Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В концепции дошкольного образования приоритетным направлениями является развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Познавательная деятельность развивается в различных направлениях, в том числе и в области обучения математики.
Логико-математический опыт детей дошкольного возраста подразумевает под собой когнитивные умения ребёнка, проявляющиеся в логических операциях в процессе математического развития: нахождение закономерностей, сравнения, обобщения, абстрагирования признаков, сериации, классификации, счета, нахождение сходства и различий и т.д.), формированию положительной познавательной мотивации, развитию уверенности в собственных возможностях. Логико-математический опыт дошкольников начинает формироваться с обучением ребёнка счёту, овладением понятия формы, фигуры и т.д.
Познание окружающего мира является главным условием не только логико-математического опыта, но и общего развития ребенка. Окружающая действительность имеет большой педагогический потенциал в развитии логико-математического опыта дошкольников. В процессе наблюдения дети учатся ориентироваться в формах, числах, времени и пространстве. Эффективность наблюдения раскрывается во время прогулок. Поэтому именно прогулки могут выступать педагогическим средством развития логико-математического опыта дошкольников.
Степень разработанности проблемы исследования. Методика математического образования в дошкольных учреждениях достаточно полно освящена в педагогике и психологии. Современные исследователи отмечают необходимость формирования логико-математического роста дошкольников как условия общего развития ребенка. Во главе данных исследований стоят работы в области формирования и развития логико-математических представлений следующих авторов А.В. Белошистая, В.В. Данилова, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр и др.
Анализ научных исследований в данной области показал, что исследователи обращают большое внимание на процесс развития логико-математического опыта в дошкольном возрасте. Обосновывают выбор методов, средств и форм его развития в условиях дошкольных учреждений. Но использование прогулок как средства развития логико-математического опыта не получило должного обоснования в научных исследованиях. Поэтому данная тема требует всестороннего рассмотрения.
Обращение к данному исследованию также обусловлено наличием важного противоречия:
- между потребностью современного общества в раскрытии способностей каждого ребёнка, критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций, следовательно, они определяют успешность и результативность деятельности ребёнка и внедрением в повседневную практику методических разработок, технологий применений прогулок для развития логико-математических представлений детей дошкольного возраста.
Так, целью нашего исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование возможности прогулок в развитии логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – прогулка как средство развития логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что эффективность использования прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольников зависит от следующих педагогических условий:
- своевременная диагностика уровня логико-математического развития ребенка старшего дошкольного возраста;
- внедрение в образовательный процесс программы, включающей систему заданий (логико-математических игр, упражнений, занимательных задач) направленных на обогащение и развитие логико-математического опыта дошкольников в процессе прогулки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть понятие «прогулка», ее виды и особенности организации;
3. Описать методику формирования логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулок;
4. Провести опытно-экспериментальная работу по использованию прогулок как средства развития логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования.
В исследовании приняло участие
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование, наблюдение, педагогическое проектирование, качественная и количественная обработка данных, метод наглядного представления данных.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заблуждается в том, что развитие определены условия организации и проведения прогулок как средства развития логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результаты данного исследования, а именно разработанная программа мероприятий по развитию логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста может быть использована педагогами ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, выводы после глав, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме использования прогулки в формировании логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста
1 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формировании логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста
Математическое развитие является одним из направлений дошкольного обучения наряду с речевым, коммуникативным, социальным и др. Как и все целевые направления, математические имеет свою цель, в основе которой подготовка ребенка к обучению в школе посредством элементарных математических знаний.
Рассмотрим более подробно данное понятие.
По мнению А.А. Столяр в процессе математического развития у ребенка-дошкольника формируются математические представления и связанные с ними логические операции [5]. Как мы видим, логико-математический опыт и является интегрирование понятий математическое логичное. Этому есть подтверждение в утверждениях З. А. Михайловой, которая отождествляет понятия «математическое развитие» = «логико-математическое развитие» [18, с. 45]. Поэтому мы можем обобщить, что в основе логико-математического опыта заложены представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях. Они активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира – прежде всего умения сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, анализировать, делать выводы.
По мнению З.А. Михайловой, формирование логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
- приобретение знаний о числе, величине, множестве, форме, времени пространстве;
- ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;
- приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- овладение математической терминологией (число, цифра, больше-меньше, плюс, минус, равно, геометрические фигуры);
- развития внимания, памяти, мышления;
- развитие графических навыков (рисование геометрических фигур, написание цифр) [17].
Потребность в развитии логико-математического опыта у детей дошкольного возраста объясняется не столько требованиями программ дошкольного обучения и преемственности с начальной школой, а сколько особенностями познавательной активности детей дошкольного возраста. Потребность в развитии логико-математического опыта как преемственности дошкольного и начального образования отражены в работах А. В. Белошистой. Автор регулирует, что развитие логико-математического опыта в дошкольном возрасте позволяет сформировать у ребенка предматематические знания, необходимые ему для дальнейшего обучения [4]. Особенности детей дошкольного возраста: внимание к всему новому, необычном, открытость, чувственность, непроизвольность внимания, мышления, памяти становятся стимулом для развития логико-математического опыта. Так как в процессе его развития ребёнок не только формирует в своей сознании математические понятия, качества, действия, но и развивает мышление, речь, память, наблюдательность и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 243 с.
2. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 192 с.
3. Белошистая, А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения : монография / А. В. Белошистая. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 234 с.
4. Белошистая, А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. – С. 23-26.
5. Вербенец, А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. − 2012. − №1.− С. 44-63.
6. Волчкова, В.А. Занимательный счет / В.А. Волчкова //Дошкольное воспитание. - 1993. - №1. - С. 45-48.
7. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие для вузов / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 282 с.
8. Галкина, Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. − 2012. −№6. – С. 46-49.
9. Данилова, Д.Д. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия / Д.Д. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: Академия, 1998. – 158 с.
10. Жуйкова, Т.П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). ‒ М.: Буки-Веди, 2012. ‒ С. 115-117.
11. Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991. – 84 с.
12. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки: Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова.- ФГОС. –М.: Сфера, 2015. – 112 с.
13. Колесникова, Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет/ Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2012. – 32 с.
14. Корнеева, Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей.- 2-е изд./ Г.А. Корнеева Т.А. Мусейибова. – М.: Просвещение, 1989.- 236 с.
15. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 208 с.
16. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
17. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 128 с.
18. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Хрестоматия / З.А. Михайлова, М.Н. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008.- 384 с.
19. Михайлова, З.А. Математика – это интересно: Методическое пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112 с.
20. Михеева, Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 64-70.
21. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е.Н. Панова. -Воронеж: Учитель, 2006. – 96 с.
22. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В.Ф. Петрова. - Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
23. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления / Г.А. Репина. − М.: Сфера ТЦ, 2008. − 128 с.
24. Рупова, Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.coz. ru
25. Савченко, В.И. Организация образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ходе режимных моментов / В.И. Савченко. – М.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2014. – 224 с.