Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внимание тесно взаимосвязано практически со всеми аспектами деятельности человека, в том числе с процессами восприятия, мышления, сосредоточения на образах памяти и выполнением сложно- координационных движений (D. Kahneman, 1973; M. Posner, 1990; Ю. Б. Дормашев, 1999; М. В. Фаликман, 2006; Ю. Б. Гиппенрейтер, 2008 и др.). В этой связи, внимание может являться фактором, определяющим результаты соревновательной деятельности спортсменов (R. M. Nideffer, 1976; G. Wulf, 2013; В. К. Сафонов, 2016; A. Moran, 2016 и др.).
Рост соревновательных результатов в спорте повышает требования к уровню развития высших психических функций спортсменов, в том числе, внимания. Достижение наивысших соревновательных результатов, согласно представлениям специалистов, возможно только с учетом проведения психологической подготовки спортсменов, включая и работу, направленную на развитие внимания спортсменов (П. А. Рудик, 1967; А. Ц. Пуни, 1969; R. M. Nideffer, 1976; D. Memmert, 2006; Г. Б. Горская, 2008; G. Wulf, 2013; A. Moran, 2019 и др.). Однако теоретические подходы, посвященные анализу внимания в спорте, рассматривают, в первую очередь, индивидуальные личностные особенности направленности внимания спортсменов (R. M. Nideffer, 1976), необходимость игнорирования отвлекающих факторов (A. Moran, 2016), перенос фокуса внимания с телесных ощущений (G. Wulf, 2013) и анти-целей (В. К. Сафонов, 2016) на цель деятельности.
В теоретических и эмпирических исследованиях недостаточно освещен вопрос о необходимости дополнительного развития способности спортсменов управлять своим вниманием: длительно удерживать высокую концентрацию внимания, эффективно переключать и распределять внимание и т.д. Описанные в литературе рекомендации по развитию и управлению вниманием спортсменов основаны чаще на практическом опыте работы специалистов в спорте, чем на результатах эмпирических исследований, которые выполнены, как правило, на материале игровых видов спорта.
В этой связи, актуальность темы исследования определяется необходимостью углубления знаний о роли внимания в спортивной деятельности и обобщения знаний психологической науки и опыта психологической подготовки спортсменов, а также научной и практической важностью систематизации, доработки и эмпирического подтверждения эффективности применения психологических методов развития свойств внимания спортсменов.
Объект исследования – процесс психологической подготовки спортсменов.
Предмет исследования – психологические методы развития свойств внимания спортсменов.
Цель исследования – научно обосновать и разработать психологическую методику развития свойств внимания у спортсменов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие свойств внимания спортсменов методами психологической коррекции позволит повысить результативность соревновательной деятельности спортсменов.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать необходимость развития свойств внимания спортсменов.
2.Проанализировать и систематизировать предлагаемые психологические подходы, методы и упражнения, направленные на развитие внимания в спортивной деятельности.
3..Разработать методику развития свойств внимания спортсменов и оценить ее эффективность в экспериментальных условиях.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы ведущих специалистов в области представлений о внимании в рамках деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов, А. Н. Гусев, И. С. Уточкин), теоретических и методических основ психологической подготовки в спорте (П. А. Рудик, А. В. Родионов, А. В. Алексеев, В. Ф. Сопов), ресурсных теорий внимания (D. Kahneman, M. Posner, N. Lavie), теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), теории перцептивного цикла (У. Найссер) современных представлений о роли внимания в спортивной деятельности (G. Wulf, A. Moran) и развитии внимания спортсменов (Р. Уэйнберг, Н. В. Цзен, Г. Б. Горская, A. Moran, Е. Е. Хвацкая).
В работе использованы следующие методы исследования:
1) изучение, анализ и обобщение специальной научно-методической литературы;
2) анкетирование;
3) метод наблюдения;
4) психологическое тестирование;
5) метод экспертных оценок;
6) психолого-педагогический эксперимент (констатирующая и формирующая части);
7) методы математической статистики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНИМАНИЯ И ЕГО РОЛИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Анализ классических теорий внимания в отечественной и зарубежной психологии
Внимание сопровождает практически все психические процессы и деятельность человека в целом. «Активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координаций» предполагают, требуют и являются прямым выражением работы внимания.
