Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Красивая и выразительная речь - один из самых точных признаков всесторонне развитой личности. Выразительная речь не только позволяет эффективно общаться, но и способствует регуляции высших психологических функций человека.
Следует отметить, что речевое развитие ребенка дошкольного возраста, способного к успешному взаимодействию между сверстниками и взрослыми, является одним из основных требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) [30].
Проблема развития выразительности речи нашла отражение в трудах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова и многие другие. В рамках этих исследований преимущественно рассматриваются отдельные аспекты выразительности – без учета ее интегративного характера [3].
Задержка в формировании интонационной выразительности речи во время дошкольного обучения затрудняет освоение родного языка и может привести к ухудшению выразительности речи. Поэтому мы обращаем наше внимание на изучение выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Закон об образовании гарантирует государственные гарантии получения образования лицам с нарушениями развития. В частности, статья 50 предусматривает создание специальных (коррекционных) учебных заведений (классов, групп) для детей и подростков с нарушениями развития, которые обеспечивают лечение, образование и обучение, социальную сплоченность и интеграцию в общество [15].
Наиболее важной целью логопедических исследований является улучшение речевого общения, повышение разборчивости речевого выражения, чтобы речь ребенка была наиболее понятной и выразительной.
Актуальность исследования рассматривается с нескольких сторон:
- социальной – дети дошкольного возраста с ОНР испытывают трудности в социализации среди сверстников, тем самым нарушение выразительности речи не позволяет в полной мере развить коммуникативные качества личности ребенка;
- педагогической – патологические процессы у детей дошкольного возраста с ОНР требуют применения специальных коррекционно- педагогических методов, приемов и средств для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе выразительности;
- методической – в логопедической практики в арсенале логопеда присутствую различные приемы коррекции развития выразительности речи. Но учитывая возрастные и психофункциональные особенности детей дошкольного возраста с ОНР, приоритет необходимо направлять на использование визуальных методов обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выделить противоречие: между потребностью формирования выразительности речи у дошкольников с ОНР и недостаточным методическим сопровождением данного направления.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, состоящую в изучении развития выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР и поиск педагогических прием его развития.
В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Приемы развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении приемов развития выразительности речи и экспериментальном исследовании уровня развития выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выразительность речи у детей дошкольного возраста будет отличаться недостаточной интонационной выразительностью, ударность, темпом, ритмом по сравнению с детьми дошкольного возраста, развивающихся в норме.
Объект исследования – процесс формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – приемы, способствующие развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «выразительность речи»;
2. Описать особенности развития выразительности речи у детей дошкольного возраста;
3. Раскрыть нарушения в развитии выразительности речи у детей дошкольного возраста с ОНР;
4. Исследовать уровень развития выразительности речи у детей дошкольного возраста;
5. Описать педагогические приемы развития выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
- подготовительный () – сбор, анализ психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы по теме исследования. Раскрытие особенностей развития выразительности речи у дошкольников с ОНР.
- методологический () – поиск и подготовка диагностического инструментария, методов исследования, выбор показателей и критериев диагностической работы. Формирование выборки испытуемых.
- исполнительный () – апробация выбранного диагностического инструментария в условиях контрольной и экспериментальной группы детей.
- обобщающе-интерпретационный () – качественная и количественная оценка результатов, их сравнение и обобщение.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, экспертная оценка, анализ результатов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость курсовой работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы курсовой работы: психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Б.Н. Головин Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов и т.д.).
База исследования:
В исследовании приняло участие 40 детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Выразительность речи как показатель речевой культуры
Выразительность речи - коммуникативное качество, проявляющееся в соотношении «речь-сознание» [1]. Оно связано со всеми лингвистическими средствами: интонационной палитрой, лексическим богатством и другими. Среди условий выразительности речи можно выделить ряд: самостоятельность мысли, заинтересованность автора в конкретном предмете послания, глубокое и всестороннее знание родного языка, культура истории и другие.
Выразительность речи является фактором, который в значительной степени определяет интерес слушателей к сообщению на протяжении всего речевого акта. Условно выразительность можно разделить на две категории: информационную (субъектно-логическую/ логико-концептуальную) и эмоциональную (сенсорное выражение/ аффект) [2].
Если говорить более подробно, выразительность - это ориентация на прагматическое и эстетическое качество речевых произведений, то есть обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия посредством особой организации речи и текста. Выразительная речь значительно увеличивает ее влияние на получателя, привлекает и поддерживает его интерес, а также удовлетворяет его эстетические ощущения в языковой сфере.
Выразительность речи как особого компонента речевой культуры пролило свет на многочисленные лингвистические исследования. Среди исследователей, изучавших это направление, можно выделить Н.Д. Арутюнову, Л.А. Введенскую, О.Я. Гойхмана, Л.А. Горбушину, О.С. Иссерс, Л.А. Киселеву, Е.С. Кубрякову, Д.И. Розенталя, Г.Я. Солганика, И.А. Стернина, В.Н. Телию и многих других [23].
Выразительность речи может быть достигнута за счет использования различных средств, среди которых:
− выдвижение;
− использование нераспространенных языковых средств;
− лаконичность;
− нестандартная сочетаемость лексем;
− ритм;
− специальные средства выразительности (тропы и фигуры речи);
− стилистически окрашенные языковые средства;
− экспрессивный фонд речи и языка [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи [Текст] / Е.С. Алмазова. - М.: Сфера, 2018. - 189 с.
2. Антипова A.M. Просодия [Текст] / А.М. Антипова //Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2019. - 276 с.
3. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис, ... канд. пед. наук [Текст] / Е.Э. Артемова. - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
4. Бородич, А.М. Методика формирования речи детей [Текст] / А.М. Бородович. - М.: 2011. - 126 с.
5. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык [Текст] / Е.А. Брызгунова. - М.: Просвещение, 2019. – 145 с.
6. Василенко, Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты [Текст] / Ю.С. Василенко. - М.: Дипак, 2013. - 394 с.
7. Витт П.В. Информация об эмоциональных Состояниях в речевой интонации [Текст] П.В. Витт //Вопросы психологии. 209. - №3. - 56 с.
8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / Г.А. Волкова. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 352 с. -
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во Детство : Пресс 2007 - 480 с.
10. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2019. - 136 с.
11. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014 - 138 с.
12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 2011. - 156 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С, Жукова. – М.: Эксмо, 2019. – 288 с.
14. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
15. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. [Текст] / под общей ред. Н.Н. Малофеева. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – 120 с.
16. Коренюк, Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению [Текст] / Л.Ю. Коренюк. - М.: Дело, 2020. – 140 с.
17. Лагутина А.В. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР [Текст] / А.В. Лагутина // Дошк. воспитание. - 2019. - № 11. - С. 76-80.
18. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О.И. Лазаренко. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
19. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Наука, 2010. - 219 с.
20. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - М.: СПб., 2007 - 189 с.
21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2010 - 240 с.
22. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.В, Нищева. - М.: СПб., 2013. - 624 с.
23. Павалаки, И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников»: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук [Текст] / И.Ф. Павалаки. - М.: 2009. - 56 с.
24. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.
25. Ромусник М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / М.Н. Ромусник // Логопед в дет. саду. - 2019. - № 1. - С. 39-43.
26. Сохин, Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: МОДЭК МПСИ, 2008. - 224 с.
27. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст] / Л.Ф. Спирова //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 221 с.
28. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
29. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Сфера. 2009. – 2040
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 17.12.2022).