Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «АМБЛИОПИЯ» И «КОСОГЛАЗИЕ», ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ. 6
1.1 Понятие «амблиопия». 6
1.2 Понятие «косоглазие». 7
1.3 Характеристика детей с амблиопией и кослоглазием 8
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ДОУ 13
2.1 Общие требования к организации образовательного процесса. 13
2.2 Требования к материально-техническому обеспечению, инфраструктуре ДОУ. 16
2.3 Требования к коррекционно-восстановительной и лечебной работе ДОУ. 19
ВЫВОД 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Фрагмент для ознакомления
2
Основой чувственного познания мира у человека выступает сенсорное развитие, представляющее стартовый этап накопления чувственного опыта. Чем выше его уровень, тем успешнее развиваются все психические процессы индивида, да и личность в целом. Ввиду зрительного нарушения формируемые зрительные образы у детей деформированы, а действия с ними часто стереотипны, малоподвижны, ригидны. При нарушении зрения снижается степень эмоционального воздействия цвета, что значительно снижает активность, интерес к восприятию и познанию окружающей действительности. Это, в свою очередь, приводит к неполноте, схематизму, нарушению предметности образов зрительного восприятия.
Осуществляя анализ подходов к организации целенаправленной деятельности по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения, ученые (О. Е. Германович, Е. В. Коротаева, В. А. Феоктистова и др.) рекомендуют опираться прежде всего на: учет общих и индивидуальных особенностей дошкольника, характер его зрительных возможностей, характер зрения, общей познавательной активности; характер взаимодействия в диадах педагог — ребенок, ребенок — взрослый, где ребенок — объект пристального внимания педагога, который активно помогает деятельности ребенка, в том числе сенсорной.
На сегодняшний день, среди воспитанников ДОУ для детей с нарушениями зрения, более 80% составляют дети, которых нельзя отнести к слабовидящим по степени и характеру имеющихся нарушений зрения. Большая часть этих детей имеют диагнозы амблиопия и косоглазие. Иными словами, данную группу составляют дети, имеющие функциональные расстройства зрения (ФРЗ).
Следовательно, данной группе воспитанников ДОУ необходимо создание специальных условий развития и воспитания, а также методов, которые поспособствуют сохранению и развитию зрительных функций.
В Российской Федерации разработана адаптивная образовательная программа для детей с амблиопией и косглазием. На основе данной АОП каждое дошкольное образовательное учреждение составляет и внедряет собственные АОП, в зависимости от направления деятельности ДОУ (разделение детей по видам, степени, характеру зрительных нарушений).
Общепринятая АОП предполагает ряд требований к дошкольным образовательным учреждениям в отношении организации охраны и развития зрения воспитанников.
В представленной курсовой работе будут рассмотрены требования к ДОУ по охране и развитию зрения дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Цель курсовой работы – изучить и систематизировать знания по организации охраны и развития зрения у детей с амблиопией и косоглазием в специализированных ДОУ (для дошкольников с нарушением зрения).
Для достижения поставленной цели устанавливаются следующие задачи:
• Раскрытие понятий «амблиопия», «косоглазие».
• Определение общей характеристики детей с указанными выше зрительными нарушениями.
• Изучение сайтов специализированных ДОУ.
• Изучение требований к организации образовательного процесса, при обучении дошкольников с амблиопией и косоглазием.
• Изучение требований к материально-техническому обеспечению ДОУ.
• Изучение требований к коррекционной и лечебно-восстановительной работе в ДОУ.
Объектом данной курсовой работы выступают охрана и развитие зрения дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Предметом курсовой работы являются непосредственно требования, предъявляемые к организации охраны и развития зрения детей с амблиопией и косоглазием в ДОУ для дошкольников с нарушением зрения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «АМБЛИОПИЯ» И «КОСОГЛАЗИЕ», ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ
1.1 Понятие «амблиопия»
Амблиопия – это стойкое снижение остроты зрения, которое приводит к «отключению» из акта видения хуже видящего глаза. В бытовой жизни амблиопию часто называют «ленивым глазом», что примерно отражает суть данного диагноза – «ленивый», т.е. хуже видящий глаз выключается из активной зрительной деятельности, а его работу и нагрузку на себя принимает второй, острота зрения на котором выше без коррекции, либо поддается коррекции до высоких значений остроты зрения (рис.1.). При данном нарушении зрения возникает искаженное восприятие объёма и глубины пространства.
Чаще всего данная патология проявляет себя на одном глазу, но встречаются случаи двухсторонней амблиопии.
В большинстве случаев причинами данной патологии становятся функциональные расстройства зрительного анализатора, которые не поддаются коррекции с применением очковой коррекции или контактных линз. Такими функциональными причинами возникновения амблиопии могут послужить следующие состояния:
• Аметропия – нарушения преломляющие силы глаза (рефракции) – миопия, гиперметропия, анизометропия;
• Косоглазие – в следствие нарушения правильного положения глаза, возникает нарушение получаемого на сетчатке изображения, приводит к снижению остроты зрения;
• Наследственные заболевания органа зрения;
• Недоношенность и низкий вес при рождении;
• Нарушения психического развития, неврологические заболевания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисов, Э. С., Дисбинокулярная амблиопия и ее лечение / Э.С. Аветисов. - М., Медицина, 1968. – 208с.
2. Волкова, Л. П. Современная организация охраны зрения детей / Л.П. Волкова // Российская детская офтальмология. – 2020. - № 1. – С. 5-13.
3. Габайдулина, Г. М., Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации» / Г.М. Габайдуллина. – М.: Наука, 2017.
4. Гальенга, П. Э. Амблиопия: определение, этиология, диагностика и лечение / П. Э. Гальенга, проф., Инст. офтальмологии Унив-та г. Кьети (Италия) // Вестник оптометриии. – 2011. - № 2. – С. 60-64.
5. Григорян, Л. А., Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.А. Григорян, Л.И Плаксина. – М.: Наука, 1998.
6. Денискина, В. З., Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 4-14.
7. Диагностика и лечение содружественного сходящегося косоглазия: руководство для врачей-офтальмологов / Азнаурян И.Э. [и др.]. – М.: Изд. группа «ГЭОТАР Медиа», 2020.
8. Ковалевский, Е.И., Михалёва, Л.Г. Консервативные методы лечения детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией / И. Е. Ковалевский, Л. Г. Михалёва // Офтальмол. журн. 1982, № 6, с. 326-329.
9. Никулина, Г. В., Дети с амблиопией и косоглазием: (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): учебное пособие / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ, 1999 — 86 с.
10. Плаксина, Л.И., Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.И. Плаксина. – М.: Просвещение 1998. – 240 с.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15от 20.05.2015 г.).
13. Профилактика нарушений зрения в образовательных организациях. / Мин. Здрав. РФ – 2021 – 26 с.
14. Тимошенко, Т. А., Современные методы лечения амблиопии у детей/ Т.А. Тимошенко, А.Л. Шилерман // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2013. - № 4. – С. 59-62.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897. – 2010.
16. Фомичева, Л. В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учеб. -методич. пособие / Л.В. Фомичева. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.