Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дистанционное обучение как форма обучения существует давно. Но именно в последнее время такая подготовка стала неотъемлемой частью национальной системы образования. В первую очередь это связано с вынужденными ограничениями, вызванными пандемией коронавируса (COVID-19) и переходом на дистанционное обучение не только школ, но и средних профессиональных учебных заведений, гимназий и вузов.
Получение знаний онлайн является важным и перспективным направлением развития системы образования, так как создает условия для доступа к ним в ситуациях, когда по разным причинам очное обучение невозможно. Широкое внедрение дистанционного обучения и инновационных компьютерных технологий в образовательную практику не может не сказаться на психоэмоциональном состоянии обучающихся.
Дистанционное обучение требует строгой самодисциплины, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и осознанности школьника. Это требует от школьника значительного самоконтроля, в том числе умения контролировать свое эмоциональное состояние. Психическое и физическое здоровье учащегося напрямую связано с эмоциональной безопасностью учебной среды.
В современной образовательной системе значительное место стали занимать технологии дистанционного обучения, под которыми принято понимать образовательные технологии, реализуемые по существу с помощью информационно-телекоммуникационных сетей с дистанционным взаимодействием обучающихся и преподавателей.
Современные реалии позволяют реализовывать образовательные программы с использованием технологий дистанционного обучения, включающих в себя разнообразные электронные информационно-образовательные ресурсы, информационно-телекоммуникационные технологии, а также соответствующие технологические средства, позволяющие обучающимся в полной мере осваивать образовательные программы независимо от места нахождения обучающихся.
Целью использования дистанционных технологий обучения в классической системе образования является обеспечение доступности качественного образования для обучающихся, когда место жительства, социальный статус и состояние здоровья могут влиять на доступность образования.
Цель работы – теоретически обосновать и практически изучить возможности дистанционных форм в обучении русскому языку учащихся старших классов.
Объект работы – процесс дистанционных форм в обучении русскому языку учащихся старших классов.
Предмет – дистанционные формы обучения у вас предмет заявлен шире, чем объект. Это грубая ошибка
Задачи:
1) Дать определение понятию «дистанционное обучение» и рассмотреть историю развития
2) Рассмотреть особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий
3) Изучить использование технологий дистанционного обучения русскому языку
4) Разработать практические рекомендации по обучению русскому языку в условиях дистанционного образования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы применительно к исследуемой проблеме, методы сбора и накопления данных
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка источников.
База исследования?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Определение понятия «дистанционное обучение» история развития
Изучение содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах показало, что единого толкования сущности и содержания понятия не существует. «дистанционного обучения» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. [4, 12, 22, 26]
В Концепции создания и развития дистанционного образования в Российской Федерации дается следующее определение: дистанционное образование – это совокупность образовательных услуг, оказываемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды на основе средств обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и др.). ДО — одна из форм непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и информацию. [25].
В решении Коллегии Госкомвуза 1993 года «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации» говорится: «Дистанционное образование — это форма обучения, обеспечивающая использование новейших технических средств и технологий для предоставлять обучающие материалы и информацию непосредственно для доставки потребителю, независимо от его местонахождения»[27].
Дистанционное обучение представляет собой совокупность информационных технологий, обеспечивающих учащимся большую часть обрабатываемого материала, интерактивное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы над усвоением изучаемого учебного материала, а также в процесс обучения.[7]
Дистанционное образование – это новый этап дистанционного образования, предусматривающий использование информационных технологий на основе использования персональных компьютеров, видео- и аудио-, космических и волоконно-оптических технологий.[9]
Дистанционное обучение – это систематическое, целенаправленное обучение, которое происходит на расстоянии от места нахождения преподавателя. При этом процессы обучения и обучения разнесены не только в пространстве, но и во времени.[23]
Дистанционное обучение – это вид обучения, основанный на педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов, удаленных друг от друга и реализуемый с использованием телекоммуникационных технологий и интернет-ресурсов. Дистанционное обучение характеризуется всеми компонентами системы обучения, присущими образовательному процессу: смыслом, целями, содержанием, организационными формами, учебно-методическими материалами, системой контроля и оценки результатов. [19]
Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемым определением термина «дистанционное образование» является определение Е.С.Полат: «Это форма обучения, при которой осуществляется взаимодействие преподавателя и учащихся и учащихся между собой.осуществляется дистанционно и отражает все присущие процессу обучения компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые с помощью конкретных средств интернет-технологий или иных средств, обеспечивающих интерактивность».[26]
Почему это определение является наиболее подходящим? Обучение – это двусторонний процесс, в котором происходит взаимодействие учащегося и обучающегося, в ходе которого систематически и целенаправленно осуществляются образование, воспитание и развитие человека. Это означает, что когда мы говорим об обучении, мы предполагаем присутствие учителя в процессе. Это принципиальное отличие, концептуальное отличие от систем и программ самообучения, самообучения, с которым мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в курсах телерадиовещания, при работе с компьютерными программами и даже программами на компакт-дисках. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать только на свои силы, на собственное восприятие и понимание программы. Процесс обучения характеризуется прежде всего тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика.
