем, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Вопросы памяти затрагивали многие ученые прошлого и современности. Знаменитый советский психолог С.Л. Рубинштейн в своей книге писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» .
Выдающийся психолог И.М. Сеченов, в свою очередь, отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного»
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агафонов А. Ю., Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ // Журнал прикладной психологии. — 2016. — N 6. — С. 26-30
2) Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля//Экспериментальная психология. 2009. 2(3), 78–91.
3) Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 3.
4) Гладнева, Е. В. C. Л. Рубинштейн: от деятельностной концепции человека к целостной философской антропологии/ Е. В. Гладнева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. –2010. –Т. 2,No 2. –С. 35-44.
5) Гофман А.А. Вклад когнитивного контроля в эффективность намеренного забывания//ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС ПО КОГНИТИВНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ И НЕЙРОИНФОРМАТИКЕ. ДЕВЯТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ. Сборник научных трудов. В двух частях. Том Часть 2. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 178-181
6) Гофман А.А., Нуркова В.В. Эффект отсроченного снижения узнавания знакомого материала как результат сочетания намерения забыть и приема генерирования ассоциаций // Вестник СПбГУ. Психология. 2019. 9(1), 57–76.
7) Зейгарник, Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий [Б. В. Зейгарник Динамическая психология: Избранные труды общ ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. - М. Смысл 2001.
8) Лебедева Н. М., Путешествие в Гештальт: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 549 с.
9) Лимонова О.О., Диговцов Г.В. Особенности проявления памяти и ее влияние на жизнь человека// ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 88-91
10) Ляудис В.Я. Память в процессе развития. Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2011.287 с
11) Ляудис В. Я. Психология инновационного обучения в диалоге культурно-исторической психологии Л. С. Выготского // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 1996. — No 1
12) Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение. — 1997. — No 3.
13) Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение. — 1997. — No 3.
14) Мунгалов В. Н. Проблематизация развития памяти// XXV ЮБИЛЕЙНЫЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ Материалы международной научной конференции. Том III. Под общей редакцией С. Г. Еремеева. Санкт-Петербург, 2021. С. 93-96
15) Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 - х кн х. Кн.1 Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2006.
16) Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009.