Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дети младшего школьного возраста, идущие в школу, приобретают для себя новую роль – роль ученика. В процессе обучения различным наукам, детям требуются навыки письменной речи, которой их начинают обучать еще в подготовительный период.
Обучение письму – сложный процесс. Он требует от ребенка много усилий: скорости, внимания, мышления, развитой моторики рук, а также знания правил языка. Именно в этом и раскрывается цель обучения младших школьников с уроках русского языка: сформировать умения письменной речи у рамках правил и норм русского языка. Процесс письма всегда сопровождается сложностью не только со стороны учеников, которым не всегда удаётся правильно держать ручку, писать, не выходя за строку, не допускать орфографических ошибок, но и со стороны учителя, который должен искать эффективные средства и методы обучения письму.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) утверждает, что одним из требований к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является знание предмета, то есть учащиеся, изучающие предмет, могут получить новые знания, их преобразование и применение опыта, специфичного для конкретной предметной области, а также основных элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира.
Выступая в качестве одного из ключевых понятий психолингвистики, лингвистическая способность человека представляет собой многоуровневую иерархически организованную функциональную систему, формирующуюся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития. Данное определение, введенное А.Н. Леонтьевым, восходит к идее Л.В. Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений».
Соответственно, лингвистическая компетентность предполагает знание основ языкознания, определенного комплекса понятий, целенаправленное овладение формами действий, позволяющими распознавать языковые явления и использовать их в речи. В контексте нашего исследования под «лингвистической компетенцией» способность младших школьников усваивать письменные нормы родного языка.
К концу обучения в начальной школе младшие школьники уже должны освоить правила написания букв, выработать графические и каллиграфические навыки, а также освоить базовые нормы орфографии, морфологи, фонетики, грамматики родного языка. Но к сожалению, не всем детям удаётся достичь такой цели. Причин это множество и не всегда ответ кроется в неузнаваемости ребенка, а в более глубоких процессах, происходящих внутри его организма.
В современной науке уже изучены различные виды речевых отклонений детей. Одним из которых является дизорфография.
Дизорфография представляет собой стойкую и специфическую несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, что обусловлено недоразвитием у ребенка ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография проявляется как изолированно, так и как часть общего неразвитости речи.
Свое название данная патология получила из-за неспособности детей правильно воспроизводить на письме орфографические правила. Тем самым в письме у детей наблюдается значительное число орфографических ошибок. Всё это не только ухудшает качество его образования, но и тормозит весь процесс обучения, так как письмо является главным условием обучения.
Степень изученности проблемы. Исследованию дизорфографии в отечественной науке отведено особое место. Ее исследованием занимались Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, М.С. Рождественский, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, СИ. Шаховская, СБ. Яковлев, А.В. Ястребова, И.К.Колповская Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.
Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова в работах данных авторов раскрываются сущностные характеристики дизорфографии как следствия речевой патологии. В работах О. И. Азаковой исследование направлено на учащихся 3-4 классов и определены начальные этапы нарушения орфографических навыков учащихся с дизорфографией.
В начальной школе дети с дизорфографией испытывают значительные трудности с распознаванием грамматических понятий, запоминанием орфографических правил. В самостоятельной письменной речи (изложение в картине, сочинение, письменный рассказ) они допускают большое количество ошибок.
Таким образом, аналитический обзор научных источников по теме исследования различных авторов показал, что дети младшего школьного возраста с дизорфографией имеют нарушения лингвистических способностей, что в свою очередь, отражается на учебных достижениях и тормозит умственное развитие ребенка.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью исследования лингвистических способностей младших школьников с дизорфографией.
Цель исследования – теоретически рассмотреть основы исследования лингвистических способностей младших школьников с дизорфографией.
Объект исследования – лингвистические способностей младших школьников с дизорфографией.
Предмет исследования – развитие лингвистических способностей младших школьников с дизорфографией.
Задачи исследования:
1. Описать психофункциональные, психологические и педагогические условия формирования навыков письма;
2. Описать развитие лингвистических способностей детей в онтогенезе;
3. Привести взгляды учёных на состояние понятия «дизорфография»;
4. Описать особенности нарушения лингвистических способностей младших школьников с дизорфографией.
Методы исследования:
- общенаучные – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, периодической, монографической литературы по теме исследования;
Методологическую основу исследования составили труды в области изучения причин, механизмов и признаков проявления дизорфографии у младших школьников. Данными исследования занимались И.В. Прищепова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в полученные результаты могут стать основой для дальнейшего углубленного исследования лингвистических способностей при дизорфографии у младших школьников или могут быть полезны при обучении студентов логопедических и дефектологических специальностей.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была систематизирована имеющая литература по развитию лингвистических способностей у детей, развивающихся в норме и детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Структура работы состоит из введения, главы, 4 параграфов, выводов после главы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
1.1. Психофизические, психологические, педагогические условия формирования навыка письма
Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Эта проблема нашла отражение в исследованиях: Н. А. Агарковой, А. К. Аксёновой, М. М. Безруких, В. В. Воронковой, В. А. Илюхиной, Р. И. Лалаевой, А. Р. Лурии, В. Н. Потаповой, С. П. Резодубова, И. Н. Садовниковой, К. Д. Ушинского, Т. Е. Хохлова, Л. В. Щербы.