В своем определении дистанционного обучения Е.С. Полат подчеркивает, что это новая форма обучения в дополнение к очной, заочной и заочной формам обучения[12].
Автор также считает необоснованным то, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» дистанционное обучение представлено как некая дистанционная технология, которая, соответственно, не требует дополнительного финансирования.
Дистанционное обучение является специфической формой обучения, так как предполагает основную опору на средства новых информационно-коммуникационных технологий, мультимедиа, видеосвязь, иную форму взаимодействия преподавателя и учащихся, учащихся между собой. В то же время, как и любая форма образования, любая система образования, она имеет одинаковый компонентный состав: цели, определяемые общественным заказом для всех форм образования; содержание, также во многом определяемое действующими программами, стандартами для того или иного вида образовательного учреждения, методами, организационными формами, средствами обучения.
Кроме того, следует отметить неправомерность отождествления некоторыми авторами понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Образование – это более широкое понятие, которое включает в себя:
образование как ценность;
образование как система;
образование как процесс;
образование соответственно
Дистанционное образование – это способ организации учебного процесса, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих проводить дистанционное обучение без непосредственного контакта педагогов и обучающихся. Дистанционное образование – это современная технология, которая делает обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, тесно связанное с использованием компьютера в качестве средства обучения и Интернета в качестве образовательной среды. Современный родитель свободно ориентируется в интернет-пространстве, что делает актуальной организацию обучающих занятий. Хорошо продуманные пошаговые инструкции делают процесс обучения легким и увлекательным. Таким образом, современные тренды с образовательными технологиями.
Интернет в настоящее время является популярным инструментом для обучения и развития деятельности. В учебном процессе все шире применяются такие формы использования ИКТ, как презентационное обеспечение уроков, дидактические игры, тесты и использование интернет-ресурсов.
Таким образом, дистанционное обучение представляет собой систему, в которой реализуется процесс дистанционного обучения, а личность достигает и подтверждает образовательный ценз. Поэтому дистанционное образование следует рассматривать в системе общего образования и, безусловно, в системе непрерывного образования, обеспечивая не только конкретную систему, но и преемственность отдельных ее звеньев.
1.2 Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий
Началу учебного процесса предшествует проектирование, разработка теоретических концепций, тщательное планирование учебного процесса. Требуется педагогическая оценка эффективности отдельных этапов проекта и создание системы дистанционного обучения. Поэтому необходимо отдавать приоритет не внедрению технологий, а соответствующему содержанию обучения и образовательных услуг.
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, создающих условия для формирования нового типа образования, отвечающего потребностям индивидуального развития и саморазвитияв социокультурной ситуации. В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.
Одним из первых шагов в ее реализации является разработка и внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс как способ обогащения творческой деятельности обучающихся и самого педагогического процесса на разных уровнях, информационных технологий.
Одним из наиболее эффективных способов реализации ФГОС ИПО является дистанционное обучение, при котором взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется посредством информационной сети и ИКТ. Дистанционное обучение предполагает использование дистанционных технологий обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателей. Использование технологий дистанционного обучения не является модным трендом времени, в связи с появлением современных гаджетов. По сути, это качественно новый уровень взаимодействия учителя и учащихся. Современному обществу требуется человек активный, умеющий ориентироваться в бесконечном потоке информации, готовый к постоянному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации учитель получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания работают не как цель, а как средство личного развития.
Актуальность данной темы обусловлена востребованностью данной формы обучения:
• во-первых, очевидна необходимость такой формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий обучающихся, не имеющих возможности обучаться на дневном отделении;
• В настоящее время ощущается острая нехватка квалифицированных учителей по ряду предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких студентов обучаться дистанционно под руководством опытного преподавателя стала бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
• дистанционное обучение может составить серьезную конкуренцию всем видам репетиторства при поступлении в вузы;
• Наконец, дистанционное обучение может позволить учащимся закрыть пробелы в знаниях или, наоборот, углубить свои знания в интересующих их областях.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет получить необходимые навыки и новые знания, используя персональный компьютер и доступ к сети Интернет.
Местонахождение компьютера не имеет значения, поэтому заниматься можно дома, на работе, в онлайн-классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с выходом в интернет. Это самое главное преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
Система образования должна уметь не только давать учащемуся знания, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими.
