Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО, Стандарт) умение работать в группе рассматривается как один из компонентов общеучебных умений в перечне умений организовывать свою деятельность и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса, приобретаемых ребенком в начальной школе [ФГОС НОО, гл. I.,
п. 7]. Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Востребованными становятся такие технологии, такие формы и методы образования, которые позволяют обеспечить субъектную позицию самого ученика, его активную роль в процессе обучения. Это объясняет возрастающий интерес к педагогике сотрудничества, основы которой были заложены выдающимися педагогами и психологами (Л.С. Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, Г.А. Цукерманом и др. А осмыслены и реализованы педагогами-новаторами, такими как Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.Л. Щетинин и др.
Анализ действующих тра¬диционных учебных программ, учебников начальной школы, методических пособий для учителей начальных классов пока¬зал, что они не нацеливают учителя на организацию на уроке сотрудничества и групповой работы учащихся.
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: сотрудничество, самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации по¬исковой деятельности, субъект-субъектные отношения участни¬ков совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебной мотивации. Она является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как проектное обучение (В.Х. Кильпатрик), блочно-модульное обучение (М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко) и другие.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте) под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.
Таким образом, актуальность рассматриваемого в представленной работе вопроса определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников, что является необходимым условием в рамках реализации стандартов нового поколения.
Объект исследования: учебное сотрудничество младших школьников
Предмет исследования: особенности организации учебного сотрудничества младших школьников.
Цель исследования: исследовать особенности организации учебного сотрудничества младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Характеристика современного состояния проблемы сотрудничества в совместной учебной деятельности и организации групповых форм образовательного процесса в обучении младших школьников.
3. Разработать методические рекомендации для учителей по организации учебного сотрудничества.
4. Подобрать методики по организации учебного сотрудничества в образовательном процессе.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта.
Теоретическая новизна работы заключается в том, что проанализированы и систематизированы исследования в области организации учебного сотрудничества, представлен педагогический опыт внедрения сотрудничества и групповой работы в учебную деятельность.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
Начало учебной деятельности у детей удачно совпадает с периодом окончания детства. У детей дошкольного возраста главным занятием в жизни были игры, у школьников место игры занимает учеба, социальное и психологическое познание окружающего мира. Ниже мы попробуем разобраться, что из себя представляет общая характеристика младшего школьного возраста[2].
Как правило, общая характеристика охватывает период развития детей в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. Для детей этого возраста характерно начало учебы в школе, и завершение начальной школы к концу младшего возраста. Основное отличие данного возраста заключается в том, что у детей постепенно появляется чувство самостоятельности и ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки. Самым важным моментом в развитии детей данного возраста является учеба, к которой ребенок должен привыкнуть, и которую ему необходимо полюбить. Многие психологи и педагоги убеждены в том, что младший школьный возраст является вершиной детства, его постепенным завершением, эпилогом.
И действительно, у детей в этот период игры постепенно уступают место учебной деятельности, начинается процесс произвольной регуляции поведения и осмысления того, что происходит вокруг.
Вместе с тем, дети не отказываются от игры, сохраняют достаточно много того, что было у них в детстве: нотку наивности, мнение о взрослом, как о бесспорном авторитете.
Несмотря на то, что учебная деятельность выходит на первый план, у детей, в школьном возрасте, все же находится, и должно находиться, время для игры со сверстниками и активного отдыха. Игры постепенно уходят на второй план, однако не уходят совсем. Мотивы поведения ребенка в этом возрасте определяются конкретными целями, стремлениями стать лучше, достичь чего-то большего.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2011. - 78 c.
3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Школьные технологии, 2016. – 176 с.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: Вако, 2004. - 240 с.
5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М.: Новая школа, 2000. - С. 45, 67-69, 111-114.
6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1, 2. - М.: Центр Педагогический поиск, 2014. - 160 с.
7. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». – М.: Просвещение, 2000. - 159 с.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2014. – 736 с.
9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 книгах. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2015. – Книга 2. 256 с.
10. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2013. – 384 с.
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. – 256 с.
12. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 256 с.
13. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 2000. – 53 c.
14. Шушков А.А. Толково-понятийный словарь русского языка. – М.: АСТ, 2014. – 992 с.