Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших направлений образовательного процесса, в который входит не только развитие познавательных процессов, но и познавательной активности ребенка, восприимчивости к новому, интереса к познавательной деятельности. Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В ФГОС ДО отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» (п. 1.2). Для этого в ДОО должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые должны обеспечивать «игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)» (п. 3.3.4).
В научной литературе подчеркивается, что познавательное развитие детей дошкольного возраста возможно в условиях различных видов деятельности, среди которых особое место занимает познавательно-исследовательская деятельность (О.В. Дыбина, О.Л. Князева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков). Познвательно-исследовательская деятельность обладает возможностями для развития мышления и воображения (О.М. Дьяченко, А.Н. Поддьяков), познавательных интересов (Л.М. Маневцова), творческих способностей (Т.С. Комарова).
Развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности способствует экспериментирование, наблюдение, проектная деятельность. Благодаря данным видам деятельности, дети расширяют свой кругозор, узнают что-то новое о предметах и явлениях, которые их окружают. У дошкольников формируется целостная картина мира, он становится субъектом познавательной деятельности, проявляет активность и самостоятельность. Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников выделяется как одно из направлений работы педагога в различных образовательных программах, таких как «Детское экспериментирование» (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир), «Ребенок в мире поиска» (О.В. Дыбина), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) и другие.
Таким образом, проблема развития познавательно-исследовательской деятельности является актуальной как для науки, так и для практики, что обусловливает необходимость ее изучения. В связи с этим была определена тема исследования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования».
Цель исследования: изучение особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Объект исследования: познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
2) выявить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности;
3) обосновать содержание работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, синтез, обобщение, классификация, сравнение), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование).
База исследования: МДОУ Детский сад № 233.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность» в психолого-педагогической литературе
В психологии и педагогике существуют различные подходы к рассмотрению понятия «познавательно-исследовательская деятельность».
Проблема познания впервые была раскрыта в философской науке, в которой выделен отдельный раздел – гносеология. Со времен античности разными мыслителями (Аристотель, Сократ, Платон) изучался процесс познания человеком окружающей действительности, способы получения нового знания, открытие раннее неизвестного [2].
Значительный вклад в изучение познания внес Л.С. Выготский в рамках теории культурно-исторического развития и деятельностного подхода к исследованию психики. По его мнению, познание – это процесс, направленный на получение нового знания о чем-либо. Познание осуществляется в процессе деятельности. Познавательная деятельность опирается на высшие психические функции: восприятие, внимание, внимание, мышление, речь и воображение [6].
Познавательное развитие является одной из образовательных областей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Образовательная область «Познавательное развитие» ориентировано на достижение такой цели, как: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [17].
Как видно из вышеперечисленных задач, стандарт акцентирует внимание на познавательном развитии детей дошкольного возраста, при этом особое внимание уделяется формированию познавательной активности. В дошкольном возрасте развитие познавательной активности происходит в различных видах деятельности. В психологии деятельность является предметом исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, которые основали теорию деятельности в психологии. Под деятельностью понимается о активность личности, которая направлена на познание и преобразование окружающей его действительности. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе [5].
К видам деятельности детей дошкольного возраста можно отнести игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность, двигательную, а также изобразительную деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарную трудовую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальную деятельность. Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность определяются в ФГОС ДО – это сквозные виды деятельности детей дошкольного возраста [17].
В педагогике познавательная деятельность является средством ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира. В процессе познавательной деятельности формируются знания и умения, сенсорные эталоны, навыки исследования и экспериментирования, отражения полученных знаний в продуктивных видах деятельности, конструировании [14].
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные виды взаимодействия педагога с детьми, которые направлены на формирование познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Это организация и проведение наблюдений, бесед, экспериментов и опытов. По мнению Е.Р. Емельяненко, данные виды деятельности дают возможность для формирования у детей познавательного интереса [10].
А.Н. Поддьяков отмечает, что познавательно-исследовательская активность – это вид деятельности, которая направлена на стремление субъекта осуществить поиск и найти решение значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств [14].
О.В. Дыбина считает, что познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [4].
Анализ содержания дошкольных образовательных программ свидетельствует, что познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно с помощью экспериментирования (элементарных опытов). Помимо экспериментирования можно выделить такие методы, как наблюдение, игра, метод проектов.
Эксперимент – это метод исследовательской деятельности, в основе которого лежит комплекс определенных познавательных действий, посредством которых изучаются свойства определенных явлений, их взаимосвязи. С греческого языка эксперимент переводится как «опыт, проба». В узком смысле эксперимент часто трактуется как опыт, но в широком понимании эксперимент не только опыт, который человек получает в процессе деятельности, но и способ познания, в том числе в искусственно созданных условиях [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева Е.А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе. М.: Сфера, 2017. 128 с.
2. Андреева Н.А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (39). С. 10-14.
3. Антипенко И.Н., Ковалева И.В. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 7. С. 169-171.
4. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. М.: Сфера, 2017. 127 с.
5. Волков Б.С. Психология дошкольного возраста. М.: КноРус, 2017. 270 с.
6. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 1008 с.
7. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
8. Гордиенко Н.В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55-8. С. 33-35.
9. Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 12. С. 19-22.
10. Емельяненко Ю.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 89-91.
11. Загорная Е.В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников. Саратов: Вузовское образование, 2019. 197 c.
12. Иванова А.И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2017. 156 с.
13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. М.: Академия, 2019. 270 с.
14. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина. М.: Русское слово, 2015. 128 с.
15. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В.В. Бардалим, М Л. Вайнапель, Н.А. Виноградова; под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2018. 127 с.
16. Скалина О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 51-54.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2019. 80 с.
18. Шайганова А.В. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ как средство развития познавательной сферы у дошкольников // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 2 (8). С. 49-51.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2014. 384 с.