Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» , а также ФГОС СОО утверждена возможность применения дистанционного обучения в старших классах средней школы, однако качество и эффективность такого обучения, как показывает практика, не соответствуют запланированному уровню, что становится серьезной проблемой для современного общества, поскольку зачастую введение дистанционного обучения необходимо в связи с различными факторами, в частности, с карантинными мерами.
Проводимые Министерством образования и науки контрольные срезы по различным предметам на разных ступенях школьного обучения показали низкий уровень эффективности применения дистанционных технологий, отсутствие достаточных для продолжения обучения знаний у школьников после долгого применения дистанционных форм обучения .
Это обуславливает актуальность проблемы исследования возможностей применения дистанционных форм обучения в рамках реализации общеобразовательной программы по русскому языку в старших классах, учитывая, что данная учебная дисциплина является основополагающей и участвующей во всех выпускных школьных и вступительных ВУЗовских испытаниях.
Степень изученности проблемы. Учитывая актуальность проблемы исследования, вопросом организации дистанционного обучения русскому языку в старших классах занимаются многие исследователи. Однако до настоящего момент ни один из них не смог выработать наиболее эффективного подхода к организации таких занятий, который мог бы быть закреплен во ФГОС СОО, что говорит о недостаточной разработанности данной темы и необходимости дальнейших исследований, а также экспериментальных и проектных разработок.
Цель исследования – провести анализ возможностей дистанционных форм в обучении русскому языку учащихся старших классов.
Объект исследования – дистанционные формы в обучении русскому языку учащихся старших классов.
Предмет исследования – возможности дистанционных форм в обучении русскому языку учащихся старших классов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «дистанционное обучение».
2. Описать специфику дистанционного обучения при реализации программы по русскому языку в старших классах.
3. Охарактеризовать деятельность учителей русского языка в сфере реализации возможностей дистанционного обучения в старших классах.
4. Провести интервью с учителями русского языка относительно эффективности дистанционного обучения в старших классах.
5. Организовать анкетный опрос учащихся старших классов относительно эффективности дистанционного обучения русскому языку.
6. Разработать технологию обучения русскому языку учащихся 11-х классов в рамках дистанционного обучения.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Школа № 1» г. Москва.
Гипотеза исследования: предполагается, что на данном этапе развития российского общества применение дистанционных форм обучения для реализации общеобразовательной программы по русскому языку не может быть эффективным, что обусловлено отсутствием грамотного подхода к организации данного процесса в России.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический, исторический, диахронический, сравнительный, наблюдение, интервью, опрос, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме применения дистанционных форм обучения в рамках реализации общеобразовательной программы по русскому языку в старших классах. Собранный теоретические материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением интервью с учителями русского языка, а также анкетного опроса со старшими школьниками, направленных на выявление возможностей применения дистанционных форм обучения для реализации общеобразовательной программы по русскому языку в старших классах. Полученные данные являются основной для формирования стратегии совершенствования этой образовательной сферы.
Научная новизна исследования основана на разработке программы обучения русскому языку учащихся 11-х классов в рамках дистанционного обучения, которая может быть универсальной для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
В первой главе, «Теоретические аспекты исследования возможностей дистанционного обучения при реализации программы по русскому языку в старших классах», рассматриваются такие вопросы как: сущность и содержание понятия «дистанционное обучение», а также специфика дистанционного обучения при реализации программы по русскому языку в старших классах.
Вторая глава курсовой работы, «Практическое исследование возможностей дистанционного обучения при обучении русскому языку старших классов», включает в себя такие важные практические разделы как анализ деятельности учителей русского языка в сфере реализации возможностей дистанционного обучения в старших классах, проведение интервью с учителями русского языка относительно эффективности дистанционного обучения в старших классах, реализация анкетного опроса учащихся старших классов относительно эффективности дистанционного обучения русскому языку, а также разработка технологии обучения русскому языку учащихся 11-х классов в рамках дистанционного обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1. Сущность и содержание понятия «дистанционное обучение»
Понятие «дистанционное обучение» является относительно новым, недавно вошедшим в словарь образовательной сферы, однако на сегодняшний момент существует ряд определений, которые составлены исследователями, применяющими различные подходы к анализу его содержания.
В Таблице 1.1 представлены основные определения дистанционного обучения, которые существуют на сегодняшний день в научной литературе.
Как мы видим из Таблицы 1.1, содержание определений дистанционного обучения напрямую зависит от исторического периода их составления. Так, в более старых источниках упор делается на сравнении содержания традиционного и дистанционного образования, в более современных – на роль информационных технологий в обеспечении педагогической коммуникации в рамках дистанционного обучения.
1.2. Специфика дистанционного обучения при реализации программы по русскому языку в старших классах
Согласно требованиям ФГОС СОО, каждый старший школьник в процессе изучения русского языка как учебной дисциплины должен получить целый ряд знаний и навыков, которые он сможет использовать в дальнейшем обучении и практической деятельности. В частности, ФГОС СОО, предполагает, что старшие школьники будут развивать навыки работы с текстом, уметь определять национальные особенности своего языка, уметь создавать сложные устные и письменные речевые конструкции с применением различных стилистических и языковых средств .
В соответствии с «Рабочей программой по русскому языку. 10 класс», русский язык изучается на данном этапе в объеме 68 часов с периодичностью 2 раза в неделю. Структура программы включает в себя специальные занятия, направленные на подготовку к ЕГЭ. Кроме того, в содержании рабочей программы по русскому языку для 10 класса выделяются следующие разделы :
– «Общие сведения о языке» (7 часов);
– «Фонетика, орфоэпия, орфография» (6 часов);
– «Лексика и фразеология» (8 часов);
– «Морфемика и словообразование» (3 часа);
– «Морфология и орфография» (14 часов);
– «Синтаксис и пунктуация» (12 часов).
В соответствии с «Рабочей программой по русскому языку. 11 класс», русский язык изучается на данном этапе в объеме 66 часов с периодичностью 2 раза в неделю. Структура программы включает в себя специальные занятия, направленные на подготовку к ЕГЭ. Кроме того, в содержании рабочей программы по русскому языку для 10 класса выделяются следующие разделы :
– «Подготовка к ЕГЭ» (12 часов);
– «Синтаксис и пунктуация» (31 час);
– «Язык художественной литературы» (23 часа).
Русский язык является той учебной дисциплиной, преподавание которого в дистанционном формате, в корне меняет содержание и структуру учебного процесса и предполагает использование совершенно иных форм и технологий обучения нежели при традиционном формате .
Основным достоинством применения дистанционного обучения в рамках изучения русского языка является то, что оно позволяет в интернет-формате создавать специальные материалы, которые оказывают помощь учащимся в освоении дополнительных моментов, связанных с данной учебной дисциплиной .
В частности, здесь можно отметить, такие дополнительные элементы, которые сложно представить в традиционном формате, как :
– видеофильмы художественного и учебного характера, которые могут демонстрироваться в связи с изучением в старших классах всех разделов учебного плана в соответствии с ФГОС;
– аудиотексты, которые помогают закрепить знания по разделу «Фонетика»;
– иллюстративный материал по различным темам учебной дисциплины «Русский язык», которые более наглядно показывают правила, стандартные ошибки и т.д.;
– различные интерактивные задания (например, выполнение упражнений по русскому языку в онлайн-режиме);
– создание и размещение на порталах видеоуроков, которые позволяют старшим школьникам в спокойной обстановке разобраться с наиболее сложными темами;
– видеоинтервью с учителем, которые составляются следующим образом: учащиеся присылают учителю вопросы, которые возникли у них в ходе освоения различных тем, а он записывает видео, где дает подробные ответы на эти вопросы;
– контрольные задания, тесты и упражнения, которые можно выполнить в онлайн-режиме (в частности, для старших школьников принципиально важно постоянно решать тренировочные задания для ЕГЭ, что в домашней обстановке сделать намного легче, нежели в классе) .
Однако можно сказать, что в дистанционном формате при обучении русскому языку существует одна серьезная проблема, которая связана с тем, что в таком режиме довольно сложно подготовиться к сочинениям, которые старшим школьникам придется писать в рамках выпускных экзаменов .
Это связано с тем, что для того, чтобы старшеклассник хорошо подготовился к сочинению, важно принимать постоянное участие в дискуссиях, которые проводятся на уроке, но сложно организовать в рамках видеоконференции, поскольку фактор прямого контакта с учителем и одноклассниками для такой формы работы крайне важен.
Тем не менее, можно сказать, что для организации дистанционного обучения русскому языку в старших классах применяются различные образовательные платформы, в частности:
– «Якласс»;
– «Учи.ру»;
– «Российская электронная школа».
Для организации видеоконференций в старших классах учителя русского языка в большинстве случаев применяют ZOOM. Для рассылки индивидуальных заданий может быть использована электронная почта. Некоторые учителя предпочитают прикреплять файлы с заданиями в электронный журнал для дополнительного контроля родителями .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 05 декабря 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2022).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 года (в действ. ред. от 29 декабря 2014 года) // Федеральные государственные образовательные стандарты. – 2022. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 10.12.2022).
3. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 196 с.
4. Аристархова, А.В., Калинина, М.И., Топорова, С.В. Проблемы дистанционного обучения в России / А.В. Аристархова, М.И. Калинина, С.В. Топорова // Педагогический вестник. – 2021. – № 7. – С. 66–72.
