Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день вопрос развития словесно‐логического мышления достаточно актуален. Всё больше родителей младших школьников обращаются к психологу с вопросом проблемы успеваемости ребенка в школе. Запросы формулируются обычно следующим образом: учитель жалуется на неспособность ребенком выполнять различные задания; на плохую успеваемость по сравнению с другими детьми, на возникновении у него трудностей в объяснении математических задач, установлении причинно‐следственных связей и т. д. Одной из причин таких проблем может являться низкий уровень развития словесно‐логического мышления (при отсутствии патологии умственного развития). Недостаточно развитое словесно‐логическое мышление имеет некоторые особенности: неспособность планировать; неумение синтезировать информацию; неспособность отвлечься от второстепенного, чтобы увидеть главную проблему или явление; трудности в обобщении и классификации объектов, понятий и т. д.
Старший дошкольный возраст является периодом подготовки ребенка к школьному обучению. В этот период интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и мышление. Изменения в мышлении старшего дошкольника, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи с речью. Такие взаимосвязи приводят к развитию словесно-логического мышления. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация, становится возможным установление логических связей.
В современной науке именно текст-рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств. В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование рассуждения как типа текста, так как считается, что это − один из сложных видов связной монологической речи, основанный на операциях логического мышления.
Достаточно широко распространено мнение о недоступности рассуждений дошкольникам (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). Однако, в исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причины и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом, в виде сложноподчиненного предложения с союзом потому что.
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими элементы рассуждения.
Исследования Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьякова, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, В.И. Яшиной свидетельствуют о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи. Методика обучению связному высказыванию типа рассуждения в 1-3 классах школы разработана Р.И. Никольской. Однако, методика обучения связным высказываниям типа рассуждения детей старшего дошкольного возраста практически не разработана и зачастую, решение данного вопроса упускается в практической деятельности педагогов дошкольного образования.
Цель исследования – изучение развития словесно-логического мышления посредством формирования умения рассуждать у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие мышления в психолого-педагогической литературе;
• Рассмотреть особенности словесно-логического мышления и его развития в онтогенезе;
• Выявить особенности формирования у старших дошкольников умения рассуждать;
• Определить направления работы по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование умения рассуждать как средство развития словесно-логического мышления.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Философский словарь автора-составителя Е.Н. Синева утверждает, что мышление - есть «способность к познанию через понятия, высшая форма постижения человеком действительности путем обобщения сущностных отношений предметов и явлений».
В психологии раскрытие сущности мышления непосредственно связано с изучением познания (Н.В. Бордовская, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, А.А. Реан, С.И. Розум, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.). Мышление – «одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности».
Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим-Бада определяет мышление как опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает человеку возможность в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свою модель поведения.
Как видно из определений, мышление непосредственно связано с познавательной деятельностью, которая понимается как единство чувственного восприятия, теоретического и практического опыта.
В педагогической литературе встречаются определения понятия мышления как активной аналитико-синтетической деятельности учащихся, направленной на достижение целей обучения в процессе решения новых задач . В педагогике понятие мышления неразрывно связано с понятием знания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская.-М.: Наука, 1980.
2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для вузов/М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия., 2000
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1979. — Т. 1.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая тория психических процессов / Л.М. Веккер.-М.: Смысл: Per Se, 2000
5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. — М., 1994. — 240 с.
6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981
7. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948
8. Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника // Избр. психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М., 1986. — Т. 1
9. Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления / Г.С. Костюк // Психологическая наука в СССР.-М.: 1959.-Т.1.- С. 357-440
10. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980.
11. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера. — М., 1975. — С. 202—203
12. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. — Улан-Удэ, 1974.
13. Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления школьников в учебном процессе: Автореф. дисс. …д.п.н. – Киев, 1984
14. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. — СПб., 1997.
15. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников. — М., 1981. — 270 с
16. Поддьяков Н.Н., Кузина Н.И. Исследование объяснительной связной речи у дошкольников // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Подьякова. — М., 1972. — С. 97—102
17. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-е. 71-77
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2001
19. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: дис. … канд. пед. наук. — М., 2001.
20. Тихомиров O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. - М.: Академия, 2002
21. Щедровицкий Г.П. Исследование мышления детей на материале решений арифметических задач / Г.П. Щедровицкий // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович.-М.: Просвещение, 1965.-С. 208-358
22. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи. — М., 1999. — С. 456—460