Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь людей видоизменяется на протяжении всей истории цивилизации. Претерпевают изменения формы управления обществом, способы производства товаров потребления, коммуникативные средства общения. Единственной неизменной составляющей на протяжении существования человеческого общества остаются моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми.
Для рассмотрения этих отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие самураев Японии, одних из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, что находит выражение во всех видах искусства и в кинематографе в том числе.
Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков. Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Т. Г. Сила-Новицкой «Культ императора в Японии» [39]. В ней прослеживается история культа императора в Японии с древности до наших дней, догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Монография помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.
Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. «Самураи – военное сословие Японии» [40]. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов, Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки.
Определенное внимание привлекает книга под редакцией Е. М. Жукова «Японский милитаризм» [13]. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.
История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии А. Н. Мещерякова «Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма» [28]. Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца. Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений, которые были найдены.
Образовательные учреждения РФ поставлено современным обществом перед целым спектром задач. Федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к выпускнику каждой ступени образования. Одним из методов, активно разрабатываемых современной педагогикой, является проектная деятельность. Поэтому в современном естественно-научном образовании на первый план выходят проблемы не формирования теоретических знаний, а воспитания культуры личности и формирования целостного научного мировоззрения. Конкретные знания и их система должны выступать при этом не как конечная цель, а как средство познания и деятельность.
Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.Ф. Взятышев [3], В.В Гузеев [6-7], Дж. Дьюи [10], Г.Л. Ильин [12], Е.С. Заир-Бек [11], Н.Ю. Пахомова [26], А.И Савенков [36-38] и др.) стала основой изучения проблемы проектирования образовательной деятельности в системе образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к применению метода проектов, данная проблема, а также поиск и применение новых тем и средств требует дальнейшего изучения.
Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования Методика подготовки учебно-исследовательского проекта на тему: «Образ самурая в общественном сознании японцев сквозь призму национального кинематографа» в средней школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по подготовке учебно-исследовательского проекта на тему: «Образ самурая в общественном сознании японцев сквозь призму национального кинематографа» в средней школе.
Предмет исследования – способы эффективного использования проектной деятельности в качестве средства подготовки учебно-исследовательского проекта на тему: «Образ самурая в общественном сознании японцев сквозь призму национального кинематографа» в средней школе.
Цель исследования: изучить и проанализировать педагогические возможности использования проектной деятельности при выборе методики подготовки учебно-исследовательского проекта на тему: «Образ самурая в общественном сознании японцев сквозь призму национального кинематографа» в средней школе.
Задачи исследования:
1. Изучить возникновение самурайства;
2. Проанализировать идеологию сословия самураев;
3. Проследить воплощение образа самурая в национальном японском кинематографе;
4. Проанализировать историю и развитие метода проектов в педагогической практике;
5. Выявить специфику проектной деятельности в средней школе: сущность, структуру и типологию метода проектов;
6. Дать методические рекомендации по организации и подготовке учебно-исследовательского проекта
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБРАЗ САМУРАЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ЯПОНЦЕВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ ФЕНОМЕНА, ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ
1.1 Возникновение самурайства
Слово «самурай» («сабурай»), являющееся производным от старояпонского глагола «сабурахи», имеет в словаре старояпонского языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку более высокого сословия». В Японии самураем называли слугу знати, слугу феодала, который служил его интересам, охранял его имущество и его самого.
Начало формирования сословия самураев — японской малочисленной военной знати — можно отнести к относительно позднему периоду — с 7 по 12 вв. В 645 году, после победы в борьбе за власть между двумя домами родоплеменной знати (Сумэраги и Накотоми), на престол взошел представитель коалиции, 36-й японский император Котоку. Приход Котоку к власти в истории Японии был назван «переворотом Тайка». Этот переворот способствовал развитию раннефеодального монархического государства в Японии, установлению феодального способа производства. После реформ вся земля перестала быть собственностью муниципальной общины, она была объявлена императорской собственностью и отдана крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство стало сословием феодального общества, которое стало именоваться «ренин».
Помимо крестьянских наделов, существовали господствующие наделы, но они существенно отличались от крестьянских земель размерами в зависимости от титула или положения владельца. Собственники земли стремились к полному переходу к частной собственности. Жестокая эксплуатация, высокие налоги, многочисленные поборы и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские поместья с целью расширения своих владений вызывали недовольство крестьянства, нередко переходящее в открытое сопротивление. Одной из форм крестьянского протеста было бегство со своей земли. Беглецов называли «ронинами». Многие из них собирались в шайки разбойников, которые, с одной стороны, занимались грабежом, с другой стороны, шли на работу в частные владения, становились слугами в крупных буддийских храмах [40].
Тяга ронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, - с другой, привели к созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики, - сословия самураев или воинов (буси).
С 10 века в Японии все больше развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций и политическая раздробленность, вызванная усилением феодалов в периферийных районах. По мере роста и укрепления крупных феодальных имений мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои владения, не могли противостоять произволу местной администрации, их поместья находились под угрозой присвоения крупными землевладельцами. Им также угрожали группы крестьян. Это означает, что они были вынуждены подчиняться покровительству крупных феодалов.
Эти явления имели значение и для развития и укрепления феодально-самурайских отрядов, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся покровительством своего сюзерена, был обязан нести военную службу. Эти бойцы постепенно трансформировались из «дворцовых самураев» в самураев нового типа — вооруженных слуг, получавших от своего господина содержание за верную службу.
