Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы. Зачисление ребенка в школу знаменует окончание его дошкольного возраста. Но для того, чтобы начало обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть к этому психологически готов. Традиционно в педагогической практике дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого умственное и личностное развитие ребенка "созревает" до уровня, позволяющего ему успешно перейти к систематическому обучению в школе. До недавнего времени считалось (а некоторые до сих пор убеждены в этом), что нет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка дошкольного возраста, если он находится в пределах возрастной нормы, что ребенок, достигающий возраста 6-7 лет или начинающий учебу в школе, автоматически достигает требуемого уровня школьной зрелости. Опыт международной и отечественной науки убеждает нас в том, что успешная учебная деятельность детей зависит от их готовности к школе. Готовность школы можно сравнить с фундаментом здания: хороший прочный фундамент является гарантией надежности и качества будущего здания. Родители хотят, как можно раньше начать обучение своего ребенка, и помимо детского сада они могут посещать спортивные секции, музыкальную школу, художественную студию и т.д. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Они не понимают, что раннее обучение, которое обычно ограничивается развитием навыков в определенной области, не способствует психическому развитию ребенка. Дети играют все меньше и меньше в традиционные игры, (ролевые и развивающие игры), данные игры все больше вытесняются компьютерными играми - новой эрой в развитии игр. Существуют как дидактические игры, так и игры, похожие на ролевые игры, но в виртуальной реальности. Влияние этих игр на психику ребенка и человека в целом можно оценить только через некоторое время, когда на них вырастет несколько поколений. В дошкольном детстве именно игра создает зону наиболее ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра, как ведущая деятельность, уступает место обучению (имеется в виду систематическое обучение). Но пока в игре формируются зоны ближайшего развития, систематическое обучение не обеспечивает ничего существенного для умственного развития ребенка, хотя и создает эту иллюзию за счет развития новых навыков, которые не имеют никакого отношения к умственному развитию. Дети, не подготовленные к школе, чаще терпят неудачу. Ребенок, не готовый к школе, не может сконцентрироваться в классе, часто отвлекается, теряет представление о том, что ему объясняют, и не может включиться в школьную жизнь. Ребёнок, не готовый к школе, имеет слаборазвитые речевые и умственные способности, не способен задавать вопросы, сравнивать предметы и явления или определять главный момент; у него отсутствует привычка к элементарному самоконтролю.
Ребенок, который плохо подготовлен к школе, часто безинициативный, склонен к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Он испытывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач и не проявляют интереса к обучению.
Осознание обществом того факта, что ребенок, поступающий в школу, не всегда имеет хороший уровень развития познавательных психических процессов и личностных качеств, необходимых для успешного обучения, пробудило проблему готовности к школе, сначала в плане диагностики, затем коррекции и специально организованной работы по подготовке ребенка к школе.
В связи с вышесказанным, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования.
Цель исследования: теоретическое изучение особенностей формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Объектом исследования является психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: особенности формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Актуальность исследования, обозначенные цель, объект и предмет позволили сформировать ряд задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучить использование современных психолого-педагогических программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
4. Подобрать методики исследования и обосновать их выбор.
5. Подобрать программу работы педагога-психолога по формированию готовности старших дошкольников к школьному обучению с учетом рассмотренных особенностей.
6. Составить рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению.
7. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования, сформулировать выводы.
В работе использовались методы исследования: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях
Понятие психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях. Проверка готовности к школе имеет долгую историю. К. Д. Ушинский справедливо считает слабость внимания, грубость и несостоятельность речи, плохое произношение слов противопоказаниями при поступлении в школу.
А.Н.Леонтьев одним из первых систематически изучал концепцию психологической подготовки к систематическим занятиям. Ученый признает содержание и важность этого типа обучения в формировании способности детей контролировать свое поведение и отслеживает развитие этого качества на протяжении всего их дошкольного детства. [3, c. 58]. "Со временем знания ребенка расширяются, его навыки растут, его силы растут и, как следствие, деятельность детского сада теряет для него прежний смысл, и он все больше "уходит" из жизни ребенка" - отмечает А.Н. Леонтьев.[14]
Существуют разные подходы к определению понятия, сущности и структуры этого психологического явления. Основываясь на ключевом термине "готовность", ученые обоснованно полагают, что психологическая готовность к школе с большей вероятностью осваивается детьми в условиях их дальнейшей ассимиляции.
Л.С. Выготский не считает необходимым иметь полностью развитые психические функции в начале школы. По его мнению, недостаточно определить степень реального (существующего) развития детей, но необходимо также учитывать те функции созревания, которые развиваются в процессе обучения. Л. С. Выготский отводит главную роль в процессе обучения «зоне ближайшего развития» ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, – М: Знание, 2015. – 98 с.
2. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание./ Венгер Л.А. // – М.: МГУ, 2015. – 186 с.
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд., – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2010. 144 с.
4. Выготский Л.C. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. 536 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Астрель, 2010. 672 с.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011. 208 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Гуткина Н.И //– М.: МГУ, 2016. – 164 с.
8. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению./ Гуткина Н.И// – М.: МГУ, 2016. – 164 с.
9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера//. – М.: Наука, 2014. – 87 с.
10. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (24). 60-62 с.
11. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. – Тула: Родничок, 2015. 832 с.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. К Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 416 с. ISBN 5-7695-0816-7
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. 152 с
14. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2011. 426 с.
15. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2009. 272 с.
16. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). 258–262 с.
17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2014. 256 с
18. От слова к букве : в 2 ч. Ч. 1 [Текст] : пособие для детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2017
19. Плешакова А. А. «Зеленая тропинка» (М.: Просвещение, 2010) и идей программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» (М: Мозаика-Синтез. 2005).
20. Психолого–педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: «Академия», 2016. – 199 с.
21. Психолого–педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Педагогика–Пресс, 2015. – 199 с.
22. Риторика для малышей : Пособие для подгот. детей к шк. / Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская. - М. : Просвещение, 2011. - 125, [1] с. : цв. ил.; 26 см. - (Преемственность).; ISBN 5-09-009946-4
23. Светлана Волкова: Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. ФГОС ДО
24. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 62–69.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01.01.14 // Собрание законодательства Российской Федерации. – № 33, ст. 4377. – М.: Эксмо, 2013.
26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ст. 7598.
27. Эльконин Д.Б. Венгер Л.А. Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста. – М.: МГУ, 2015. – 284 с.
28. Шпикалова Т.Я. «Волшебный мир народного творчества Жанр: Учебные пособия Год: 2016 Количество страниц: 96 Формат: