Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной профессиональной образовательной среде происходит стремительное изменение процессов производства. Всё это осуществляется на основе внедрения новых современных технологий. Проблема подготовки высококвалифицированных кадров была актуальной во все времена. Сегодня, в условиях ИКТ технологий и цифрового образования эти проблемы становятся ещё более актуальными.
Современный квалифицированный специалист должен владеть глубокими профессиональными знаниями, а также необходимыми профессиональными умениями и навыками. У него должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции, что является требованиями ФГОС СПО для всех профессий и специальностей. Каждый будущий специалист должен быть готов к принятию ответственных профессиональных решений.
Многие из образовательных результатов, которые регламентируют ФГОС СПО и основная профессиональная образовательная программа можно получить за счёт реализации игровых технологий. От способности своевременно принимать верные профессиональные решения зависит не только деятельность самого специалиста. От этого зависит успешность функционирования всего предприятия. Способность принимать своевременные и верные профессиональные решения у студентов возможно посредством использования игровых технологий в учебном процессе.
Цель работы: разработать методику организации и проведения игровой формы обучения для подготовки рабочих по профессии «Контролёр станочных и слесарных работ».
Объект исследования: образовательный процесс в системе СПО.
Предмет исследования: игровые технологии при подготовке к профессии «Контролёр станочных и слесарных работ».
Задачи:
1. Изучить особенности игровых технологий в системе профессионального образования.
2. Рассмотреть игру как средство формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
3. Разработать игровую технологию как метод обучения.
4. Предложить методические рекомендации по организации и проведения игр при подготовке рабочих по профессии «Контролёр станочных и слесарных работ».
Основная часть
1. Теоретический раздел
Основы организации и проведения игровых форм в системе профессионального образования. Игровые технологии в системе профессионального образования
В современной профессиональной образовательной среде игровые технологии играют достаточно большую роль. В качестве альтернативных технологий могут выступать проектные технологии, технологии полного усвоения знаний, проблемные, технология критического мышления и др. Достаточно часто в образовательном процессе эти технологии используют системно и комплексно. Одним из главных принципов обучения остаётся принцип активности обучающихся. В связи с этим именно игровая деятельность студентов и обучающихся будет являться мотивирующей средой для формирования соответствующих образовательных результатов, согласно требованиям ФГОС СПО [11].
Будущий специалист, вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую им работу, ориентируется не только на высокий доход и возможности повышения по карьерной лестнице. Компетентный специалист всегда рассматривает собственную трудовую деятельность как проект будущего и с определённой позиции, нравится ли ему заниматься тем, чем он занимается. Современный образовательный процесс сегодня регламентирован требованиями ФГОС СПО. В качестве образовательного результата в ФГОС рассматриваются знания, умения, практический опыт и сформированные общие и профессиональные компетенции. Под знаниями понимают полученные в процессе обучения теоретические и практические знания, которые позволят студенту наиболее эффективно выполнять в будущем свои профессиональные обязанности. Под умениями понимают практическое применение полученных в процессе обучения знаний и способность выполнения осознанных профессиональных действий [14].
Под компетенцией понимают способность и готовность к выполнению конкретного заданного вида профессиональной деятельности (ВПД). В ФГОС СПО каждый из ВПД представлен соответствующим профессиональным модулем, освоив содержание которого специалист, при выполнении определённых аттестационных процедур будет иметь сертификат, подтверждающий сформированность у него совокупности всех необходимых компетенций, которые заданы ФГОС СПО.
В процессе обучения всегда возникает закономерный вопрос, как именно заинтересовать студентов наиболее продуктивно осваивать все те знания и умения, которые обязан выдать педагог на теории и на практике. Педагоги сегодня всё чаще отходят от традиционных форм обучения и применяют инновационные игровые формы обучения. В некоторых случаях для этих целей привлекают специалистов в данной конкретной области. При этом требования к современному педагогу системы СПО предъявляются такие, согласно которым он должен владеть актуальным перечнем образовательных технологий, к которым относятся и игровые технологии.
В инновационной игровой форме обучения особенную значимость приобретают актуальные задачи сопоставления индивидуальных психологических особенностей обучающегося, с учетом будущих профессиональных характеристик, которые заданы ФГОС СПО. Игровые формы обучения выполняют ряд функций, в частности [9]:
-развлекательная функция, которая позволяет пробудить интерес студентов к процессу обучения;
-обучающая функция позволяет развивать и усваивать полученные знания, умения и навыки;
-развивающая функция позволяет активизировать резервные возможности субъекта для его собственного развития;
-воспитательная функция позволяет применять игровые форматы и элементы в моделированных ситуациях;
-коммуникативная функция позволяет взаимодействовать с остальными участниками игры и налаживать эмоциональные контакты;
-релаксационная функция позволяет снимать возникшее эмоциональное напряжение;
-функция самореализации позволяет реализовать себя в конкретной практической деятельности;
- диагностическая функция позволяет выявить в себе некоторые черты характера;
- коррекционная функция позволяет изменить или откорректировать собственное позитивное изменение и др.
В зависимости от того, какую конкретно студент получает профессию или специальность, педагог подбирает соответствующие игровые формы.
В образовательном процессе СПО игровая деятельность может применяться как самостоятельная технология для изучения ключевых понятий, тем или разделов и как разновидность внеучебной работы. Игровая форма на занятии создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые служат средством стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Наиболее часто в педагогической практике техникумов и колледжей используют деловые, организационно - деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. Любая игровая технология может быть представлена в виде некоторых этапов.
1. Этап первый. Предусматривает подготовку, которая включает в себя разработку сценария и составление плана игры. На этом этапе обеспечивается общее описание процесса игры. Рассматривается содержание инструктажа для всех участников игры и начинается подготовка материального обеспечения. Можно отметить, что данный этап самый сложный и продолжительный во времени, поскольку это связано с разработкой общей идеи игры и сценария. Педагогу необходимо продумать сам сюжет игры, с переводом на то содержание, которое будет реализовано в процессе предстоящей игры. Необходимо также хорошо продумать, в чём именно будет заключаться элемент соревновательности в игре. Особое место занимает подготовка материального обеспечения. Чем интереснее будет материал, тем более захватывающим будет процесс самой игры.
2. Этап второй. Проведение игры. На данном этапе необходимо сформулировать ту проблему, которую предполагается решить в ходе проведения игры. Помимо проблемы необходимо рассмотреть все те условия, которые смогут обеспечить реализацию игры, правила регламента и распределение ролей, если это игра ролевая. Если игра предусматривает работу в группах, при необходимости группы можно распределять заранее. Педагог особое место на этапе проведения игры отводит регламенту. Соблюдается регламент посредством включения преподавателя в игру как модератора или как непосредственного участника в процессе игры.
Педагог может выступать в роли помощника обучающихся со слабым уровнем освоения знаний. В качестве консультанта он может предлагать пути решения поставленной игровой задачи. Во время игры студенты могут выполнять отдельные роли или работать в группах. Групповая работа в дальнейшем в обязательном порядке предусматривает межгрупповую дискуссию. Чаще всего – это выступление каждой отдельной группы и предоставление того результата, который был получен в каждой конкретной группе.
3. Этап третий. Этап анализа и обобщения. На данном этапе происходит выход из игры или игровой ситуации, производится оценка и самооценка всей той работы, которую проделали участники игры. В обязательном порядке предусмотрена рефлексия после игры, обобщение со стороны педагога и подведение итогов. Подведение итогов является завершающим и очень важным этапом любой игры. Участники события рефлексируют и осознают результаты своей работы. Каждый из них может вслух проговорить то, что нового он для себя узнал и какие выводы сделал.
