Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема привыкания студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших общетеоретических проблем и является предметом традиционных дискуссий многих ученых.
Вопросы вузовского привыкания студентов рассмотрены в психолого-педагогических трудах Е. В. Вигенберга, Г.Г. Овчинникова, Е. А. Ямбурга, М. М. Безруких, С. В. Красикова, А. А. Реана, А. Д. Глоточкина и др.
Чем эффективнее будет адаптация к вузовскому обучению на первом курсе, тем выше станет психологический комфорт, учебная мотивация, характер и направленность учебной деятельности на последних курсах.
Поэтому ускорение процесса интеграции студентов в систему вузовских отношений, изучение психологических особенностей и изучение психических состояний, которые возникают в учебной деятельности на ранних этапах обучения, а также педагогико-психологическая идентификация является важным для данного процесса. Задача создания условий для активизации этого процесса имеет большое значение и актуальность.
Поступление в высшее учебное заведение и освоение новых условий, и адаптация в новом коллективе – все это вызывает большой страх у девушек и юношей, которые поступают в ВУЗ. Как правило, студенты должны отказаться от старых привычек и установок. Необходимо не только привыкнуть к разной обстановке и новым людям, но и установить с ними разносторонние контакты. [3]
Стоит отметить, что существует проблема адаптации студентов к образовательному процессу.
Степень социальной адаптации первокурсников ВУЗа определяется многими факторами. Это факторы психологические особенности личности, личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, учебная деятельность, состояние здоровья, социальное окружение и семейное положение.
Переход и адаптация студента к университетской ситуации происходит всегда по-разному. Все зависит от индивидуальных особенностей.
Однако есть несколько причин, препятствующих этому процессу. Одной из причин является адаптация студентов к учебной деятельности, физическим и умственным нагрузкам, новым ритмам жизни.
Есть и еще одна проблема, которая связана с принятием и развитием студентами новых ценностей, традиций и норм поведения, поддерживаемых этой университетской командой.
Разница между средней школой и университетом очень существенна. Университеты предлагают широкий спектр учебных программ, таких как лекции, семинары, дискуссии и лаборатории, а не занятия, и характеризуются большим объемом образовательной информации. Знания следует обобщать и понимать, и применять их на основе изучения общих координаций и закономерностей. [2]
Освоение вузовской программы требует от студентов умения работать самостоятельно, мыслить, осмысливать материал, воспринимать новое, усваивать его и применять полученные знания на практике. Данные умения даются не так как для магистрантов, поначалу очень сложно. Поэтому для решения проблемы успешной адаптации вчерашних школьников к новым условиям необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов на первом курсе, и причины их возникновения.
Стоит отметить тот факт, что существует второй период юности, то есть период зрелости, где проявляется сложность становления личностных черт. Данные процесс описывается в трудах ученых Б. Г. Ананьева, А. В. Дмитриева, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, 3. Ф. Есарева и др.
Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательной мотивации к действию.
Целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, самодисциплина – это те качества, которых значительно не хватало в старшем классе. Повышенный интерес к нравственным вопросам (образ жизни, цели, любовь, долг, верность и др.). В то же время специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что в 17-19 лет еще не в полной мере развита способность к сознательной регуляции своего поведения. Часто немотивированный риск и неумение предвидеть последствия своих действий, не всегда основаны на достойных мотивах. Так, В. Т. Лисовский указывал, что 19-20 лет — это время не только самоотверженной жертвы и полной самоотдачи, но и частых негативных проявлений.
Исходя из всего вышеперечисленного, выявление моделей и образцов поведения младших курсов является актуальной темой.
Объектом данного исследования являются студенты младших курсов.
Предметом данного исследования является отношение студентов к опозданиям и пропускам.
Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности поведения студентов на младших курсах;
2. Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов;
3. Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов;
4. Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении указываются разные труды исследователей и ученых, которые занимались данной проблематикой, а так же затрагиваются основные темы, которые отмечаются в курсовой работе.
Первая глава посвящена изучению психолого-педагогических особенностей личности студентов младших курсов и анализу их функциональной активности.
Вторая глава посвящена анализу поведения студентов на младших курсах, а так же описанию моделей поведения студентов и их активности на примере студентов 1, 2 курсов.
В заключении подводятся итоги изучаемой проблемы и приведены основные аспекты работы.
Также представлен список используемой литературы.
В приложении представлена анкета, предлагавшаяся респондентам.
Глава 1. Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов
1.1 Психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Адаптация молодежи к студенческой жизни, как известно, сложный и многогранный процесс, требующий задействования еще не полностью сформировавшихся социальных и биологических резервов организмов. Его сложность заключается в том, что учащийся перестраивает всю ценностно-познавательную систему личности, осваивая новые способы познавательной деятельности, формируя специфические типы и формы межличностных отношений и связей.
Некоторые исследователи выделяют три этапа адаптации студентов: физиологическую адаптацию к учебному процессу (длится около двух недель), психологическую адаптацию (длится до двух месяцев) и социально-психологическую адаптацию (длится до трех лет). При несвоевременном проведении процесса адаптации возникает и накапливается неудовлетворенность академическим образованием, возникают нарушения высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия) и в целом происходит неприспособленность.
Кроме того, искаженное или не совсем развитое представление о себе может приводить к нарушениям адаптации и проявляться в виде повышенной конфликтности, непонимания своей социальной роли, плохой успеваемости и слабого здоровья. Значительное нарушение адаптации может привести к развитию заболеваний, нарушению учебной и профессиональной деятельности, асоциальному поведению.