Накопленный теоретический и эмпирический опыт изучения внимания, его характеристик, подсистем и свойств, так и не позволил прийти к его единому определению. В многочисленных работах авторы дают различные, зачастую противоречивые, определения данного психического явления, что связано, в первую очередь, с вопросами возможности выделения внимания в качестве самостоятельного психического процесса. Среди многообразия определений внимания в данной работе под вниманием понимается «направленность и последующая за ней сосредоточенность сознания, психической деятельности на каких-либо объектах и действиях». Необходимость рассмотрения основных теоретических подходов к анализу внимания связана с возможностью более точного понимания данного психического явления, определения его роли в спортивной деятельности, рассмотрения процессов развития внимания и с поиском путей управления вниманием спортсменов.
Исторически, в психологической литературе разделы, посвященные вниманию, появились еще в XVIII веке, а уже к началу XX века сформировались многочисленные, во многом противоречащие друг другу, теоретические подходы к пониманию внимания.
Внимание в психологии сознания. Первый экспериментальный анализ феномена внимания был выполнен в работах Вильгельма Вундта (Wilhelm Maximilian Wundt), где были описаны такие его характеристики как «фокус внимания» и «зона внимания», т.е. зона более «ясного и отчетливого видения», вмещающая в себя количество элементов, соответствующих «объему внимания» от 4 до 6 единиц. Внимание он рассматривал как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем области содержаний», используя для его описания метафору «зрительного поля». При этом, В. Вундт рассматривал внимание как активный процесс апперцепции, позволяющий повысить ясность и отчетливость определенного содержания сознания, и снижающий ясность других. Апперцепция рассматривалась им как элементарный акт воли
В. Вундтом было также отмечено, что при длительной концентрации на каком-либо предмете впечатление поочередно то усиливается, то ослабляется. Данный феномен был подробнее описан в работах его ученика Эдварда Титченера (Edward Bradford Titchener), провозгласившим учение о внимании как одну из фундаментальных основ психологии.
Э. Титченер предложил метафору «волны внимания», в которой к шкале интенсивности была добавлена ось времени. Стоит отметить, что в подходе Э. Титченера внимание рассматривалось скорее, как пассивный процесс, а не волевой. Однако, некоторые открытые им закономерности применимы и в современной спортивной психологии. В частности, аккомодация, т.е. подготовка «волны внимания» к определенному стимулу, сокращает время, необходимое для попадания данного стимула на «гребень волны» и дальнейшую реакцию, а инерция внимания, напротив, увеличивает время, необходимое на восприятие и ответ.
Отчасти близких Э. Титченеру взглядов придерживался и Уильям Джемс (William James). Анализируя сознание как «поток», он подчеркивал его принципиальную избирательность, или направленность, проявляющуюся в том, что сознание не может одновременно вместить все впечатления и всегда выбирает, на что направить внимание; в этом проявляется введенный У. Джемсом принцип «ограниченности сознания». Выбор направленности сознания зависит от сформированности в уме идеи, предвосхищающей появление объекта внимания.
Вопрос детерминант ясности и отчетливости восприятия элементов перцептивного поля рассматривался и в рамках гештальтпсихологии, где многочисленные эмпирические данные привели к формированию понимания внимания как «эго-объектной силы». Внимание, в рамках данного подхода, рассматривается через силы, идущие от объекта восприятия к Эго и от Эго – к объекту. В первом случае структура объекта определяет отчетливость его восприятия; во втором случае – от наблюдателя зависит, что будет воспринято и с какой ясностью. Таким образом, в гештальтпсихологии было выполнено объединение двух раннее считавшихся противоречивыми подходов к пониманию внимания как причины и как эффекта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкин, Г. Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. – 2018. – № 3(50). – С. 28–31.
2 Бабушкин, Г. Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 1(12). – С. 153–169.
