Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………….……………………...…3
Глава 1 Теоретические основы изучения открытой ринолалии
у детей младшего школьного возраста………………………………..........5
1.1 Становление звукопроизношения в онтогенезе……….……....…5
1.2 Развитие голоса в онтогенезе…………………….………….…...10
1.3 Симптомы нарушения звукопроизношения и голоса
у детей с открытой ринолалией…………………………………..…...12
Выводы по главе 1……………………………………………………..18
Глава 2 Эмпирическое исследование звукопроизношения и голоса
у детей с открытой ринолалией младшего школьного возраста….….…..19
2.1 Организация исследования ..…………………………………...…19
2.2 Анализ результатов исследования………………..…………..…..24
Выводы по главе 2.…………………………………..……………...….26
Заключение………………………………………………..……………….......27
Список используемых источников…………………………………….….....29
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В области логопедии достаточно остро стоит проблема содержания и методик обучения с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время необходимы новые методики, которые бы комплексно воздействовали на ребёнка, работая при этом на все аспекты речевого развития.
Специалисты отмечают, что выбор детей с ринолалией не случаен, поскольку в России 1 из 500 новорожденных появляется на свет с расщелиной верхней губы и нёба. В 75 процентах случаев расщелины лица являются изолированным пороком развития плода. При этом часто случается так, что в семье здоровых родителей ребёнок с расщелиной верхней губы и нёба появился впервые. Есть необходимость в том, чтобы глубже развивался методологический аппарат коррекционного воздействия в области исследований подобного рода.
Цель работы: изучить характеристику звукопроизношения и голоса у младших школьников с открытой ринолалией с последующим исследованием проблемы.
Объект исследования: состояние звукопроизношения и голоса у детей с открытой ринолалией.
Предмет исследования: симптомы нарушения звукопроизношения и голосообразования у младших школьников с открытой ринолалией.
Задачи:
1. Изучить становление звукопроизношения в онтогенезе.
2. Рассмотреть развитие голоса в онтогенезе и симптомы нарушения звукопроизношения и голоса у детей с открытой ринолалией.
3. Провести эмпирическое исследование звукопроизношения и голоса
у детей с открытой ринолалией младшего школьного возраста
4. Провести анализ результатов исследования и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, специальной и психолого-педагогической литературы, классификация. сравнение, наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения открытой ринолалии
у детей младшего школьного возраста
1.1. Становление звукопроизношения в онтогенезе
Изучением ринолалии сегодня занимаются врачи, психологи, дефектологи и др. Врачи Н.И. Пирогов, Н.В. Воронцовский, П. Субботин первыми написали работы по ринолалии. В подобного рода работах было описано, в какой степени размеры неба могут видоизмениться под влиянием оперативного вмешательства. Из зарубежных врачей наибольший вклад внесли врачи Б. Лангбек, Лемонье и др.
Б. Лангбек отмечал, что педагогическое вмешательство, или обучение ребёнка дает больший эффект для внятности речи, чем хирургическое вмешательство. Им было отмечено, какие размеры нёба будут благоприятствовать успешной логотерапии. З. Г. Нелюбова и А. Г. Ипполитова в своих работах указывали на необходимость логопедической помощи при ринолалии. По их мнению, подобного рода помощь должна быть оказана как до, так и после операции. Под ринолалией понимают речевое нарушение, которое выражается в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для данного явления характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации. В результате этого появляется назальность речи [20].
В отличие от дислалии, ринолалия отличается наличием измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии наблюдается артикуляция звуков и при этом фонация существенно отличается от необходимой нормы. Прежде всего, ринолалия – это нарушение тембра голоса. Причиной этого являются физиологические дефекты речевого аппарата. Иногда это называют ринофонией.
Гнусавость при ринолалии бывает трёх видов:
1. Открытая.
2. Закрытая.
3. Смешанная.
Все виды гнусавости, при которых наблюдаются нарушения в строении периферического речевого аппарата относятся к механическим дислалиям. При этом нарушение речи характеризуется неправильным звукопроизношением. Современная классификация речевых нарушений включает:
1. Клинико - педагогическую классификацию.
2. Психолого - педагогическую классификацию.
М.Е. Хватцев и Ф.А. Рау рассматривали ринолалию в рамках клинико-педагогической классификации. Под этим они понимали устный вид речевого нарушения, который относится к типу фонационного оформления высказывания. При этом наблюдается нарушение произносительной стороны речи. Когда речь идёт о психолого-педагогической классификации, при этом выделяют фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР).
Если наблюдается открытая форма ринолалии, при этом ротовые звуки приобретают назальность. Открытую ринолалию относят к органической, поскольку она обусловлена дефектами твердого и мягкого неба. При закрытой ринолалии во время произнесения звуков наблюдается пониженный физиологический носовой резонанс. Наблюдается непроходимость носовых полостей и уменьшение носоглоточной полости. В результате этого специалисты выделяют переднюю закрытую и заднюю закрытую ринолалию.