Очевидно, что систематическое и целенаправленное применение игровых методов или игровых ситуаций может дать определенные результаты в эффективности учебной деятельности. Чем динамичнее и активнее проходит учебный процесс в виде игры, тем более эффектным будет образовательный результат. Игра вдохновляет обучающихся и создает в ученическом коллективе атмосферу дружелюбия. В процессе игры все постепенно активизируются и увлекаются поисками ответов.
Можно выделить несколько преимуществ игровых технологий, которые отмечают в образовательном процессе СПО:
-активизация учебного процесса;
-реализация межпредметных связей;
-интеграция учебных дисциплин и МДК;
-создание устойчивой мотивации и др.
При этом, необходимо также обратить внимание на то, что существуют и некоторые недостатки при использовании игровых технологий. Достаточно часто внимание участников игры акцентируется на выполнении игровых действий. При этом усвоение содержания уходит на второй план и это может стать причиной того, что образовательные цели, которые поставил педагог, не будут достигнуты.
Может получиться так, что игра покажется неинтересной для её участников, особенно если это практикуют часто и не вносят в игру новых элементов. Игра, прежде всего, нацелена на усвоение новых знаний и отработку первичных умений студента. Она должна служить средством развития личности и раскрытию их способностей, в частности при освоении содержания конкретной профессии, или специальности. С помощью игры, прежде всего, должны формироваться и развиваться общие и профессиональные компетенции, заданные конкретным ФГОС СПО.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абубакирова, К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры [Текст] / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С.556-558.
2. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр [Текст] / В. Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
3. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. –285 с.
4. Бельчиков, Я.М. Деловые игры. [Текст] / Я.М. Бельчиков // Рига: Авотс. - 2009. - 304с.
5. Белоновская, И.Д. Инженерные игры в педагогической практике [Текст] / И.Д. Белоновская //Высшее образование в России. 2009. №3. - С. 112-119.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – Москва, 2015. – 587 с.
7. Богатова, Т. Деловые игры - это совсем не игрушки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.parus.com/company/press/2000/09/79 (дата обращения: 04.12.2022).
8. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2015. – 247 с.
9. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М.Букатов. - Москва, 2008. – 410 с.
10. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - Современная высшая школа. - 2002. - No 3. – С 39 - 45.
11. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания «Бизнес Партнер» URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.htm(дата обращения: 04.12.2022).
12. Кирюшин, А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350 (дата обращения: 04.12.2022).
13. Культюшнова, И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 04.12.2022).
14. Лихачева, Л.Д. Деловая методическая игра «Методическое путешествие» [Текст] / Л. Д. Лихачева / Классный руководитель. – 2014. – № 4. – С. 43–48.
15. Минаев, Д. В. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. [Текст] / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с.
16. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании [Текст] / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». — 2011. —N2 7. — С. 2 - 8.
17. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
18. Напалкина, М.В. Деловая игра как активный метод обучения. учеб. пособие [Текст] / М.В. Напалкина. - Екатеринбург: Интеграция образования -2012. - с. 17 – 20.
19. Пафилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Метод. пособ. [Текст] / А.П. Пафилова. – М.: Академия, - 2010. – 368 с.
20. Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации / М. В. Панфилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11245/ (дата обращения: 28.11.2022).
21. Пугачев, А. С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А. С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 04.12.2022).
22. Стукач, В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240 (дата обращения: 04.12.2022).
23. Султангалина, Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения [Текст] / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. - 2014. - №6(65). - С.665-667.
24. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения [Текст] / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко. - 2005. – 360 с.
25. Ушницкий, А.А. О некоторых особенностях применения и эффективности деловой игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе. Гуманитарные научные исследования № 4 (32) Апрель 2014. Научно-практический журнал. – М.: «Международный научно-инновационный центр», 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6435 (дата обращения: 04.12.2022).
26. Чеглакова, Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей [Текст] / Л.С. Чеглакова. - М.: Концепт. - 2012. ‒ с. 2–7.
27. Шаронова, С.А. Деловая игра. Практикум [Текст] / С.А. Шаронова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов. - 2005. – 90 с.