Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие пространства имеет огромное значение для жизненной практики человека, особенно это касается младшего школьника, для овладения изобразительным искусством, физическими упражнениями, танцами, грамматикой (счет, чтение, письмо), географией, геометрией, пространственным воображением в конструировании и многими другими сферами жизнедеятельности человека. Умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь человека, в частности ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями - причинные, целевые, следственные.
Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования одной из основных целей изучения раздела «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» ставит развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, применения этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Проблема формирования пространственного мышления поднимается в научных исследованиях таких авторов как И. Я. Каплунович, И. С. Якиманская, А. Г. Белоусова, А. В. Василенко и др.
Исходя из актуально проблемы, была сформулирована тема исследования: «Геометрические задание как средство развития пространственного мышления младших школьников».
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления младших школьников.
Предмет исследования: геометрические задание как средство развития пространственного мышления младших школьников.
Цель исследования: изучить и проанализировать методику использования геометрических заданий для развития пространственного мышления младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить такие понятия, как: пространственное мышление, пространственное представление, пространственное воображение.
2. Выявить и классифицировать геометрические задания, направленные на формирование пространственного мышления младших школьников.
3. Определить роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников
4. Провести анализ методики формирования восприятия пространства у младших школьников.
5. Подобрать задания с элементами геометрии, направленные на развитие пространственного мышления.
6. Провести диагностику развития пространственного мышления младших школьников.
В данной работе были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод, который заключался в анализе психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, который заключался в проведении констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов в ходе исследования.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения, списка литературы,
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного мышления с помощью элементов геометрии у младших школьников
1.1. Понятие пространственного мышления
Пространственное мышление в современном мире представляет собой важный психический процесс, поскольку он является безусловным и неотъемлемым компонентом в любой творческой деятельности человека.
Познание окружающего мира всегда связано с процессом мышления. Под мышлением понимают опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Выделяют следующие виды мышления:
1. Наглядно-действенное – это мышление, при котором решение мыслительной задачи происходит непосредственно в процессе деятельности. Данный вид принято считать элементарным, выступающим основой для формирования других, более сложных видов мышления.
2. Наглядно-образное – это такой вид мышления, при котором содержание мыслительной задачи будет основано на образном материале.
3. Словесно-логическое – это вид мышления, при котором решение задачи происходит в словесной форме, с опорой на логические операции и понятия.
Выделенные виды мышления всегда взаимодействуют комплексно, но всегда доминирует только один вид мышления исходя из характера и конечной цели.
К разновидностям образного мышления относят пространственное мышление, которые оказывает ведущую роль в получении человеком новых знаний во всех областях его деятельности.
В науке нет общепринятой трактовки понятия «пространственное мышление». Это связано с тем, что любое мышление будет являться обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях, в том числе и пространственных.
Рассмотрим несколько определений понятия «пространственное мышление», данное разными авторами.
Пространственное мышление с позиции Д.Н. Боровской включает в себя пространственное воображение, а оно в свою очередь, - пространственное представление, для развития которого важным является пространственное восприятие [4, с. 7].
Пространственное мышление, отмечает И.С. Якиманская, представляет собой специфический вид мыслительной деятельности, который имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве [цит. по 2, с. 20].
В определении О.Н. Кожиховой, говорится о том, что пространственное мышление означает процесс опознавания реально представленных объектов или их изображений и мысленное создание на этой основе таких же объектов, но иначе расположенных [7, с. 59].
Резюмируя выше сказанное, в нашем исследовании мы будем опираться на определение Е. С. Троцкой, а именно: «Пространственное мышление представляет собой специфический вид мыслительной деятельности, используемый при решении задач, подразумевающих ориентацию в практическом и теоретическом пространстве» [11].
Охарактеризуем три компонента пространственного мышления, который выделила А.В. Василенко:
1. Пространственное восприятие, включающее в себя отражение данных окружающего мира, восприятие местоположения объектов, их форму и величину.
2. Пространственные представления, включающие в себя такие компоненты как восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.
3. Пространственное воображение, позволяющее мысленно перестраивать исходные образы [5, с. 70].
