Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Бионика в моде и в дизайне одежды 5
1.1. Бионический подход в дизайне 5
1.2. Исследование бионических форм в модных коллекциях 11
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Форма воспринимается человеком как внешний вид, силуэт предмета, несущий в себе информацию о конфигурации и взаимодействии данного предмета с окружающим его пространством. Формообразование является главным звеном в профессиональной деятельности художника-модельера. Форма – это объемно-пространственная организация предмета, полученная путем преобразования материала. Создание художественно-выразительной формы костюма является главной задачей художника-модельера. Мода – это изменение формы.
Главным показателем художественного проектирования костюма является форма, и зная, что бионика основана на формообразующем взаимодействии природных и искусственных систем, можно утверждать об актуальности выбора бионического метода в исследовании проблем, связанных с гармонизацией процесса биологических систем, принципов формообразования, алгоритмизации и поиска новых форм является основным этапом в формировании теоретических и практических основ бионического формообразования костюма.
Актуальность темы обусловлена:
• современными требованиями проектирования в вопросе взаимодействия искусственной и природной среды;
• необходимостью решения проблемы оптимизации и поиска инновационных методов производства швейных изделий;
• необходимостью поиска новых приемов формообразования, направленных на повышение эстетических, эргономических и экономических показателей в области художественного проектирования костюма.
Бионика в художественном проектировании костюма основана на установлении единства процесса формообразования природных и искусственных систем. Поэтому является возможным аспектом визуальная и эргономичная гармония объектов окружающего мира. Желание подражать стало объективным условием возникновения бионического проектировании в сфере дизайна.
Основой для законов, объединяющих весь мир в материальное целое, служит родство человека с окружающим его миром. С практической точки зрения важное место занимает поиск формообразующих возможностей новых конструктивных систем, которые гармонично взаимодействуют с окружающим миром.
Актуальность темы связана с активизацией интереса дизайнеров к созданию уникальных приёмов текстильного дизайна, которые будут самыми востребованными.
Цель: развить экологическое мышление общества.
Задачи: изучение принципов и приемов декоративного решения текстиля бионическим способом. Сопоставление фактуры и текстуры, как источников вдохновения для экспериментов.
Методы исследования: основными методами научного исследования являются теоретические: сбор, систематизация, анализ традиционных форм и принципов создания художественного текстиля, его места в современном дизайне, направлений развития, обобщение материала по теме, синтез полученных сведений.
Глава 1. Бионика в моде и в дизайне одежды
1.1. Бионический подход в дизайне
Одним из наиболее востребованных стилей в конструировании является бионика, дающая неограниченные возможности для создания предметной среды, интерьеров и архитектурных сооружений .
Бионическое формообразование в настоящее время получило достаточное распространение во многих передовых странах мира. Это направление помогает человечеству преодолеть разногласия с природой, изменить агрессивные условия, которые создал человек (рис. 1).
Рисунок 1. Примеры бионической архитектуры
Бионическая архитектура – это архитектурный стиль, в основе которого заложены принципы организации, структурирования и функционирования объектов природы:
• формирование в здании экологической среды;
• использование форм природных организмов, как творческого источника при проектировании зданий и сооружений (архитектурная бионика или био-тек). Это направление архитектуры одно из самых современных. Довольно часто данное направление противопоставляется хай-теку;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алибекова М.И., Фирсова Ю.Ю. Архитектоника формы костюма. Сборник материалов международной научно-технической конференции: «Актуальные проблемы науки в развитии инновационных технологий («Лён-2012»). ФГБОУ ВПО «КГТУ». Кострома,18-19 октября 2012 г. С. 93-94
2. Белько Т. В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме: диссертационная работа. – М., 1996
3. Белько Т.В. Бионические принципы формообразования костюма. Диссертация доктора технических наук. Москва, 2006. С. 11
4. Бионический дизайн – решение трудных технических задач с помощью природы. URL: https://can-touch.ru/bionics-design/
5. Васильева М.О. Бионические принципы конструирования в предметном дизайне // Труды академии технической эстетики и дизайна. 2017. № 2. С. 11-14.
6. Девять удивительных зданий, вдохновленных природой. URL: https://www.bbc.com/russian/society/2015/10/151026_vert_ear_inspired_by_nature
7. Жердев Е.В. Метафора в дизайне / Учеб. пособие. издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Архитектура-С, 2010.
8. Лакизенко Е.Д., Макарова Т.Л. Анализ использования символа «птица» в дизайне костюма из коллекций 2009–2019 гг. — Вестник славянских культур. — Т. 57. — 2020. — С. 282–292
9. Осипова А.А., Алибекова М.И., Фирсова Ю.Ю. Понятие бионического формообразования при проектировании современного костюма, Сборник «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2019», приуроченный к 100-летию РГУ им. А.Н. Косыгина 10-13 декабря 2019 г., Часть 5, С. 156-158
10. Основы бионики: история, предмет, принципы, задачи одежды [электронный ресурс] - URL: https://refdb.ru/look/2716291-pall.html
11. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы. // Вопросы философии. 1999, № 10. С. 35– 53
12. Фирсова Ю.Ю. Алибекова М.И., Зарецкая Г.П. Бионика в художественном моделировании. Гармония формообразования // Дизайн и технология. 2012, № 30 (72). С.7-18
13. Фирсова Ю.Ю., Алибекова М.И., Зарецкая Г.П. Бионический объект как источник взаимодействия систем «силуэт-структура-форма» в художественном проектировании одежды//Дизайн. Материалы. Технология. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна том 3, № 33, 2014. С. 17-19
14. Чернышова Э.П., Лавриченко Г.А. Архитектурная бионика на примере работ японского архитектора Тойо Ито // Архитектура. Строительство. Образование. 2020. № 2 (16). С. 16-21
15. The Future Of Biotech In Design? Spiders, Slime, And Fungus (fastcompany.com). URL: https://www.fastcompany.com/3061601/the-future-of-biotech-in-design-spiders-slime-andfungus