Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическое качество «Выносливость» определяют как важнейшее качество, которое проявляется и в профессиональной, и в спортивной, и даже в повседневной жизни людей регулярно и влияет на эффективное выполнение определенной деятельности за определенный интервал времени. Другими словами – это способность организма поддерживать надобную для обеспеченности профессиональной деятельности мощность нагрузки и способность противостоять состоянию утомления, которая возникает в ходе выполнения определенной работы.
Такое комплексное действие физического качества как выносливость особенно важно в условиях, когда уровень физического развития школьников в стране относительно низкий. Основные исследования уровня физического развития детей показывают, что он в основном средний и низкий.
Так, например, Н.И. Латышевская, В.В. Яцымен, Л.А. Давыденко, Т.Л. Яцышена говорят о том, что последние годы имеет место процесс децелерации [24].
Т.А. Погребняк и М.С. Сергеева указывают на то, что у 50,0% мальчиков и 48,3% девочек младшего и среднего школьного возраста снижены комплексные показатели физического развития, у 33,3% мальчиков и 28,9% девочек – снижен жизненный индекс, адаптивные и энергетические возможности [17].
Дети, в том числе дети младшего подросткового возраста нуждаются в пристальном внимании с точки зрения своего физического развития. Большую помощь в этом могут оказать физические упражнения на развитие выносливости.
Гипотеза исследования состоит в том, что игровой метод позволяет значимо повышать уровень развития выносливости у детей 5-го класса.
Объект исследования: урок физической культуры в 5-м классе.
Предмет исследования: игровой метод развития выносливости на уроках физической культуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить влияние игрового метода на уровень развития выносливости у детей 5-го класса на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития выносливости.
2. Проанализировать влияние игрового метода на уровень развития выносливости у детей 5-го класса.
3. Предложить меры по повышению эффективности занятий в части повышения выносливости у детей 5-го класса.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
1.1.Анатомо-физиологические особенности детей младшего подросткового возраста
Если обратиться к дефиниции возраста человека, то можно как сказать, что – это автономный период созревания индивидуума, который будет отличаться своим особенным своеобразием.
В научной литературе возрастные периоды формирования человеческого организма выделены на основе особенностей онтогенеза, а также специфических общественных процессов или культурных соображений.
Подростковый возрастной период является примером точнее всего онтогенетического выделения возраста, так как рассматриваемый возраст можно связать с началом пубертатного созревания.
В общем можно подростковый возраст отнести к периоду от 10-12 лет до 15-17 лет. Причем в научных исследованиях, в связи с важностью и противоречивостью рассматриваемого возраста, выделяются отдельные его стадии.
Период младшего подросткового возраста – период от одиннадцати до тринадцати лет, период среднего подросткового возраста – от тринадцати до пятнадцати лет, период старшего подросткового возраста 0 от пятнадцати до семнадцати лет.
Дети младшего подросткового возраста интенсивно развиваются. Касается это развития как анатомо-физиологических, так и психологических особенностей [11]. Анатомо-физиологическое развитие заключается в постепенном совершенствовании всех органов и их систем, формировании более адекватных типов их взаимодействия, регулирования. В частности, активные преобразования происходят в строении опорно-двигательного аппарата.
Так, в 6-11 лет отмечается усложнение в строении суставных капсул, увеличение числа ворсинок, складок синовиальной мембраны, формирование ее сосудистой сети и нервных окончаний. В фиброзной мембране суставной капсулы увеличивается количество коллагеновых волокон, они утолщаются, обеспечивая суставам дополнительную прочность.
Продолжают формироваться изгибы позвоночника, но увеличение его линейных параметров замедляется. Замедляется и рост грудной клетки. В 7-18 лет сильнее всего растет средняя ее часть. Череп также продолжает расти. Процесс этот равномерный, медленный. В целом существенный рост черепа не происходит, поскольку черепные кости уже полностью срослись, а развитие головного мозга происходит по пути совершенствования, усложнения его структур. В костях постепенно протекают процессы окостенения, они увеличиваются в длину и толщину[2].
Постепенно увеличивается мышечная масса, удлиняются сухожилия. Увеличивается эластичность мышечных волокон, в них возрастает число миофибрилл. При этом очень важная физическая активность. К возрасту 8-10 лете ребенок достигает такого уровня функциональной зрелости, при котором способен длительно поддерживать работоспособность.