Развитие пространственного мышления, отмечает Т.Л. Блинова, начинается с дошкольного возраста. Так, в детском возрасте у ребенка пространственные образы формируются на наглядной основе за счет игровых средств (игрушек, конструкторов, кубиков и т.п.) и наблюдения материальных объектов окружающего мира. Дальнейшее развитие пространственных представлений происходит в школе. В начальных классах основой для формирования новых образов служат новые объекты (макеты, глобусы и т. п.), с которыми обучающиеся знакомятся в процессе обучения, различные схемы и рисунки, используемые при решении задач [3, с. 183].
С самого раннего детства дети постигают окружающий его мир через контакт с предметами. В своем исследовании Е.С. Троцкая подчеркивает сензитивность младшего школьного возраста для развития пространственного мышления, она объясняет это тем, что именно к моменту поступления в школу у ребенка накапливается необходимый опыт оперирования объемными объектами реальной действительности, что дает возможность на основе данного опыта выполнять умственные действия на плоскости [11].
В исследованиях Н.Д. Мацько выделяются следующие уровни развития пространственного мышления:
Аккумулятивный уровень – включает в себя накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. На данном уровне человек накапливает многообразные пространственные представления, учится узнавать пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения, дают название объекту, но дифференцировка между различными категориями пространственных признаков неустойчива, часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот.
Репродуктивный уровень – характеризует воспроизведение представлений памяти. На данном уровне происходит развитие способности воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели).
Конструктивный уровень – характеризуется способностью самостоятельно конструировать образ. На основе сформированных пространственных представлений происходит создание новых с дальнейшим их оперированием, пользуясь словесным описанием, числовыми данными и рисунками.
Интеллектуальный уровень – подразумевает мысленное воспроизведение в памяти накопленных образов. Для данного уровня характерно умение мысленно перемещать пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после ее перемещения, вид перемещения, происходит формирование запаса пространственных представлений и терминов, позволяющих свободно дифференцировать пространственные признаки и отношения [цит. по 6, с. 72].
Показателями развитости пространственного мышления, по мнению И. Я. Каплуновича являются выполняемые операции, а именно: параллельный перенос, центральная и осевая симметрия, поворот, ортогональное и параллельное проектирование, отражение от плоскости, инверсия, гомотетия. А также качества такие, как обобщенность, динамичность, осознанность, системность, и способы оперирования – отражение целого образа, отображения по элементам, отображение элемента и дополнение образа [цит. по 10, с. 81].
Пространственное мышление имеет сложную структуру, это связно с тем, что в нее входят элементы разных уровней развития и содержания, в том числе оно зависит от таких факторов как содержание наглядного материала, специфики решаемых задач, способов оперирования образами и пр. Структура пространственного мышления определяется функцией образов в системе познавательной (учебной) деятельности и характеризуется динамичностью, полнотой, степенью новизны пространственных образов. Однако пространственное мышление характеризуется не только созданием соответствующих образов, но и их оперированием, «перекодированием», которое происходит на основе представления.
Пространственное мышление может возникать и проявляться только во время решения задач, которые пользуются пространственными образами. Механизм решения таких задач заключается в мысленном включении объекта, который воспринимается, или создан на его основе образа в различные связи и отношения. От этого зависит выделение новых предметно-пространственных характеристик объекта, а также реконструкция начальных образов в процессе решения задачи.
Основной оперативной единицей пространственного мышления, по мнению Е. С. Зубаревой, является не слово, а образ, который воспроизводит пространственные качества и отношения объекта. Данный образ отличается от иных своим содержанием, которое отражает не пространственные, а предметные качества объекта. Преимущественное отражение в образе пространственных качеств и отношений объекта зависит от активного избирательного характера отражения и обеспечивает особое содержание пространственных образов, динамику сочетания их наглядных и словесно-логических компонентов [6, с. 74].
Таким образом, пространственное мышление – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, расположение объектов относительно друг друга, расположение объектов в пространстве. Основной оперативной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоотношение составляющих его элементов, расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Этим пространственное мышление отличается от других форм образного мышления, где выделение пространственной характеристики не является центральным моментом.