Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная работа — это профессия, основная функция которой — помогать людям, чтобы обеспечить им максимальный комфорт в их нынешнем состоянии.
На фоне углубляющегося кризиса российского общества, роста социальной напряженности и снижения уровня жизни большинства населения возрастает роль социальной работы с наиболее незащищенными категориями населения. Нормальное и устойчивое функционирование социальных служб во многом зависит от уровня профессиональной подготовки и личностного развития социального работника.
Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, воспитательных, этических, правовых проблем общества и человека; препятствует развитию негативных тенденций в обществе, способствует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность исследования.
Степень научной изученности. Большой вклад в изучение проблемы формирования профессиональных и личностных качеств социального работника внесли следующие авторы: Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, В.А. Сластенин. В работах этих исследователей отражены условия формирования личности социального работника, процесс формирования профессионально значимых качеств личности социального работника и многие важные для изучения данной проблемы аспекты.
Объектом исследования являются профессионально-личностные качества работников социального обслуживания как одна из составляющих оценки качества социального обслуживания населения.
Предметом исследования является процесс формирования и коррекции профессионально-личностных качеств специалиста социального обслуживания.
Цель исследования – изучить профессионально-личностные качества специалиста социального обслуживания и предложить программу по их совершенствованию и коррекции, что позволит повысить качество социального обслуживания. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать деятельность работников социального обслуживания в современных условиях;
- выявить особенности формирования профессиональных личностных качеств работника социального обслуживания населения;
- изучить профессиональные требования к социальному работнику;
- изучить профессионально-личностные качества специалистов по социальной работе на примере Территориального Управления Пенсионного Фонда РФ;
- провести анализ программы совершенствования профессиональных качеств у работников социального обслуживания населения на примере Территориального Управления Пенсионного Фонда РФ по Самарской области.
Методология исследования включает в себя использование таких методов научного познания как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анкетирование, опрос.
Представленная работа состоит из введения, основной части, разделенной на разделы и подразделы, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические особенности профессиональной деятельности специалистов системы социального обслуживания населения
1.1.Деятельность работников социального обслуживания в современных условиях
Начало социальной работы в России обычно связывают с событиями 1991 года, когда 23 апреля 1991 года специальность «социальный работник» была включена в квалификационный перечень специальностей Советского Союза.
25 ноября 1991 г. в России под руководством ректора-организатора, доктора исторических наук, а в настоящее время академика РАН В.И. Жукова было создано первое высшее учебное заведение по подготовке специалистов для социальной сферы – Московский государственный социальный институт (в настоящее время – Российский государственный социальный университет).
В настоящее время с точки зрения профессиональной подготовки социальных работников учреждений социальной защиты населения можно разделить на специалистов и неспециалистов. Не следует забывать, что социальные специалисты имеют высшее и среднее профессиональное, специальное и неспециальное образование.
Социальных работников, работающих в учреждениях социального обслуживания, можно разделить на 3 группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные работники. Все они имеют разный уровень профессиональной квалификации, подготовки и опыта. Следует отметить, что, к сожалению, не все специалисты по социальной работе готовы успешно выполнять свои обязанности и обладают высоким профессионализмом.
На современном этапе становления и развития социальной работы естественно, что важная роль должна отводиться проблеме становления профессионализма социальных работников, расширения потенциала кадров социальных организаций, пути его повышения, профессиональная подготовка и переподготовка специалистов в области социальной работы. Это связано с тем, что в органах социальной защиты часто работают сотрудники, не имеющие законодательно установленного уровня профессионального образования, что снижает эффективность социальной помощи населению, престиж и статус социальной работы как профессиональной деятельности[13].
На данный момент профессиональная подготовка специалистов по социальной работе является вполне ожидаемым ответом на сложившуюся сложную социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию в нашей стране, путь к более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения.
Первой характеристикой модели социальной работы на современном этапе ее развития является возрождение профессий «социальный педагог» и «социальный работник». Это явление имеет вполне естественное объяснение, так как история развития социальной помощи в нашей стране свидетельствует о масштабах ее деятельности, ярких примерах благотворительности, предшественницей которой послужила домашняя трудовая система социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что возникла ситуация противоречия между богатым историческим опытом социальной помощи в нашей стране и исчезновением этой самой традиции на практике. Сложилась довольно печальная ситуация: мы имеем настолько богатый исторический опыт, что без кардинальных изменений в оказании социальной помощи не можем его должным образом применить в современных условиях. Россия вынуждена воссоздавать современную систему социальной работы, представленную непосредственно специалистами социальной сферы.
Третья характеристика неразрывно связана со второй, т.к. груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит трудную задачу перед социальными работниками: они вынуждены одновременно создавать эффективную систему социальной защиты, разрабатывая при этом научную систему, отвечающую запросам современности. Можно смело сказать, что становление социальной работы как области профессиональной деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических и концептуальных положений, определяющих сущность таких сложных явлений, как социальная работа и социальная педагогика.