Когда речь идет о дистанционном обучении, нужно четко понимать наличие в системе учителя, учебника и учеников. Поэтому главным в организации дистанционного обучения является создание электронных курсов, разработка педагогических основ дистанционного обучения и подготовка преподавателей-координаторов. Дистанционная форма не является синонимом заочной формы обучения, так как предусматривает постоянный контакт с учителем, с другими учащимися в классе, имитацию всех видов очной формы обучения, а с конкретными формами
• Схема взаимодействия между участниками выглядит следующим образом. Территориально преподаватель находится в школе и проводит обучение со своего рабочего места, подключенного к сети Интернет. Школьники находятся, например, дома и работают в образовательном ресурсе, используя Интернет.
• Информационно-предметная среда дистанционного обучения включает:
• • курсы дистанционного обучения (электронные учебники);
• • виртуальные библиотеки;
• • телекоммуникационные проекты;
• • виртуальные методические объединения учителей;
• • телеконференции, форумы для преподавателей и студентов;
• • виртуальные консультационные центры для учителей, учащихся и родителей;
• • научные объединения школьников;
• Использование дистанционного обучения в организации образовательного процесса предполагает разработку трех видов технологий:
• • кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальном комплекте (кейс из английского кейса) и передаются (отсылаются) обучающемуся для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями с закрепленными за ним тьюторами);
• телетехнологии на основе использования телелекций с консультационным обучением;
• Сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучающегося учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучающегося и между самими обучающимися.
Важно отметить, что преимущества дистанционного обучения неоспоримы и сводятся к следующим пунктам:
1. возможность дистанционного обучения для иностранцев, инвалидов и людей с различными ограниченными возможностями;
2. возможность обучения в своем темпе;
3. Бесплатный доступ студентов к базам данных, библиотечным каталогам и другим источникам информации;
4. Удобство ведения личного дела студента;
5. Интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);
Помимо подчеркивания абсолютно положительных моментов, следует отметить, что, как и любая система тренировок, она не лишена недостатков. Важно сразу отметить, что эти недостатки не имеют серьезного удельного веса. Это включает:
1. Отсутствие личного общения с учителем;
2. потребность в строгой самодисциплине, самоконтроле;
3. необходимость использования специальных устройств (персональные компьютеры, доступ в Интернет);
4. Сложность аутентификации пользователя при проверке знаний;
5. Отсутствие практических навыков и умений.
Разумеется, содержание и цели образования не зависят от вида образования. Однако использование компьютерных средств требует иной формы представления знаний, организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения.
Особенности дистанционного обучения характеризуют используемые технологии. Прежде всего, это связано с ролью учителя в образовательном процессе.
6. Возможность тестирования в режиме прямого доступа. Если раньше в традиционной системе образования центральное место как интерпретатор знаний занимал учитель, то теперь, в условиях компьютеризации, это место все больше принадлежит учащемуся, который каким-то образом приобретает знания из различных источников независимо. В этих условиях преподаватель выступает в роли координатора, помогая студенту усваивать знания и применять их на практике. Заботой педагога является выбор методов и технологий осуществления своей деятельности. И главную роль здесь играют активные и развивающие методы обучения.
Таким образом, дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, основанные на широком использовании развивающих методов обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием полученных знаний в области информационных технологий и коммуникации.
Дистанционный образовательный процесс включает в себя все основные формы традиционной организации образовательного процесса, которые позволяют реализовать на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, оперативно-системного взаимодействия с преподавателем-субъектом. руководителя или тьютора, а также групповая работа студентов.
На мой взгляд, очень удобно использовать интернет-ресурсы для подготовки детей к участию в различных олимпиадах и конкурсах. Не секрет, что подготовка и решение таких задач не всегда под силу учителю. Найти их в соответствующей литературе также не всегда возможно.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что система дистанционного обучения дает возможность приобретать необходимые навыки и новые знания посредством персонального компьютера и доступа в Интернет.
Местонахождение компьютера не имеет значения, поэтому заниматься можно дома, на работе, в онлайн-классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с выходом в интернет. Это самое главное преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
Сегодня я обучаюсь в СИБГИУ, поэтому в практической части своей работы хотелось бы рассказать об опыте именно этой образовательной организации по внедрению дистанционного обучения. В настоящее время университет представляет собой открытую социально-педагогическую систему, в которую входят педагогический, ученический, родительский коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. Каждый из них имеет право самостоятельно решать свои проблемы, удовлетворять свои потребности и интересы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Абсалямова, М. Ш. Технологии дистанционного обучения / М. Ш. Абсалямова. – Текст : непосредственный // Личностно-ориентированное образование: методология, теория и технология : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 24 мая 2012 г. – Шадринск : ШГПИ, 2012. – С. 3-6.
