Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникативности личности
и её влияние на социальный интеллект…………………………..….5
1.1. Понятие социального интеллекта и коммуникативной
компетентности личности…………………………………………….….5
1.2.Функция, структура и особенности социального интеллекта…....9
Глава 2. Методические аспекты взаимосвязи социального
интеллекта и коммуникативной компетентности личности…….15
2.1.Методики определения взаимосвязи социального интеллекта
и коммуникативной компетентности личности……………………….15
2.2.Анализ и рекомендации………………………………………....….19
Заключение………...……………………………………………….….…22
Список использованных источников………………………………..…24
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Проблема социального интеллекта до сих пор не изучена достаточно полно. При этом, как показывает практика, социальный интеллект человека, выступает достаточно важным личностным качеством субъекта и служит одним из важнейших показателей при взаимодействии с окружающими людьми.
Социальный интеллект выступает регулятором поведения самого человека в процессе его личностных коммуникаций с социумом. Те люди, кто не имеет развитого социального интеллекта, плохо обеспечивают процессы социального взаимодействия с другими людьми. При этом они не в состоянии распознать настроение тех людей, с которыми коммуницируют. Они не могут понять, в чём кроются причины того. или иного человека при общении.
Феномен социального интеллекта изучали Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др. Из отечественных исследователей социальным интеллектом занимались М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др. Согласно многим исследованиям, социальный интеллект человека есть самостоятельная единица. Она функционирует наряду с другими видами интеллекта, и является составным аспектом эффективного взаимодействия субъекта с социумом. Учёные признают, что чем выше у субъекта социальный интеллект, тем легче ему адаптироваться в новой обстановке и успешней осуществляется деятельность. Целью работы является изучение влияния коммуникативности личности на социальный интеллект человека (подростковый возраст).
Объект исследования: процессы личностных коммуникаций субъектов.
Предмет исследования: развитие социального интеллекта и его влияние на коммуникативность личности.
Задачи:
1. Изучить понятие социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности.
2. Рассмотреть функции, структуру и особенности социального интеллекта личности.
3. Предложить методики определения взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности.
4. Проанализировать результаты работы и предложить рекомендации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникативности личности и её влияние на социальный интеллект
1.1. Понятие социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности
Развитие представлений о природе интеллекта осуществляется исследователями достаточно давно. Проблема происхождения и сущности интеллекта является вечной. Учёными изучаются и обсуждаются проблемы эволюции разума, возможности человеческого познания и др. Они рассматривали такие категории как эмоциональный интеллект, умения, эмоции, коммуникативные способности. Многие учёные придают достаточно большое значение понятию коэффициент интеллекта. По их мнению, в современном постоянно изменяющемся социуме залог жизненного успеха заключается не только в IQ человека, что характеризует его интеллектуальные ресурсы, а в EQ, так называемой эмоциональной компетентности. Они его называют уровнем эмоционального интеллекта [18].
Под эмоциональным интеллектом понимают умение управлять эмоциональными порывами и анализировать все эти процессы. Речь не идёт о подавлении эмоций, поскольку подавление эмоций приводит к стрессу. У человека нарушается гармония в психологическом состоянии. Это в дальнейшем может повлиять на все сферы жизнедеятельности. При этом мало понимать себя и собеседника. Для эффективного взаимодействия субъектов необходимо правильно выстраивать процессы коммуникации. для этого человеку необходимо обладать коммуникативной компетентностью.
Под социальным интеллектом будем понимать совокупность способностей субъекта, которая определяет успешность его социального взаимодействия с окружающими. Это включает в себя способность понимание поведения другого человека, понимание своего собственного поведения и наличие способности принимать правильные решения в различного рода ситуациях.
Под коммуникативной компетентностью будем понимать владение субъектом сложными коммуникативными навыками и умениями, которые позволяют субъекту успешно действовать в новых социальных структурах. Это подразумевает знание субъектом культурных норм и ограничений в общении с другими людьми. Это знание своих и чужих обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность и др. Человек хорошо ориентируется во многих коммуникативных средствах, которые присущи национальному, профессиональному или иному направлению [13]. По мнению Г. Гарднера, социальный интеллект рассматривается как доступ к собственной эмоциональной жизни. Человек хорошо управляет своими аффектами и эмоциями. Он способен различать разные чувства, свои и других людей, переводить их в символические коды и использовать их в качестве средств, для понимания и управления собственным поведением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г.Ю. Природа интеллекта – битва за разум [Текст] / Г.Ю. Айзенк, Л.К. Эмин.- М.: Эксмо – Пресс. - 2002.- 352 с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания. учеб. пособие для студентов [Текст] / Г. М. Андреева.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс. - 2000. 288 с.
3. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: автореф. Дис. ...канд. психол. наук [Текст] / И. Ф. Баширов.- М. : Воен. ун-т МО РФ. - 2006.- 28с.
4. Белова, С.С. Социальный интеллект [Электронный ресурс]: теория, измерение, исследования / С.С. Белова [и др.]. - Электрон. текстовые данные.-М.: Институт психологии РАН, 2004.- 176 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15649.html (дата обращения: 30.11.2022).
5. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- No 11. - 2012.- Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 30.11.2022).
6. Кудинова, И.Б Социальный интеллект как предмет исследования [Текст] / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. НГПУ.- 2005.- No4.- С. 132-142.
7. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2002. - 544с.
8. Лунева, О. В. История исследования социального интеллекта [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2008.- No 4.- С. 177-182.
9. Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2010.- No 1.- С. 146-151.
10. Лунева, О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2011.- No 3.- С. 231–236.
11. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.- 264 с.
12. Манина, К.Е. Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза [Текст] / К.Е. Манина // Общество: социология, психология, педагогика.- 2016.- No 12.- С. 150-154.
13. Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 30.11.2022).
14. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика [Текст] / Е. С. Михайлова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2007.- 266с.
15. Панова, Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков [Текст] / Н.В. Панова // Интеграция образования. - 2011г.- No2.- С. 88-92.
16. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН. - 2012. - 528 с.
17. Савенков, А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества [Текст] / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2005.- Т.2.- No 4.- С. 94-101.
18. Соловьёва, О.В. Социальный интеллект как психологический феномен [Текст] / Наука, образование и инновации: сб. науч. тр.- Уфа.: Аэтерна. - 2016.- ч. 3.- С. 203 - 206.
19. Федорова, Е. А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Е. А. Федорова.- Ярославль.: Ярослав. гос. пед. ун-т. - 2009.- 26с.
20. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер. – 2014 г.- 607 с.
21. Чеснокова, О.Б., Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем [Текст] / О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. - 2010.- No2(4).- С.22-29.
22. Чигинцева, Ю. Б. Исследование социального интеллекта у подростков [Текст] / Ю.Б. Чигинцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2013.- Т. 3.- С. 576–580.
23. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков [Текст] / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина.- М.: ИП РАН. - 2017.- 181 с.
24. Ясюкова, Л.А. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников [Текст] / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина// Ученые записки.- СПб.: ГИПСР. - 2011.- Т. 15, No1- С. 74-81