Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская Федерация является социальным государством, и поэтому, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, вся ее политика в первую очередь направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основными направлениями социальной политики Российской Федерации являются пенсионное обеспечение и социальное обеспечение граждан. Наиболее важным видом этого обеспечения является выплата пенсий.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.
Раскрытая выше конституционная норма определяет общественный характер государственных пенсий, поскольку они назначаются и выплачиваются государством в соответствии с правилами и нормами, установленными национальным законодательством.
Необходимость использования государственных пенсий является одной из мер государственной поддержки, предопределенной социально-экономической ситуацией в государстве. Поскольку «государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию граждан, которые по разным причинам не охвачены социальным страхованием».
В целях повышения эффективности социального обеспечения Российская Федерация неоднократно подвергалась реформам, но единые принципы этой системы, предусмотренные для разных категорий граждан, так и не были сформированы. Кроме того, до сих пор не разработан четкий механизм индексации государственных пенсий, и их размер нуждается в пересмотре для определенных категорий граждан.
Понятийный аппарат государственной пенсионной системы достаточно сложен и требует раскрытия определенных видов. Однако на сегодняшний день юридическое определение понятия государственных пенсий представлено не было. При анализе законодательства, регулирующего назначение и выплату государственных пенсий, можно выявить несоответствие некоторых норм, что затрудняет их применение на практике. Все вышесказанное в совокупности определяет актуальность выбранной темы работы.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ разрешения споров по вопросам назначения трудовой пенсии.
Достижение цели видится посредством решения следующих задач:
изучить условия назначения трудовой пенсии;
раскрыть общие и досрочные основания для назначения пенсии;
рассмотреть проблемы назначения трудовой пенсии;
представить пути разрешения споров по назначению трудовых пенсий.
Объектом исследования являются споры по вопросам назначения трудовой пенсии.
Предмет исследования – разрешение споров по вопросам назначения трудовой пенсии.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, сравнение), а также ряд специально-юридических методов (нормативно-аналитический, сравнительно-правовой).
Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и логикой исследования: работа состоит из вводной части, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
1.1. Условия назначения трудовой пенсии
Положения Конституции Российской Федерации предусматривают, что Российская Федерация является социальным государством. Реализация данного положения связана с проведением государственной политики по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. В настоящее время экономика находится в кризисной ситуации, что, в свою очередь, отрицательно воздействует на уровень жизни и благополучие граждан.
Социальные группы, особенно подверженные негативному влиянию экономических и политических факторов, это пенсионеры. В последние годы пенсионная реформа многократно претерпевала многочисленные изменения, которые имели как положительные, так и отрицательные факторы, воздействующие на жизнь людей. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых людей. Российское законодательство предусматривает гарантии социального обеспечения по возрасту .
Наиболее значимой социальной финансовой гарантией является обязательное пенсионное страхование. Система пенсионного страхования представляет собой созданные государством меры, направленные на компенсацию заработка гражданам Российской Федерации. Страховая пенсия по старости представляет собой разновидность пенсионного обеспечения. Пенсия по старости является преобладающим видом пенсионного обеспечения, само название данной выплаты является традиционным для российского государства. Страховая пенсия по старости может быть установлена в связи с трудовой или иной деятельностью, если лицо подлежало социальному страхованию.
Положения ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ «О страховых пенсиях») предусматривают, что пенсия по старости представляет собой денежную выплату, которая производится для компенсации зарплаты, иных выплат и вознаграждений, которые были утрачены в связи с наступлением нетрудоспособности в результате старости. Право на получение пенсии устанавливается на основании условий и норм, предусмотренных действующим законодательством.
Страховая пенсия по старости существует для материальной поддержки пенсионеров. Для ее оформления и получения в действующем законодательстве прописан ряд условий, которые необходимо соблюдать. Для расчета пенсионных выплат индивидуально учитываются различные условия, как, например, количество детей, наличие инвалидности и др.
Для получения страховой пенсии по старости должны соблюдаться три условия, описанные в ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»: 1) достижение определенного законом возраста 65 лет для мужчин 65 лет и 60 лет для женщин; 2) наличие страхового стажа не менее 15 лет; 3) величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Важно отметить, что возраст, страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента определяются на дату обращения за пенсией.
