Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в области психологии и детского развития сегодня на первый план выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром. Эта проблема интенсивно анализируется психологами и педагогами, постоянно совершенствуются методы работы с детьми по развитию и формированию социальных и коммуникативных способностей. Развитие этих способностей важно для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и другими людьми, а также важно для обеспечения их готовности адаптироваться к школе.
Сегодня, согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одном образовательном направлении под названием «Социально-коммуникативное развитие». [49].
Такое сочетание направлений развития ребенка не случайно — оно актуально и естественно. Социальное окружение человека сегодня является решающим фактором его развития. Она обеспечивает полноценную практику вербального коммуникативного взаимодействия.
Актуальность формирования социально-коммуникативной сферы дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень форсированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих социально-культурного взаимодействия, обеспечивает ему возможность успешной социализации.
Данная проблема стала предметов особого внимания педагогов и психологов. Изучение формирования коммуникативных навыков раскрывается в трудах М. С. Соловейчика, А. В. Мудрика, Т. А. Репкина, А.А. Бодалева.
Социально-коммуникативные способности детей рассматривается в общем контексте социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми
(О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина и др.)
Соответственно, основной задачей государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста является обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирования у ребенка основ уважительного отношения к другие, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Изучением психолого-педагогических особенностей детей среднего дошкольного возраста занимались такие учёные как: Эльконин Д.Б, Гальперин П.А, Запорожец А.В, Карпова С.Н, Леонтьев А.А. Н.Н. Подъяков.
В отношении развития социально-коммуникативных способностей накоплен богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах Беляева Б.В., Ведель Г.Е., Зимней И.А., Скалкина В.Л., Шубина Э.П., Андреевой B.C.
На развитие социально-коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Венгер Л.А., Дьяченко О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.
Эти исследователи занимались изучением вопросов развития социально-коммуникативных способностей в дошкольной образовательной организации. Следовательно, дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, она является одним из первых институтов социализации ребёнка в обществе.
Всё вышеизложенное определяет противоречие исследования между необходимостью развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста и недостаточным применением соответствующих средств развития данных способностей у детей рассматриваемой категории в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития социально-коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию социально-коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «социально-коммуникативных способностей» в психолого-педагогической литературе
2) Описать психолого – педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста
3) Рассмотреть особенности организации сюжетно – ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста
4) Изучить сюжетно-ролевую игру как средство развития социально - коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 178» г. Екатеринбурга.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 2018 - 144с.
2. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. - No 4. - 2019. -58с
3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб.: Изд. РГПУ им. АИ. Герцена, Союз, 2017. - С. 57-66. - 320с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре. /А.К. Бондаренко - М.: Знание, 2018-192с.
5. Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 2016г.- 448с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 106 с.
7. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 201630. Сельченок, К.В. Словарь житейских проблем. - Минск: Харвест, 2019 -384с.
8. Власов, П.Т. Дошкольное воспитание. / П.Т.Власов - М.: Просвещение, 2017. - М.: Просвещение, 2016, 415 с.
9. Волков Б. Детская психология: Логические схемы/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2018. - 268с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - No 6. -306с. 11. Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2017г.-256с.
12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -126с.
13. Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2018. – 128с.
14. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание. -No 4. -2019. - с.14-23
15. Е. В. Зворыгина. Первые сюжетные игры малышей. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада, г. Москва «Просвещение» 2017,- с. 126.
16. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М: Просвещение, 2018. -96с.
17. Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. - М.: Владос, 2018-286с.
18. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. - No 4. -2019. -с.124-125
19. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного 69
возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - No 4. -2018. -с.53-56.
20. Издательский центр «Академия», 2017. - 416 с.
21. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие/ А.В. Калиниченко, Ю.В. Микеляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-пресс, 2018. -112с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 8-е изд., стер. 416 с.
23. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. -251с.
24. Л.В.Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2016г.-236с
25. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры: Книга для учителя; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2019. - 110с.
26. Меджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада/ Д.В. Менджерицкая ; Под ред. Т.А. Марковой. - М., 2018. -128с.
27. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду / Е.В. Мигунова. - М., 2019. - 154 с. 28. Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание. - No 4. - 2019. -с. 119-123 70
29. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. - 96 с.
30. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. - Изд. 2-е, дораб. - М.: Академический Проект, 2017. -160с.
31. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. - No4. - 2019. - с.38-45
32. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект,4-е издание 2018 -160с.
33. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования/ Р.С.Немов. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2019. - 496 с.
34. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А. Нечаева. - Улан-Удэ, 2018. -257с.
35. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -304с.
36. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М. 2019. -288 с.
37. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. -172с.
38. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А. П. Усовой. - М.: Просвещение, 2016. -160с. 71
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. /С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, - 2010, - 712 с.
40. Седж, Н.В. Воспитание активности в творческих играх. – М:
Просвещение, 2016. – 128с.
41. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - No 4. - 2019. - с.33-37
42. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. – М., 1976, - 143с.
43. Тарловская, Н.Ф. Книга для воспитателей детских садов и
родителей. –М.Просвещение, Владос, 2018. -2-е издание, - 216с.
44. Тверитина Е. Н.; Под ред. Васильевой М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/под ред. М.А. Васильевой, М.: Просвещение, 2016, -112с.
45. Тендрякова, М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное воспитание. - 2018. - No 1, - 80с.
46. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб., пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М., 2017. -336с.
47. Шмаков. С.В. Учимся, играя. / С.В.Шмаков. - М.: ЦГЛ, 2018-128с.
48. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре, М.: Просвещение, 2018, - 80с.
49. Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2016. - No5. - 97с. 72
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 300 с.
51. Ядэшко, В.И., Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное
пособие для учащихся педагогических училищ. / В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин,
Т.А. Ильина и др. - М.: Просвещение, 2016, - 415 с