Процесс письма - сложная деятельность, включающая в свой состав ряд психофизиологических компонентов.
В процессе письма задействованы различные анализатора. Это сложный процесс, который подразумевает последовательный алгоритм
Все вышеперечисленное позволяет нам обобщить, что процесс письма это не простое «идеомоторное» действие, которым его часто пытаются представить, и это происходит потому, что оно включает в себя множество (связанных) психических процессов, которые находятся вне поля зрения с представлением букв и за пределами моторной сферы, которые играют непосредственную роль в письме [10].
Исходя из такой структуры, можно выделить следующие предпосылки формирования письма:
а) навык символизации;
б) развитое фонематическое восприятие;
в) владение фонематическим анализом и синтезом;
г) богатство лексического состава речи;
д) сформированность графомоторных навыков.
Помимо этого, для чтобы сформировать правильное письмо ребенку необходимо развивать языковые способности. A.M. Шахнарович конкретизирует понятие языковой способности и говорит о нем как о «многоуровневой иерархически организованной функциональной системе, формирующейся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития».
В статье Киселевой О. И. рассмотрен психологический подход к определению понятия языковая способность с позиции М. И. Лисиной, Е. Д. Негневицкой, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др, как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией, задачами общения и законами родного языка.
К языковым способностям относят следующие компоненты фонематический, лексический, грамматический.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Определение уровня развития звукопроизношения необходимо для чтобы определить умение школьников дифференцировать звуки на письме. При обследовании фонематического строя языка возможно несколько вариантов
Если у ребенка не сформировано умение дифференцировать звуки на письме, то в результате появляются ошибки, связанные с подменой, упущение отдельных звуков.
Исследование состояния фонематических функций фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие, как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Обучающиеся затрудняются в дифференцировке звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также и в различении более контрастных звуков. Данные способности определяются в ходе умения ребенка дифференцировать звуки по противопоставлениям (звонкости- глухости, твердости- мягкости и т.д.).
Исследование фонематического анализа, синтеза и представлений. Фонематический анализ представляет собой умственные действия по анализу звуковой структуры слова, т.е. разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Подобно этому определению, под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова).
Под термином фонематические представления понимают сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образуются основываясь на предшествовавших им ранее восприятий этих слов (определение дано основываясь на понятии «представления», которое дал И. М. Онищенко, как одного из психических процессов).
В методике определения состояния фонематического анализа, синтеза и представлений проводится следующая работа
Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций. В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словарного запаса детей младшего школьного возраста, выделяются две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие. Лексическое богатство речи определяется активным и пассивный словарным запасом
В активный словарь входят общеупотребительная лексика. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними и их индивидуальные признаки. Пассивный словарь ребенка состоит из слов, который ребенок способен понять, но не использует в своей речи.
Также при определении лексического наполнения речи ребенка осуществляется анализ номинативного словаря. Под ним понимается способность ребенка называть и обозначать предметы в речи.
При обследовании номинативного словаря предлагаются задания на использование глаголов-действия, задания на группировку слов по обобщающему признаку, подбор синонимов, антонимов, фразеологические обороты.
Также очень важно в процессе осуществления диагностики способности к письму умение ребенка дифференцировать различные части речи. Поэтому в ходе методики ребенку предлагается распределить части речи по их морфологическим признакам.
Заключительным этапом диагностики письма является анализ грамматических операций. Грамматические навыки - это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания.
В процессе письма ребенку необходимо сформировать навыки согласованию существительных по падежам, умения различать части речи по числу, виду и родам, сформировать словарь предлогов, иметь использовать навыки словообразования различных частей речи. Все эти показатели проверяются в ходе диагностики письма.
Словообразовательные способности детей определяются посредством использования суффиксов на материале контекстуальных дериватов (квазислов). Квазислова – это вымышленные слова. Они выражают общий смысл и выполняют смыслообразующую функцию. Использование квазислов позволяет осуществлять профилактику возможных нарушений технической стороны процесса письма. С их помощью определяется возможность понимания ребенком значения текста.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что процесс письма представляет собой сложную деятельность, включающие различные процессы. При диагностике предпосылок письма у младших школьников проводится комплексная работа по выявлению способности ребенка различать речь по фонематическому, лексическому и грамматическому уровням.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова, О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / О.И. Азова // под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2012. – 51 с.
2. Архипова, Г. М. Формирование орфографических навыков / Г. М. Архипова // Начальная школа – 2010. – № 6. – С. 50–54
3. Безруких, М.М. Еще раз о письме и почерке / М. М. Безруких // Советская педагогика. – 1987. - №5.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 612 c.
5. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника / Е.Д. Божович. - М.; Воронеж: МПСИ, МПО «МОДЭК», 2002.
6. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. –М.:Просвещение, 2012. – 190 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Смысл», 2012. – 1136 с.
8. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие/И.Н. Горелов, К.Ф. Седов - М.: Лабиринт, 2010. -320 с.
9. Глаголева Е.А. К вопросу о трудностях усвоения школьных навыков / Е.А. Глаголева // Материалы научно-практической конференции «Проблемы психологии 21 века глазами молодых учёных». - М.: Mi ЦПУ, 2002. -С. 28-30.
10. Горецкий, В.Г. Теоретические основы развивающего обучения грамоте / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин // Начальная школа. – 1989. - №1.
11. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. – М., 2010. – 160 с.
12. Елецкая, О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников / О.В. Елецкая // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №5. - [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2505 (дата обращения 05.12.2022).
13. Ерастова, Н. В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н. В. Ерастова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33960/ (дата обращения: 07.12.2022).
14. Игна, О.Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам / О. Н. Игна // Актуальные проблемы лингводидактики. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2013. - № 3 (131). - С. 115—119.
15. Каштанова, С.Н. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Каштанова, Н.В. Константинова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. - [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20528 (дата обращения 06.12.2022).
16. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи. - Спб.: Образование, 1992. - С. 98-102.
17. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2010. – 286 с.
18. Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Сизова Э.Я., Храковская М.Г. Об изучении ди-зорфографии у школьников // XV съезд отоларингологов России. - СПб.: 1995. - Т. 2. -С. 525-530.
19. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2012. – 296 с.
20. Лалаева, Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Образование, 2011. – 172 с.
21. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. – СПб.: СПбГУПМ, 2012. – 36 с.
22. Ладошина М. Н. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи / М. Н. Ладоши, Л. В. Растокина // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-dizorfografii-u-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.12.2022).
23. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.И. Левина. – М., 2012. –311 с.
24. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М. : Наука, 1969. – 307 с.
25. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 64 с.
26. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2003. — 384 с.
27. Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М.: Мнемозина, 2005.
28. Мазурова, Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / Н. А. Мазурова, Т. А. Бахор, О. Н. Зырянова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 280-289;
29. Милованова Л.А. Языковая личность: лингводидактические характеристики младших школьников / Л.А. Милованова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. –№ 3. –С. 119–124.
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1725 (дата обращения: 07.12.2022).
30. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М., 2012. – 352 с.
31. Панов, М.В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография / М. В. Панов // Современный русский язык/Под ред. Белошапкова В.А. – М., 1989.
32. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДетствоПресс, 2012. – 224 с.
33. Пиаже, Ж. Мышление и речь ребенка / Ж. Пиаже. 1994. - 528 с. 35.Пивень, А. В. О некоторых особенностях окказионального словообразования у детей-билингвов, детей-монолингвов с ОНР и детей-монолингвов с нормальным речевым развитием / А.В. Пивень // Проблемы онтолингвистики -- СПб., 2015. С. 36-42.
34. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2012. – 240 с.
35. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 63 с.
36. Прищепова, И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.В. Прищепова // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Изд. МПСИ, 2013. – 336 с.
37. Прищепова И.А. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. - 140 с
38. Рублик Т.Г. Языковая личность младших школьников на уроках русского языка/Т.Г. Рублик// Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 12. – № 1. – С. 105–107.
39. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М.: ВЛАДОС, 1997.
40. Сизова Э.Я., Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Храковская М.Г. Изучение дизорфографии у школьников: материалы XV Всерос. съезда отоларингологов, 25-29 сент. 1995 г. Т. 2. - СПб., 1995. - С. 521-525.
41. Сиротюк, А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2011. – 120 с.
42. Урубкова Л.М. Понятие языковая личность и обучение языковой деятельности в начальной школе/Л.М. Урубкова// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 108–113.
43. Уфимцева, Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность / Н.В. Уфимцева - М.: Институт языкознания РАН, 2011. - с. 252.
44. Ушакова, О.С. Роль семантического компонента в развитии языковой способности дошкольников / О. С. Ушакова, А.И. Лаврентьева // Педагогическое образование и наука- 2015- № 3-С.15-19.
45. Фрумкина Р.М. Психолингвистика / Р.М. Фрумкина. – М.:Просвещение, 2011. – 320 с.
46. Хитрова, Г. В. Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников / Г. В. Хитрова, Е. И. Гусева, Н. Г. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-lingvisticheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.12.2022).
47. Черепанова, Л.В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе. Теоретические основы: дисс…докт. пед. наук. – М., 2005
48. Шахнарович, А.М. Языковая личность и языковая способность / А.М. Шахнарович. -М.: Институт русского языка РАН, 1995. - С. 213 - 223.
49. Щербак, М.К. Психологические вопросы развития речи учащихся в школе / М.К. Щербак ; под. ред. [и с предисл.] Н.И. Жинкина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 96 с.
50. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. - М., 1998. - 112 с.