Другой, не менее важной причиной формирования сословия воинов была борьба с айнами, являющимися потомками древнейшего населения Японских островов, которая с древних времен происходила в северо-восточной части страны. На границах создавались форты, в особые отряды набирались богатые крестьяне, владевшие стрельбой из лука и верховой ездой. Граница также привлекала крестьян, спасавшихся от феодального гнета. Со временем правительство стало поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие от властей оружие, вели более действенную борьбу с айнами, чем военные власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнов С. А. Айны – Народы Восточной Азии. М. Л., 1965;
2. Бухаркина М.Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта» [Текст]: Дидактический материал. – М.: ИОСО, 2003.- 3 с.
3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании [Текст] /В.Ф. Взятышев // Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995. с. 98.
4. Википедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект (дата обращения 09.05.2022)
5. Большой японско-русский словарь. Т. 2. М., 1970;
6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологий обучения [Текст] /В.В. Гузеев // Журнал Директор школы. – 1995.- №6.- С.25-26.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. [Текст] / В.В. Гузеев. – М,: ЮНПРЕСС,1996. 54-55 с.
8. Джонс Дж.К. Методы проектирования [Текст] /Дж.К. Джонс. - М. 1996. - 3 с.
9. Горегляд В. Н. Философия Дзэн-буддизма. – ААС, 1976, №10.
10.Дьюи Дж. Школа будущего [Текст] / Дж.Дьюи. - М.: Госиздат, 2001.15 с.
11.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст] /Е.С. Заир-Бек. - СПБ. 1995. 56-57 с.
12.Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки [Текст] / Г.Л. Ильин.- М. 1993. 205 с.
13. Жуков, Е.Г. Японский милитаризм.-М.:Наука,1972;
14.Катрин де Сильги. История мусора [Текст] / Катрин де Сильга. М.: 2011. – 154 с.
15.Килпатрик В.Х. Основы метода [Текст] / В.Х. Килпатрик. М.: 2008. - 65 с.
16.Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / У.Х. Килпатрик . М.:. Брокгауз-Ефрон, 2005. 32.с.
17.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высших учебных заведений / Колесникова И.А., ГорчаковаСибирская. - М.: издательский центр "Академия". 2005. – 50 с.
18. Конрад Н. И. Япония в период развитых феодальных отношений (10-15вв.). – История стран Азии и Африки в средние века. М., 1968;
19. Конрад Н. И. Японский феодальный эпос 12-14 вв. – Японская литература. От «Кодзики до Токутоми». М., 1974;
20. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии [Текст] Книга для учителя начальных классов. / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. 81 с.
21.Круглова О.С. Технология проектного обучения [Текст] /О.С. Круглова// Журнал Завуч. - 1999.- №6 С. 4-5.
22.Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование [Текст] / Е.А. Крюкова. - Волгоград, 1998. 98 с.
23.Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования [Текст] / Ю.А. Крючкова. - М. 1992. 67 с.
24.Леонтович В.А. Тренинг «Самостоятельное исследование школьников» [Текст] / В.А. Леонтович. М.: МГДД(Ю)Т, 2004 121 с.
25. Куланов А. Самураи: столетия на пути смерти. «Япония сегодня». М., 1998 июнь;
26.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. 54 с. 55
27. Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: 2000. 100 с.
28. Мещерякова, А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма.-М.,1987.-190с;
29. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение [Текст] / А.Н. Поддьяков// Журнал Исследовательская работа школьников.- 2002.- №1 - С.21-24.
30. Полякова Н.И. Экологическое образование и воспитание в современной школе. В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения. Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 444-450.
31.Сабуро Иэнага. История японской культуры. М., 1972. С. 101.
32.Прокофьева Л.Б. Сборник статей: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: [Текст] / Л.Б. Прокофьева // Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.184
33.Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник/ сост. А.С. Обухов. - М.: Народное образование, 2001. - 124 с.
34. Растёгина Н.В., Рыков С.В., Суслов А.Н. Научная и исследовательская деятельность учащихся. Саарбрюкен, ФРГ, Lambert Academic Publishing, 2013. С 135.
35.Рябенко И.П. Научно-методический семинар «Наука в школе» [Текст]/ И.П. Рябенко // Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области - М.: НТА «АПФН», 2003. - т.1. - С.144-151.
36.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: / Учебное пособие/ А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. 76 с.
37. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст ]/ А.И. Савенков. – М.: 2004.- 80 с.
38. Савенков А.И. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей [Текст] / А.И. Савенков// Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.60-66
39. Сила-Новицкая, Т. Г. Культ императора в Японии.-М.:Наука,1990.-206с;
40. Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981.-168с.
41.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. [Текст] / И.С. Сергеев.– М.: АРКТИ, 2003. 123 с.
42.Сикорская Г. П. Построим будущее вместе: конкурс проектной деятельности учащихся (образовательный проект с практическими рекомендациями для учащихся и преподавателей образовательных учреждений) [Текст]: практ. пособие / Г.П. Сикорская. Е.В. Елисеев, К.Г. Тротт; под ред. Г.П. Сикорской. - Рос. акад. образования Урал. Отд-ние. - Челябинск, 2002. 160 с.
43.Цветкова С. Е. Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся [Электронный ресурс] http://dmee.ru/docs/100/index-10204.html (дата обращение 09.05.2022)