Сложности начинаются уже на этапе подготовки будущих первокурсников к поступлению в ВУЗ. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, репетиторские занятия связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых ситуациях у молодежи, что приводит к переутомлению. После окончания периода зачисления новые студенты погружаются в опасный мир свободы. [10]
Причем это связано с тем, что в школе и дома дети всегда находятся под контролем родителей и учителей. В настоящее время многие студенты из сельской местности (сел, поселков, деревень) учатся за границей и живут в городе, покидая родительские дома и начиная самостоятельную жизнь. Таким образом, родительский контроль невозможен, а сами учащиеся не знакомы с самоконтролем.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются студенты, — это разница в системах образования между школами и университетами. Важная роль в образовательном процессе в высшей школе отводится самостоятельной работе студента и его поисковой деятельности.
Период обучения в вузе совпадает с периодом юношества, который характеризуется сложностью формирования черт характера.
Изучением этого возрастного периода занимались такие ученые как: А.В. Дмитриев, Б.Г. Ананьев, В.Т. Лисовский, З.Ф. Исаева, И.С. Кон и др.
Студенческий возраст – это период в жизни человека, знаменующий переход от зависимого детства к самостоятельной взрослой жизни. Это означает завершение физического, особенно подросткового возраста, с одной стороны, и достижение социальной зрелости, с другой. Юность – это этап становления самосознания, этап человеческой близости, где первостепенными могут стать ценности дружбы, любви.
Юношеский возраст – это время самоопределения. Самоопределение является социальным, личностным, профессиональным, духовным и практическим вызовом, то есть главным вызовом студенческой жизни.
Юношеское самоопределение – очень важный этап в формировании личности. В этом возрасте человек биологически и социально взрослый. Общество оценивает результаты по «взрослым» меркам и реже видит в объекте социализации ответственного субъекта общественно-производственной деятельности.
В качестве главного следствия самоопределения психологи осознают студентов членами общества, определяют их в мире, т. е. студенты должны понимать себя и свои возможности, свое место и цель в жизни.
Без определения понятий социально-психологическая адаптация и социализация невозможно рассмотреть социальные аспекты адаптации младших курсов к конкретным условиям. Ученые считают эти процессы тесными и взаимообусловленными. Однако эти понятия не совпадают. Личностная социализация – это формирование и развитие личности посредством приобретения социального опыта. Социальная адаптация является одним из основных и решающих механизмов социализации личности.
Процесс социальной адаптации первокурсников ориентирован по-разному в зависимости от группы студентов (иногородняя, сельская и т.д.). На него влияют такие внешние факторы, как семья, ранее сформированные целостные установки, личные интересы, особенности факультета, социальный статус.
К младшим курсам относятся лица в возрасте от 17 до 20 лет. Специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что в возрасте 17-20 лет способность к сознательной регуляции своего поведения развита не полностью. Нередко присутствует риск невозможности предугадать последствия своих действий.
Так, В. Т. Лисовский указывал, что 19-20 лет — это время не только самоотверженной жертвы и полной самоотдачи, но и частых негативных проявлений. Студенческий возраст считается временем самоанализа и самооценки. Молодые люди сталкиваются с противоречиями в процессе формирования характера. Это может привести к внутренней неуверенности в себе, а иногда и к внешнему чувству агрессии, хвастовства или непонимания.
При адаптации первокурсников в вузе обычно выделяют следующие основные трудности: неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к профессии, неумение осуществлять психологическую самостоятельную регуляцию поведения и деятельности. Все это усугубляется поиском новых режимов в новых условиях.
Улучшение повседневной жизни и самообслуживания, особенно при переезде из дома в общежитие. Наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение делать заметки и работать с первоисточниками, словарями, справочниками и указателями.
Социальная адаптация студентов ВУЗа классифицируется следующим образом:
а) профессиональная адаптация, понимаемая как приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации образовательного процесса и выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.
б) социально-психологическая адаптация - приспособление личности к группе, взаимоотношения с группой, выработка уникального стиля поведения.
Иными словами, адаптивная способность понимается как способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (социальной и физической), не испытывая при этом внутреннего дискомфорта или конфликта с окружающей средой.
Адаптация является предпосылкой активной деятельности и предпосылкой ее эффективности. Это положительное следствие адаптации для того, чтобы человек хорошо функционировал в определенной социальной роли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Академия, 2013. – С.240
2. Ахундова Т. Ю. / Социальная педагогика, М.: Изд-во Просвещение, 1992. – С.157-159
3. Балл Г.А. Понятие адаптации // Вопросы психологии, М.: Изд-во Логос, 1989. – С.74
4. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, 2009. – С.592
5. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, М.,: Изд-во Глас, 1995 г. – С.119-120
6. Калмыкова Е.С., Медико-психологические исследования, М.: Изд-во Кнорус, 1988. – С.45
7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Изд-во Просвещение, 1989. – С.51
8. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 2010. – С.429
9. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. — 2002, № 6.
10. Свеницкий А.Л. / Социальная психология, М.: Изд-во ЛГОЛУ, 2011. – С.217
11. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М.,: Изд-во Логос, 1975. – С. 201
12. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности, Изд-во Калининград, 2002. – С.218
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Основы психологической антропологии: Психология развития человека, Изд-во Логос, 2003. – С.56
14. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. - М.,: Изд-во Наука, 1984. – С.71