И, наконец, четвертая особенность проявляется в тесной связи таких социальных понятий, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически социальная работа в России представляет собой не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работу по созданию благоприятных условий для развития и формирования личности в социальном, психологическом, экономическом и правовом отношении.
Социальная работа и социальная педагогика в нашей стране, безусловно, переплетены и имеют множество точек соприкосновения. Часто используемое противопоставление этих понятий учеными-исследователями и специалистами этих профессий, как показывает опыт, приносит больше вреда, чем пользы. Можно ли классифицировать социальную работу и социальную педагогику как единую деятельность и рассматривать их в симбиозе, или это все-таки разные области, использующие разные методы и приемы работы?
На сегодняшний день в науке нет единого мнения по этому вопросу. Теперь можно сказать одно: сущность социальной работы нельзя понимать ни как понимание только одного из видов помощи, ни как теоретическое изучение специфики социальной политики и способов ее организации[4].
Таким образом, выявленные тенденции развития социальной работы на современном этапе позволяют охарактеризовать процесс формирования профессии как противоречивый и многообразный, существенными факторами которого являются противоречия двух уровней: институционального и организационно-профессионального. Барьером развития профессии социального работника является несоответствие в понимании самой сущности социальной работы конкретному профессиональному статусу, а также недостаточно сформулированные условия получения социальной работой статуса самостоятельной профессии.
1.2.Формирование профессиональных личностных качеств работника социального обслуживания населения
Обязательным условием формирования качеств социального работника является его способность. Их наклонности считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека к работе с людьми, интересе к ним, выдержке и терпении и т. д. Но задатки — это не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и другие способности человека, они могут стать его сформированным качеством, если человек постоянно работает над ними.
Вследствие этого, можно сделать вывод, что специалист социальной работы изначально не рождается с заданными качествами, они формируются в процессе обучения по профессии и в непосредственной профессиональной деятельности.
Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков самосовершенствования[2].
В процессе становления личности социального работника главную роль играет профессиональное воспитание, которое включает в себя профориентацию, начало самостоятельной трудовой деятельности, овладение профессией, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
По мнению В.Ф. Орлова, профессиональное воспитание – это «целенаправленный процесс», который способствует формированию личности обучающихся в учреждениях профе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия. – 2004. – 672 с.
2. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф. Басова. – 2–е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 288 с.
3. Беребешкина З. А. Этика социального работника: учеб.пособие. / З. А. Беребешкина. – М., 1995.
4. Бондаренко И.С. В интересах пожилых людей. / И.С. Бондаренко // Работник социальной службы. – 2007. – №1. – 44 – 46 с.
5.Васина В.В. Тренинг в аспекте фасилитации социального взаимодействия работников образования / В.В. Васина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.– 2014. – №2.
6. Воронцова И.В. / Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности / И.В. Воронцова, О.А Полежаева // Молодой ученый. – 2015. – № 20. – 435 – 439 с.
7.Духовно-нравственные качества социального работника – Режим доступа: http://scibook.net/sotsialnaya–rabota-kniga/192–duhovno– nravstvennyie-kachestva–18345.html – (дата обращения 11.12.2022).
8. Дьячек Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика / Т.П. Дьячек.– Тамбов, 2002.
9.Елютина М.Э. Социальная геронтология: учеб. пособие. / М.Э. Елютина, Э.Е Чеканова. – М.: ИНФРА, 2006. – 354 с.
10. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб пособие. / Р.И. Ерусланова. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 256 с.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
12. Кравченко А.И. Социальная работа. / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, 2008. – 314с.
13. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.– 432 с.
14. Личностно-нравственные качества социального работника. Нравственность основа личности социального работника – Режим доступа: http://www.sociologysoul.ru/tpts–225–1.html (дата обращения 11.12.2022).
15. Личностно-нравственные качества социального работника – Режим доступа: http://soc–work.ru/article/534 – (дата обращения 11.12.2022).
16. Личностно–нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования – Режим доступа: http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj–raboty-lichnostno-nravstvennye– kachestva–socialnogo–rabotnika–ix.html – (дата обращения 11.12.2022).
17. Личностные качества социального работника – Режим доступа: http://www.wayofsociology.ru/wospgs-303–1.html (дата обращения 11.12.2022).
18. Личностные качества социального работника – Режим доступа: http://studme.org/48120/sotsiologiya/lichnostnye_kachestva_sotsialnogo_rabotn ika – (дата обращения 11.12.2022).
19.Пантюк И.В. Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе: учеб.пособие / И.В. Пантюк. – Мн., 2011. – 304 с.