Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде помимо знаний, умений и навыков педагоги формируют универсальные учебные действия. Эти процессы регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и это актуально для любого образовательного уровня, начиная от дошкольного образования. Развитие мыслительных операций младших школьников также регламентируется требованиями ФГОС НОО.
Многие педагоги практики отмечают, что если ребенок не научился самостоятельно учиться, не умеет логически мыслить и не может анализировать какую либо задачу, или проблемную ситуацию в начальных классах школы, то со временем он перейдёт в разряд неуспевающих учеников. Умение учиться сегодня в виде требования заложено во всех нормативно-правовых и программных документах. Это умение должно быть сформировано в ходе обучения ребенка в начальных классах. Именно оно будет являться одним из новообразований в младшем школьном возрасте. Основным условием формирования подобного умения является осуществление ребенком эффективной учебной деятельности. Успешность дальнейшего обучения и развития младших школьников будет зависеть от овладения компонентами учебной деятельности. Для этого учителю необходимо создать особые условия, которые обеспечат полноценное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности.
Цель работы: определение возможностей развития мышления детей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: мышление младших школьников.
Предмет исследования: развитие мышления младших школьников.
Задачи:
1. Изучить особенности мышления и мыслительных процессов в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть особенности активизации мышления в младшем школьном возрасте.
3. Описать специфику работы с задачами на развитие мыслительных процессов в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации при работе с задачами для развития мыслительных операций младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития мыслительных операций младших школьников
1.1. Особенности мышления и мыслительных процессов в младшем школьном возрасте
Умственное развитие и развитие мышления является самым значимым аспектом в развитии личности младших школьников. Речь идёт о познавательной сфере ребёнка, о качествах ума, творческой инициативе и самостоятельности. Трансформация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы. Происходит постепенный переход от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к воспитанию личностных качеств субъекта и формирование умения учиться самостоятельно. Можно уверенно говорить о том, что приоритетной целью образования в современной школе является личностное развитие субъекта. При этом, сущность такого обучения заключается в создании условий, при которых ребенок становится его субъектом.
Образовательный процесс в начальной школе должен сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению. В школе сегодня должны быть созданы все условия для максимальной реализации каждого ребёнка.
Специалисты рассматривают процесс мышления следующим образом:
-как движение от незнания к знанию
-от непонятного к понятному
-от неотчетливого к ясному и отчетливому.
В данном случае представлена лишь одна сторона мышления. Вторая сторона мышления может рассматривать противоположное движение, от понятного, к не самому понятному. Процесс мышления характеризуется возникновением неясных знаний, догадок и вопросов. Этот процесс проистекает одновременно с процессом формирования ясного знания. В этом заключается суть саморазвития процесса мышления.
Чтобы этот процесс запустить, необходимо кардинально изменить всю логику построения обучения. Постепенно изменяются сами формы взаимодействия учителя и ученика. Главной целью в этом процессе
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Богатырева, А.В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 04.12.2022).
2. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - No3. – С. 36 – 42.
3. Болотова, А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности [Текст] / А.А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 99 - 101.
4. Гончарова, О.С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – No 10. – С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 04.12.2022).
5. Даирова, Д.В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 04.12.2022).
6. Дерябина, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 c.
7. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
8. Канин, Е.С. Логические задачи [Текст] / Е.С. Канин // Математика для школьников. – 2011. – No 3. – С. 17 – 30.
9. Катуржевская, О.В. Методика преподавания математики [Текст] / О.В.Катуржевская. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - 140 с.
10. Колесникова, Т.А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника [Текст] / Т.А. Колесникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. - No1. – С. 29 – 30.
11. Комиссарова, А.Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике [Текст] / А.Ю. Комиссарова // Концепт. – 2014. - No11. – С. 1 – 5.
12. Мерлина, Н.И. Игровое моделирование во внеурочной деятельности по математике [Текст] / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - No4 (1). – С. 57 – 61.
13. Морозов, Е.А. Организация внеурочной самостоятельной деятельности по математике [Текст] / Е.А. Морозов, А.В. Морозова, А.В. Новоселов //Проблемы современного образования. – 2015. - No3. - С. 97 – 107.
14. Меньшенина, Л. А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л. А. Меньшенина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9479/ (дата обращения: 04.12.2022).
15. Нефедьева, М.А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления [Текст] / М.А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. - No1 (34). – С. 78 – 82.
16. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. – М.: Акад. Проект, 2002. – 192 с.
17. Очирова, А. А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики / А. А. Очирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 435-439. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39210/ (дата обращения: 04.12.2022).
18. Ончукова, Л.В. Логические задачи в школьном курсе математики [Текст] / Л.В. Ончукова // Концепт. – 2012. – No12. - С. 1 – 13.
19. Першина, Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС [Текст] / Е.Ю. Першина // Инновационная наука. – 2016. - No4. – С. 243 – 244.
20. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Пчелинцева // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016 - No3 (26). – С. 53 – 57.
21. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст] / В.П. Ручкина. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 313 с.
22. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. - No6 (16). – С. 123 – 126.
23. Седакова, В.И. Организация внеурочной деятельности по математике в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / В.И. Седакова // Символ науки. – 2016. - No3. – С. 128 – 130.
24. Степанова, О. А. Игровая школа мышления [Текст] / О.А. Степанова // Методическое пособие. - М.: Сфера, 2003. – 128 с.
25. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 04.12.2022).
26. Тайлакова, Е.В. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах [Текст] / Е.В. Тайлакова, С.Б. Носова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). - Казань: Бук, 2018. - С. 51 - 53.
27. Хайруллина, Р.Х. Внеклассная работа по математике [Текст] / Р.Х. Хайруллина // Инновационная наука. – 2017. - No03-2. – С. 27 – 28.
28. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления [Текст] / Н. И. Хорошевский. – М.: Наука-Спектр, 2008. – 252 с.
29. Шадрина, И.В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки [Текст] / И. В. Шадрина // Начальная школа. – 2013. – No 4. – С. 72-77.
30. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.- СПб: ГП ИМАТОН. - 2005. - 256 с.
31. Яворская, И.Н. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников [Текст] / И.Н. Яворская // Психологическая наука и образование. – 2004. - No4. – С. 57 – 66.
32. Ягудина, Т.А. Логические формы мышления (дидактический аспект) [Текст] / Т.А. Ягудина // Вестник ОГУ. – 2006. - No5. – С. 47 – 51