2. Алимова, Н. А. К вопросу о дистанционном обучении в современной школе / Н. А. Алимова, О. Р. Гареев, Ю. В. Апанасюк. – Текст : электронный // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 70-4. – С. 9-11. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44793335 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
3. Анферова, Г. Н. Методика преподавания русского языка : учеб.-метод. пособие для студентов филолог. фак. / Г. Н. Анферова ;Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2004. – 134 с. – Текст : непосредственный.
4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учеб.пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – Москва :Юрайт, 2020. – 194 с.. – URL: https://urait.ru/bcode/450836 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
5. Киян, А. В. Педагогические технологии дистанционного обучения : монография / А. В. Киян. – Москва : МИЭЭ, 2011. – 204 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336034 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
6. Малыхина, Е. С. Использование современного технологического инструментария на уроках русского языка в школе в дистанционном формате / Е. С. Малыхина. – Текст : электронный // Вестник науки и образования. – 2020. – № 15-2 (93). – С. 42-45. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennogo-tehnologicheskogo-instrumentariya-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole-v-distantsionnom-formate (дата обращения: 07.12.2022).
7. Милютина, А. А. Осуществление дистанционной работы с обучающимися по предмету «Русский язык» средствами медиасреды / А. А. Милютина. – Текст : электронный // Конкурс молодых учёных : сб. ст. III Междунар. науч.-исслед. конкурса. – Пенза : Наука и Просвещение, 2020. – С. 232-234. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42794115 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
8. Мурзаева, А. К. Мобильное приложение «WatsApp» на уроке русского языка / А. К. Мурзаева, А. Е. Воробьев. – Текст : электронный // Территория науки. – 2018. – № 3. – С. 35-41. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-prilozhenie-watsapp-na-uroke-russkogo-yazyka (дата обращения: 07.12.2022).
9. Наимова, Е. А. Методика преподавания русского языка в сетевом обучении / Е. А. Наимова. – Текст : электронный // Дистанционные образовательные технологии : материалы I Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. В. Н. Таран. – Симферополь :Ариал, 2016. – С. 84-88. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27306805 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
10. Ниязова, Н. Модульный подход к изучению русского языка в условиях дистанционного обучения / Н. Ниязова. – Текст : электронный // Reviewoflawsciences. – 2020. – № 2. – С. 257-259. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulnyy-podhod-k-izucheniyu-russkogo-yazyka-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 07.12.2022).
11. Особенности преподавания русского языка дистанционно / А. Т. Гиголаева, Н. С. Химичева, Я. В. Чумакова, Ю. П. Колесникова. – Текст : электронный // Молодой ученый : науч. электрон.журн. – 2020. – № 29 (319). – С. 136-139. – URL: https://moluch.ru/archive/319/72611/ (дата обращения: 07.12.2022).
12. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб.пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд. – Москва : Юрайт, 2021. – 392 с. – URL: https://urait.ru/bcode/476455 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
13. Саглай, И. В. Образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте» при обучении школьников старшей ступени русскому языку / И. В. Саглай. – Текст : электронный // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2 (3). – С. 27-30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-vozmozhnosti-sotsialnoy-seti-vkontakte-pri-obuchenii-shkolnikov-starshey-stupeni-russkomu-yazyku (дата обращения: 07.12.2022).
14. Теория и практика дистанционного обучения : учеб.пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 434 с. – URL: https://urait.ru/bcode/476456 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
15. Тюрина, С. О. Использование мобильных приложений на уроках русского языка / С. О. Тюрина. – Текст : электронный // Современный урок : электрон.пед. журн. – URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/22592. – Дата публикации: 06.04.2020.
16. Федосеева, Н. В. Использование мобильных приложений на уроках русского языка и литературы / Н. В. Федосеева, А. В. Усанова. – Текст : электронный // Междисциплинарный вектор развития современной науки: теория, методология, практика : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Петрозаводск : Новая Наука, 2019. – С. 11-15. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37609055 (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
17. Шарова, Е. И. Использование мобильных приложений обучающихся на уроках русского языка и литературы / Е. И. Шарова. – Текст : электронный // Наука: комплексные проблемы : электрон. науч.-информ. журн. – 2016. – № 2 (8). – URL: http://nigniikp.adygnet.ru/index.php/vypuski-2016/vypusk-2-8-2016-g/29-stati-v-vypusku-8/97-ispolzovanie-mobilnykh-prilozhenij-obuchayushchikhsya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatur (дата обращения: 07.12.2022).