Изменениям подвергаются и внутренние органы, их системы. Так, продолжает развиваться пищеварительная система. В частности, уваливается мощность мышечной оболочки пищевода, растет объем желудка, количество желудочных ямок, активно развиваются внутренние структуры кишечника, увеличивается объем поджелудочной железы. Развитие пищеварительной системы идет также по пути более согласованного действия систем регуляции.
Органы дыхания также продолжают развиваться. Так, увеличивается длина полости носа, формируются и развиваются все пазухи. Постепенно растет и меняет свое положение гортань и окологортанные структуры. Увеличивается длина трахеи, формируется и растет бронхиальное дерево. Если к 9-10 годам формирование разветвлений альвеолярных ходов в основном заканчивается, то развитие самих легочных альвеол активно продолжается, равно как и развитие легочной паренхимы[7].
Очень активно меняется сердечно-сосудистая система. Кроме роста линейной величины сосудов, сердца, происходит повышение их функциональной устойчивости к физическим нагрузкам. Особенно существенные изменения происходят во внутриорганных сосудах, что связано с активным ростом детей.
Не менее активно развивается выделительная система. Так, интенсивно растут почку. Рост происходит в основном за счет коркового вещества. Фиброзная капсула к этому времени обычно сформирована, продолжает формироваться жировая капсула почки. Растет объем мочевого пузыря, развивается мышечная оболочка органов мочевыведения.
Интенсивное развитие, функционирование пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной систем обусловлено, в том числе, более высокой потребностью детей младшего школьного возраста в питательных веществах, кислороде.
Меняется эндокринная система. В частности, увеличивается объем щитовидной железы, надпочечников, на пике активности паращитовидная железа. Постепенно выравнивается работа эпифиза. Половые железы находятся в нейтральном периоде своего развития и пока активного влияния на физиологические, психические особенности ребенка не оказывают.
Благодаря перечисленным выше изменениям расширяются резервные возможности большинства функций организма. Обменные процессы становятся более экономичными, рациональными, более согласованными становятся и процессы энергообеспечения, нормализуются процессы терморегуляции[18].
Дети в подростковом возрасте приобретают целый ряд важнейших психологических новообразований. Это связано с существенными изменениями нервной системы. Так, растет объем спинного и головного мозга, завершается процесс миелинизации нервных волокон. В головном мозге постепенно созревает кора больших полушарий. Младший школьный возраст называется сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к окружающему миру, навыков саморегуляции, организованности. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Школьники активно включаются в игровую, трудовую деятельность, занятия искусством, спортом.
У детей данного возраста наблюдается переход мышления от конкретно-образного к словесно-логическому, рассуждающему. Очень важно в этот период сформировать у ребенка содержательно-теоретическое мышление, которое позволило бы ему понимать внутреннюю суть предметов, явлений, закономерности их функционирования.
Начало теоретического мышления связано с появлением интеллектуальной рефлексии, т.е. способности ребенка осознавать содержание своих действий[25].
На принципиально иной функциональный уровень переходит система анализа и обработки информации, в частности развивается анализ сенсорной информации. В частности, происходит специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в сенсорном анализе, опознании, запечатлении, классификации. Это обеспечивает более высокую разрешающую способность, что повышает возможность восприятия новых сложных объектов, выработки новых сенсорных эталонов. Черты незрелости имеют и механизмы внимания. Только с 9-10 лет произвольное внимание организуется по типу взрослого. Формирование механизма произвольного внимания происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Однако достигнутый прогресс остается нестойким, произвольная деятельности, организованная с помощью внимания, вытесняется более интересными занятиями. Изменениям подвергается система произвольного запоминания, она переключается с непосредственного запоминания, которое свойственно дошкольникам на запоминание, связанное с конкретными смысловыми задачами.
Отличительными особенностями характеризуется и развитие личности ребенка. В частности, в 10-11 лет развивается мотивационно-потребностная сфера, самосознание детей, у них появляется стремление к самоутверждению, стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, ровесников.
Активно развивается самопознае и личностная рефлексия, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Постепенно нормы поведения проявляются в виде внутренних требований к себе, развиваются высшие чувства, такие как мораль, нравственность, эстетика[15].
Далее остановимся на физическом развитии детей подросткового возраста.
В подростковом возрасте происходит увеличение скорости бега в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы. У подростков замечается высокий темп роста в увеличении скорости передвижений, за счет значительного формирования скоростно-силовых способностей. У подростков есть хорошие условия для развития этих качеств при широком круге применения средств скоростно-силовой направленности.