М. Зееман выделяет органическую и функциональную ринолалию. Считается, что причиной закрытой органической ринолалии является насморк. При функциональной закрытой ринолалии отмечают достаточно хорошую проходимость и ненарушенное носовое дыхание. Причиной этого явления являются неврологические расстройства. М.Зееман выделяет смешанную ринолалию. Речь при смешанной ринолалии характеризуется пониженным носовым резонансом. Это происходит при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра. Отмечены первичные нарушения в структуре дефекта:
-нарушение звукопроизношения;
-акустико-артикуляционные особенности фонем;
-нарушение тембра голоса;
- астенический синдром;
-снижение физического слуха.
К вторичным признакам относят:
-нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия;
-задержка развития речи;
-снижение познавательной деятельности;
-особенности развития игровой деятельности;
- задержка психического развития;
-общее недоразвитие речи.
Проводимая при ринолалии работа направлена на развитие фонетической и фонематической стороны речи. Особенностями формирования речи в онтогенезе занимались многие исследователи, в частности, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина, Р.М. Боскис и др. Исследователи выделяли различное количество этапов в становлении речи детей. При этом они указывали на различия в возрастных границах каждого [11]. А. Н. Гвоздев в своих исследованиях проанализировал последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, или разных видов предложений.
На основе этого он выделил 4 этапа возрастной периодизации:
1. Доречевой период.
2. Период освоения предложений из аморфных слов-корней.
3. Период усвоения грамматической структуры предложения.
4. Период усвоения морфологической системы языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. -3-е изд. стереотип. - М.: Академия. - 2000. - 400 с.
2. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия [Текст] / А.С. Балакирева, В.К. Секачев // М.: 2011. - 304 с.
3. Белякова, Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой - М.: Книголюб, 2004. – 56 с. (http://pedlib.ru/Books/5/0142/5_0142-1.shtml#book_page_top). (дата обращения 01.12.2022).
4. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова // учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ М.: Владос, 2009. – 703 с.
5. Волкова, Л.С. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007. – Кн.:5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 479 с.
6. Волосовец, Т.В., Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т.В. Волосовец // учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002 – 200 с.
7. Волосовец, Т.В. Психолого – педагогическая характеристика детей с врожденной расщелиной губы и неба [Текст] / Т.В. Волосовец // Практическая психология и логопедия. - 2006. - No2.- С. 34-37.
8. Егорова, О.А. Проблемы речевого развития школьников [Текст] / О.А. Егорова // Серия: дети с проблемами в развитии. - 2004.-No8.- С. 25-29.
9. Жукова, И.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда [Текст] / И.С. Жукова. - Екатеринбург: АРД ЛТД. - 2008 -320 с.
10. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия: учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов / Под ред. О.Н. Усановой - М.:Просвещение, 1983. - 95 с. (http://pedlib.ru/Books/3/0283/3_0283-1.shtml). (дата обращения 01.12.2022).
11. Крупенчук, О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. Серия «В помощь логопеду» [Текст] / О.И. Крупенчук // СПб.: Литера. - 2011. – 32 с.
12. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие / Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.html (дата обращения 01.12.2022).
13. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл. - 2006. - 287 с. (http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-1.shtml) (дата обращения 01.12.2022).
14. Лизунова, Л.Р. Онтогенез речевой деятельности [Электронный ресурс]: курс лекций/ Лизунова Л.Р.- Электрон. текстовые данные.- Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 111 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32070.html. (дата обращения 01.12.2022).
15. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / А.И. Максаков // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд./ М.: Мозаика-Синтез. - 2005. - 64 с.
16. Смирнова, И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014. — 232 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.html. (дата обращения 01.12.2022).
17. Соболева, Е.А. Ринолалия [Текст] / Е.А. Соболева // М.: ACT: Астрель. -2006. — 126 с.
18. Соломатина, Г.И. Развитие фонематического воприятия у детей с врожденной расщелиной неба [Текст] / Г.И. Соломатина // Логопед. - 2005. -No3.- С. 40-48.
19. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т.А. Ткаченко // М.: ООО ТД «Издательство Мир Книги». - 2008. – 248 с.
20. Федосеева, Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федосеева Е.С., Ярикова М.В.— Электрон. Текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33865.html. (дата обращения 01.12.2022).
21. Фролова, Л.Е. Врожденные расщелины губы и неба [Текст] / Л.Е. Фролова // М.: АСТ, 2002 - 258 с.
22. Шаховская, С.Н., Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов пед. вузов [Текст] /Под ред. Волковой Л.С.: В 5 кн. – М.: Гуманитарный изд. Центр Владос, 2003. – Кн. 1. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с.