5. Гаспарова, Е.В., Чуркина, М.И. Дистанционное образование. Монография / Е.В. Гаспарова, М.И. Чуркина. – Липецк: Аванта, 2020. – 320 с.
6. Гиголаева, А.Т., Химичева, Н.С., Чумакова, Я.В., Колесникова, Ю.П. Особенности преподавания русского языка дистанционно / А.Т. Гиголаева, Н.С. Химичева, Я.В. Чумакова, Ю.П. Колесникова // Молодой ученый. – 2020. – № 29 (319). – С. 136–139.
7. Деревягина, Л.Д., Малькова, А.М. Принципы организации дистанционного обучения в условиях карантинных ограничений: проблемы и перспективы / Л.Д. Деревягина, А.М. Малькова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы образования». – Омск: Омский государственный университет, 2021. – С. 56–64.
8. Зайченко, Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис / Т.П. Зайченко // ISpring. – 2022. – URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-distancionnoe-obuchenie (дата обращения: 10.12.2022).
9. Зубов, А.В., Зубова, И.И. Информационные технологии в лингвистике. Учебное пособие / А.В. Зубов, И.И. Зубова. – М.: Академия, 2004. – 450 с.
10. Елашкина, Н.В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам / Н.В. Елашкина // Тезисы докладов региональных конференций молодых ученых «Филология. История. Межкультурная коммуникация». – Иркутск: ИГЛУ, 2003. – С. 33–34.
11. Кирейшина, Л.А. Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, ФГОС / Л.А. Кирейшина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/06/14/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-10-klass-fgos (дата обращения: 10.12.2022).
12. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 630 с.
13. Ларина, Э. Дистанционное обучение на уроках русского языка и литературы / Э. Ларина // Udlenkin. Образовательный портал. – 2021. – URL: https://udalenking.ru/distancionnoe-obuchenie-na-urokah-russkogo-yazyka/ (дата обращения: 09.12.2022).
14. Лыкова, О.Г. Рабочая программа. Русский язык. 11 класс / О.Г. Лыкова // Мультиурок. – 2019. – URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-russkii-iazyk-11-klass-1.html (дата обращения: 10.12.2022).
15. Москвина, Ю.В., Малышева, Н.С. Роль дистанционного обучения в инновационном развитии образования / Ю.В. Москвина, Н.С. Малышева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 18–24.
16. Назаренко, А.Л., Роусон-Джонс, К., Аношкина, Ж.Г. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт факультета иностранных языков МГУ) / А.Л. Назаренко, К. Роусон-Джонс, Ж.Г. Аношкина // Вестник Московского университета: Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2004. –№. 1. – С. 205–210.
17. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. – 670 с.
18. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 5. – С. 6–11
19. Пьянников, М.М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» / М.М. Пьянников // Гуманитарный вектор. Серия «Психология, педагогика». – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatiyah-distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie (дата обращения: 11.12.2022).
20. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебник / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
21. Смирнова, А.М. Особенности организации уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения / А.М. Смирнова // Мультиурок. – 2022. – URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-urokov-russkogo-iazyka-i.html (дата обращения: 10.12.2022).
22. Сонина, Г.В. Дистанционные технологии в обучении. Монография / Г.В. Сонина. – Хабаровск: Смена, 2022. – 430 с.
23. Ускова, О.А., Ипполитова, Л.В. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы / О.А. Ускова, Л.В. Ипполитова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-forma-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 10.12.2022).
24. Хазанова, В.В., Терещенко, И.М., Петренко, П.И. Современные подходы к организации дистанционного обучения в России и за рубежом / В.В. Хазанова, И.М. Терещенко, П.И. Петренко // Образовательные технологии в России и за рубежом. – 2022. – № 5. – С. 100–109.
25. Хабибуллина, Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели / Э.М. Хабибуллина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2011. – URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-I (дата обращения: 10.12.2022).
26. Цзея, Л. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Л. Цзея // Молодой ученый. – 2020. – № 49 (339). – С. 402–406.
27. Шаламова, А.П. Эффективность применения дистанционных технологий обучения в период пандемии COVID-19: проблемы и пути их решения / А.П. Шаламова // Вестник российского образования. – 2021. – № 10. – С. 90–95.
28. Щербакова, С.А., Милованова, Т.В., Калюжина, В.С. Дистанционное обучение: проблемы и возможности / С.А. Щербакова, Т.В. Милованова, В.С. Калюжина // Образовательный вестник. – 2022. – № 7. – С. 62–75.
29. Яриков, В.Г. Развитие содержания понятия «дистанционное образование» в педагогических исследованиях / В.Г. Яриков // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. – 2002. – Вып. 1. – URL: http://www.rspu.edu.ru/university/publish/ pednauka/2002_1/Yarikov.html (дата обращения: 09.12.2022).