Гл. 6 ФЗ «О страховых пенсиях» указывает, что отдельные категории граждан имеют право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Например, занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности или же работающие в тяжелых условиях, с особыми природно-климатическими условиями (районы Крайнего Севера). Подтверждением досрочной пенсии, как показывает практика, является сложная процедура, где нужно документально подтвердить свою занятость. Однако именно для указанных категорий характерным является то, что пенсия им назначается не по закону, а по решению суда. Досрочные основания для выхода на пенсию предусмотрены положениями закона о страховых пенсиях .
Таким образом, очевидно стремление государства обеспечить определенную преемственность в пенсионном обеспечении, а также пересмотреть отдельные принципы пенсионного обеспечения в будущем. Установление размера минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента является одним из признаков страховой пенсии по старости. Установление данного признака связано со стремлением государства повысить страховые поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации, гарантировать защищенность пенсионных накоплений.
1.2. Общие и досрочные основания для назначения пенсии
Законодательство Российской Федерации о пенсионных выплатах предусматривает общие и досрочные основания для назначения пенсии по старости: наличие страхового стажа, величина индивидуального пенсионного коэффициента, достижение пенсионного возраста. В отношении последнего следует указать, что федеральные органы исполнительной власти отмечают наличие факторов, позволяющих повысить пенсионный возраст. О возможности повышения пенсионного возраста говорит увеличение средней продолжительности жизни и период получения пенсии по старости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – 21 декабря.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета. – 2013. – № 296.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424–ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6989.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 51. - ст. 4831.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – 21 декабря.
6. Алексеева, М.Н. Накопительная составляющая пенсионной системы в 2018 году / М.Н. Алексеева // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2021. – № 11. – С. 23-25.
7. Аслаханова, А.С. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития / А.С. Аслоханова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – №. 34. – С. 14-22.
8. Богатый, И. Выбор варианта пенсионного обеспечения / И. Богатый // Практический бухгалтерский учет. – 2022. – № 3. – С. 42-48.
9. Булин, Д. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее / Д. Булин // Российская газета. – 2021. – № 62. – C. 56-58.
10. Давыдова, Э.П. Добровольные взносы в пенсионный фонд: обязанности работодателя / Э.П. Давыдова // Консультант бухгалтера. – 2022. – № 6. – С. 19-21.
11. Заболонкова, О. Изменения в пенсионном законодательстве / О. Заболонкова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2022. – № 2, 3. – С. 12-14.
12. Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2021. – № 5. – С. 14–20.
13. Мальцев, Д.Б. Инвестирование средств пенсионных накоплений в современных условиях / Д.Б. Мальцев // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2021. – № 4. – С. 32-38.
14. Миронова, Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т.К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – №7. – С. 114-117.
15. Мамий, Е.А. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации / Е.А. Мамий, А.В. Новиков // Финансы и кредит. – 2021. – №19 (595). – С. 120-126.
16. Нагога, М. Пенсионная система: большая перемена / М. Нагога // Бюджет. – 2022. – № 2. – С. 8.
17. Полякова, А.Г. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности / А.Г. Полякова, И. С. Симарова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 2. – С. 48-60.
18. Рознина, Н.В. Современное состояние системы пенсионного обеспечения в РФ / Н.В. Рознина, М.В. Карпова // Инновационная Наука. – 2022. – №2-2 (14). – С. 81-83.
19. Синявская, О. Российская пенсионная реформа: куда идти дальше? / О. Синявская // SPERO. – 2021. – №13. – C. 196-200.
20. Соловьев, А.К. Базовый элемент пенсионной системы / А.К. Соловьев // Финансы. – 2022. – № 12. – С. 11-13.
21. Соловьев, А.К. Векторы пенсионной реформы / А.К. Соловьев // Финансы. – 2022. – № 6. – С. 17-18.
22. Фатхудинов, А. Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан / А. Р. Фатхутдинов // Science Time. – 2021. – № 2 (14). – С. 213-219.
23. Шохина, Е. В. Пенсионная реформа подошла к концу / Е.В. Шохина // «Expert Online». – 2022. – № 26. – С. 59-61.
24. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru.
25. Центральный банк Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru.
26. Эксперт РА – рейтинговое агентство. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: raexpert.ru.