Фрагмент для ознакомления
2
Организация — это относительно автономная группа людей со структурированной совместной деятельностью и определёнными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей).
Понятие организация традиционно рассматривается как относительно обособленное подразде-ление в общей системе общественного разделения труда. В качестве критериев этого обособ-ления выступают системная целостность (под этим подразумевается наличие внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, экономическая са-мостоятельность, а также возможность выделения общего результата работы.
С этих позиций в качестве организации следует рассматривать отдельное предприятие, офис, фирму, акционерное общество, банк, компанию, а также структурные единицы системы госу-дарственного управления.
К любой организации полностью применим системный подход.
Сущность данного подхода представляет собой методологию познания составных частей через целое и, наоборот, целого через составные части.
Внутри организации объединены интересы большого количества людей, а также сосредоточены различные виды ресурсов. В процессе функционирования любой организации создается инфор-мационная среда, которая определяет коммуникационные связи внутри организации и связи организации с внешней средой. Также происходит формирование социально-психологического климата, который оказывает влияние на отношения между людьми. Внутри организации суще-ствуют подразделения, которые занимаются решением самостоятельных задач. Между подраз-делениями устанавливается разнообразное функциональное и информационное взаимодей-ствие. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что организация является сложной системой.
Любая организация функционирует во внешних и внутренних средах. Они предопределяют успех функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операцион-ные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда позволяет его осуществления.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого являет-ся изучение организации и ее среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить внутренние переменные организации и их взаимосвязь;
- исследовать факторы прямого и косвенного воздействия на организацию;
- спроектировать структуру отдела рекламы и связей с общественностью.
1. Организация и ее среда
1.1 Внутренние переменные организации
В широком смысле под внутренней средой организации подразумевается «организм», включа-ющий в себя управленческий механизм, который направлен на повышение эффективности про-изводственной и научно-технической деятельности организации.
Однако, если внутренняя среда не обеспечивает необходимого функционирования организа-ции, то это может вызвать многочисленные проблемы и трудности для организации, а в некото-рых случаях даже привести к ее гибели.
Внутренняя среда организации — это перечень всех внутриорганизационных факторов, процес-сов и ресурсов организации, влияющих на функционирование и развитие организации.
Организация представляет из себя открытую целостную систему, которая состоит из многочис-ленных частей. Все части тесно связаны между собой, а также находятся в постоянном взаимо-действии с внешним миром. Подробное изучение внутренней среды дает возможность лучше понять задачи и цели любой организации.
Анализ внутренней среды является очень важной составляющей для достижения успеха в разви-тии организации. Внутренняя среда является тем потенциалом (возможностью, силой), который используется организацией при реализации своих целей. Цели любой организации всегда должны соответствовать ее возможностям. Состояние внутренней среды организации во многом зависит от тех решений, которые принимают ее менеджеры.
Существуют различные точки зрения на компоненты внутренней среды предприятия.
Так, по мнению американских авторов М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, необходимо выделять пять внутренних переменных: цели, структура, задачи, технологии и люди [4]. Осно-вываясь на модель «7-S» McKinsey, которая была разработана Томасом Дж. Питерсом, Робертом Х. Уотерменом и Джульеном Р. Филипсом в 1978 г., в качестве элементов внутренней среды ор-ганизации необходимо рассматривать: структуру, стратегию, опыт, персонал, стиль, разделяе-мые ценности, системы и процедуры.
Такая модель позволяет рассматривать компанию как единое целое, диагностировать организа-ционные проблемы и разрабатывать программы действий. В идеальной организации каждый из S-факторов дополняет другие и систематично приближает организацию к поставленной цели.
Группировка факторов внутренней среды организации представлена в таблице 1.
Таблица 1. Группировка факторов внутренней среды организации
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для до-стижения общей цели или целей.
Группа может считаться организацией, если она соответствует следующим требованиям:
1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2) наличие общей для всех членов группы цели – желаемого конечного состояния или результа-та;
3) наличие членов группы, которые сознательно работают вместе для достижения значимой для всех цели [1].