3 Баряев, А. А. Новые методы изучения и тренировки внимания в системе спортивной подготовки паралимпийского спорта / А. А. Баряев, С. А. Воробьев, Я. В. Голуб // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 70(2). – С. 51–53.
4 Бейшекеев, Э. М. Влияние концентрированности внимания спортсменов на результативность игр в соревнованиях по волейболу / Э. М. Бейшекеев, Ч. Н. Арыкова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2015. – № 9. – С. 161–166.
5 Бурцева, Е. В. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов / Е. В. Бурцева, Д. М. Баширова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – № 9(4). – С. 99–104.
6 Васильева, И. В. Практикум по психодиагностике: учебное пособие / И. В. Васильева. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 376 с.
7 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания : в 2 т. – Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. М. Величковский. – 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. – 405 с. – ISBN: 978-5-534- 06615-9.
8 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 343 с. – ISBN 978-5-534-03082-2.
9 Волков, Д. Н. Коррекция когнитивных ошибок у спортсменов высокой квалификации / Д. Н. Волков, В. М. Аллахвердов, В. А. Гершкович, В. Ю. Карпинская, М. Б. Кувалдина, Н. В. Морошкина, С. В. Медников, Н. В. Андриянова // Спортивный психолог. – 2013. – № 1(28). – С. 32–38.
10 Воронин, Н. А. Современные представления о системах внимания / Н. А. Воронин // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 4. – С. 67–76. – DOI: 10.17759/jmfp.2016050407.
11 Горская, Г. Б. Синдромный анализ ресурсов и ограничений конкурентоспособности спортсменов высокого класса / Г. Б. Горская // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2020. – № 1. – С. 40–42.
12 Гришкевич, М. С. Изучение концентрации внимания у студентов - спортсменов разного уровня спортивного мастерства / М. С. Гришкевич, И. Ф. Харина // Дневник науки. – 2018. – № 11(23). – С. 9–16.
13 Гузарь, В. Н. Развитие тактического мышления, внимания и способностей моряка управлять своими эмоциям средствами подвижных и спортивных игр / В. Н. Гузарь, А. Э. Болотин, С. Н. Юськив // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. – 2019. – Том ІІ. – С. 14–19.
14 Карданов, А. Х. Сравнительная характеристика проявления свойств внимания у спортсменов различных специализаций / А. Х. Карданов, Е. В. Карданова // Вестник магистратуры. – 2016. – № 6. – С. 84–86.
15 Кашапов, М. М. Особенности свойств внимания школьников, занимающихся спортивной и творческой деятельностью / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, В. С. Тихонина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29. – № 1. – С. 37–42.
16 Кузнецова, Т. Е. Изучение потребностей тренерского состава в психологическом обеспечении спортивной подготовки / Т. Е. Кузнецова, О. В. Тиунова // Спортивный психолог. – 2017. – № 1(44). – С. 15–19.
17 Передельский, А. А. Структура годичного коррекционного цикла психофизического развития ребенка на этапе начального спортивного отбора / А. А. Передельский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 1. – С. 38–39.
18 Петрушкина, Н. П. Оптимизация тренировочного процесса хоккеистов пубертатного возраста на основе комплексной оценки специальной и функциональной подготовленности / Н. П. Петрушкина, Н. Симонова, Е. В. Быков, О. И. Коломиец, А. В. Дегтярев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 11(165). – С. 261–266.
19 Тиунова, О. В. Актуальное содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки по данным анкетирования сборных команд страны / О. В. Тиунова // Спортивный психолог. – 2017а. – № 3(46). – С. 68–70.
20 Тиунова, О.В. Профессиональная деятельность спортивного психолога: спектр современных возможностей самореализации / О.В. Тиунова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017б. – №7 (149). – С. 241-247.
21 Тихонина, В. С. Развитие свойств внимания на этапе начальной подготовки спортсменов-футболистов / В. С. Тихонина, Т. В. Огородова // Научный альманах. – 2015. – № 10-4(12). – С. 446–449.