Следует отметить, что целесообразно в подростковом возрасте развивать скоростно-силовые способности.
Во время учебных занятий и учебно-тренировочных занятиях следует применять физические упражнения на укрепление менее развитых групп мышц (косых мышц тела, отводящих, приводящих, сгибателей, разгибателей - как верхнего плечевого пояса, так и задней поверхности бедра).
Все больше на уроках в настоящее время использование получает одно физическое упражнение для выполнения ряда задач с учетом сопряженных воздействий.
В ходе занятий выбирать физические упражнения следует :
- по направленности, характеризующейся по структуре и содержанию (для совершенствования технико-тактических действий, воспитания физических качеств);
- по действию на ряд функциональных возможностей (аэробные, анаэробные, смешанные);
- по длительности и интенсивности, числу повторений, величине пауз и т.д.[22].
1.2.Выносливость как физическое качество
Выносливость есть способность организма человека противостоять физическому утомлению в процессе выполняемой мышечной работы. Выносливость является базовым, одним из самых важных физических качеств человека, она служим основой для развития всех прочих физических качеств, чрезвычайно необходима при любом виде человеческой деятельности. Вместе с тем, современная среда обитания человека предполагает повсеместное снижение физической активности, что делает необходимым принятие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.С. Физическая культура: методика практического обучения: учебник/ И.С. Барчуков. – М.: КНОРУС, 2014. – 304 с.
2. Безруков, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений// М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
3. Биологическая химия с упражнениями и задачами: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАМН С.Е. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 624 с.
4. Биоорганическая химия: Учебное пособие/ Д.Г. Кнорре,
Т.С. Годовикова, С.Д. Мызина, О.С. Федорова; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2011. – 480 с.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.
6. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
8. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов: в 2 т. Т. 1. / И.В. Гайворонский. – 10-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 671 с.
9. Германов, Г. Н. Классификационный подход и теоретическое представление специального, общего в проявлении выносливости: / Г. Н. Германов, И. А. Сабирова., Е. Г. Цуканов // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2. С. 50–52.
10. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие / Ю.И. Гришина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 283 с.
11. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
12. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов/ В. С. Кузнецов.- М.: Академия, 2012. – 416 с..-(Высш. проф. образование. Бакалавриат)
13. Латышевская, Н.И. Динамика физического развития детей и подростков города Волгограда в 1976-2016 гг / Н.И. Латышевская, В.в. Яцышен, Л.А. Давыденко, Т.Л. Яцышена // Гигиена и санитария, 2018. – Т. 97. – № 9. – С. 844-847.
14. Муллер, А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 424 с.
15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров/ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.
16. Олиференко, В.Н. Развитие общей и специальной выносливости спортсменов игровых видов спорта на этапе углубленной специализации / В.Н. Олиференко, М.В. Проломова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – №60-4. – С. 307-311.
17. Погребняк, Т.А. Физическое развитие как показатель уровня адаптации и здоровья первоклассников / Т.А. Погребняк, М.С. Сергеева // Научный результат. Серия «Физиология», 2015. – Т.1. – № 3 (5). – С. 33-42.
18. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие/ И.М. Прищепа. – Минск: новое знание, 2022. – 416 с.
19. Прохоров, Ю.М. Организационные и содержательные аспекты формирования физической культуры личности студента / Ю.М. Прохоров // Мир спорта. - 2016. - № 4 (65). - С. 27-32.
20. Селезнева, И.С. Биохимические изменения при занятиях физкультурой и спортом: учеб. пособие / И.С. Селезнева, М.Н. Иванцова. – Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2019. – 162 с.
21. Сидоров, Д.Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта: учеб. пособие / Д.Г. Сидоров, А.С. Большев, В.М. Щукин, А.В. Погодин, С.А. Овчинников, Ю.Р. Силкин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. -
22. Сургай, А. Влияние спортивно - оздоровительного туризма на организм подростков среднего школьного возраста / О. Сургай / / Молодая спортивная наука - 2007. - Т. 1. - С. 201-209
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
24. Чанчаева, Е.А. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) / Е.А. Чанчаева, Р.И. Айзман, С.С. Сидоров, Е.В. Попова, О.И. Симонова // Acta Biomedica Scientifica, 2019. – № 4 (1). – С. 59-65.
25. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастая психология). – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.