Мескон М., Альбертом М. и Хедоури Ф. разработали основные внутренние переменные органи-зации, требующие внимания руководства, они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Внутренние переменные организации
С точкой зрения ученых нельзя не согласиться. Они совершенно точно определили составляю-щие внутренней среды организации, то, на что должно быть направленно внимание управляю-щего.
Менеджер создает и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, пред-ставляющей органическую комбинацию ее внутренних переменных. Но с этой целью он должен выделять и знать их.
Внутренние переменные — зависимые от ситуации факторы внутри организации. Поскольку ор-ганизации представляют системы, созданные людьми, внутренние переменные обычно растут из административных решений. Это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», которое руко-водство должно преодолеть в работе.
Основные переменные в организации, которые требуют внимания, это — цели, структура, зада-чи, технология и люди. И теперь мы рассмотрим все эти переменные:
Первая переменная — это цели организации. Цели - конечное состояние или желательный ре-зультат, которого стремится добиться трудовой коллектив [4].
Эксперты утверждают, что корректная формулирование целей и постановка задач на 50 % пред-определяют успешность решения. Основная цель работы большинства организаций — получе-ние прибыли. Прибыль — ключевой показатель организации.
Структура организации — это логические отношения уровней управления и функциональных областей, созданные в такой форме, которая позволяет достигать организационных целей наиболее эффективно [15].
Еще одно направление разделения труда в организации - формулировка задач. Задача — упоря-доченная работа, серия операций или часть работы, которая должна выполняться заранее мето-дом набора в заранее предусмотренные периоды [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афонин А.М. Производственный менеджмент: учебное пособие/ Афонин А.М., Царего-родцев Ю.Н.— М.: Московский гуманитарный университет, 2014.— 184 c.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 480 с.
3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 272 с. 2. Павлюкова А. В. Методология моделирования внутренней среды организаций и эффективность его использования//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 3 (23), 2014
4. Михайлова А.В., Петров Н.А. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). URL: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf (дата обращения: 07.04.2018)
5. Основы менеджмента: учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Ме-неджмент организации».— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.— 103 c.
6. Основы теории управления: учеб. пособие для вузов / Т.В. Шарапова; Тюменский госу-дарственный университет. М.: Издательство Юрайт, 2017. 210 с. Серия: Университеты России.
7. Петров Н.А. Основы менеджмента: учебное пособие.- Самара: Самарский государствен-ный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. -83 с.
8. Полунина Н. Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на соци-альную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности// Вестник Там-бовского университета. Серия: Гу- манитарные науки, № 3 (119), 2015.
4. Полутова М. А. Теоретико-методологические подходы к организации как открытой системе: внутренняя и внешняя среда организации//Вестник Забайкальского государственного универси-тета. № 3, 2014.
9. Понуждаев Э.А. Популярный менеджмент (или Весь менеджмент на 150 страницах) [Электронный ресурс]/ Понуждаев Э.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Книгодел, 2006.— 150 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5034 (дата обращения 05.04.2018)
10. Теория менеджмента: учебник для академического бакалавриата / А.Н. Мардас, О.А. Гу-ляева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 288 с. Серия: Бакалавр. Академиче-ский курс.
11. Теория управления: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Аста-ховой, Г.И. Москвитина. М: Издательство Юрайт, 2016. 375 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.
12. Тухватулина Л.Р. Понятие внешней среды в современном менеджменте//Вестник науки Сибири, № 1 (7), 2015.
13. Тухватулина Л.Р. Понятие внутренней среды в современном менеджменте// Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Матер. Междунар. научно-практ. конф. – Прага, Чешская республика, 28 декабря 2012. – Прага: DigiTisk Studio spol. s r.o., 2015. – P. 485–488.
14. Тухватулина Л. Р., Черепанова Н. В. Понятийно-терминологические проблемы современ-ного менеджмента// Вестник ТГУ. – 2015. – № 359. – С. 139–142
15. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 422 с.
16. Эриашвили Н.Д. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Эриашвили Н.Д.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.— 271 c.